Известно, что L, хорошо знакомый поклонникам «Тетради смерти», всегда работал один – и обладал при этом «такой властью, какую не имела ни одна организация мира». Но в данном случае «диванный детектив» попросил о помощи – и не только потому, что нуждался в руках и глазах на месте событий. Быть может, он подозревал, что это «дело, которое невозможно раскрыть»?..
Если L – гений, то B – супергений. Если L – странный тип, то B – суперстранный. Итак, время браться за дело. За то дело, где B превзойдёт L.
Фрагмент иллюстрации к ранобэ Нисио Исина «Death Note. Другая тетрадь: Дело о серийных убийствах В. В. в Лос-Анджелесе»
И вспомнить хочется, и забыть, как страшный сон.
В августе 2002 года L, которого принято называть «величайшим детективом века» («…L был тем, кто официально раскрыл более трёх тысяч сложнейших дел, а за решётку отправил народу в три раза больше»), просит живущую в США японку Наоми Мисору («…в тот период она была никому не известным агентом ФБР, временно отстранённым от службы») помочь ему в расследовании одного странного дела.
За последние две недели убито уже трое человек: «наёмный писака» Белив Брайдсмэйд (удушение), девочка Квортер Квинн (черепно-мозговая травма) и банковская служащая Бэкъярд Боттомслэш (ножевое ранение). Никакой связи между ними не обнаружено («Маловероятно, что эти трое вообще когда-то пересекались»), а в единую серию эти убийства объединяются по двум признакам:
– на месте преступления оставлены приколоченные к стенам соломенные куклы (в Японии их называют «вара-нингё»),
– все три комнаты с жертвами были заперты изнутри (говоря «языком старых добрых детективов, налицо “загадка запертой комнаты”»).
Помимо этого – ни следов, ни улик, ни зацепок, «вообще никаких». «Убийца оказался так ловок, что переплюнул в мастерстве всех следаков города», – но L тем не менее рассчитывает, что Наоми Мисора (даже не имея сейчас никаких преимуществ, а действуя исключительно как гражданское лицо) сумеет отыскать наверняка оставленные убийцей подсказки, благодаря чему они успеют обыграть хитроумного негодяя.
– Выходит, нужно ждать четвёртую жертву? Следующий раз – последний?
– Нет. Последний уже был, – даже в синтезированной речи Мисора слышала железную непоколебимость. – Следующего раза не будет, ведь за дело взялся я.
Тогда как L всё время остаётся лишь изменённым голосом из телефона, непрошенным напарником Наоми – очень и очень эксцентричным, если не сказать странным! – выступает некий Рюдзаки, который кладёт в чашку кофе «никак не меньше двухсот граммов сахара» и любит сидеть, прижав ноги к груди («Мыслительные способности возрастают до сорока процентов. Обязательно попробуйте»)…
По большому счёту, «Дело о серийных убийствах В. В. в Лос-Анджелесе» имеет к «Death Note» лишь косвенное отношение. Да, тут есть L, довольно часто упоминается взрастивший его «Дом Уэмми», есть даже глаза синигами – но имеют ли они влияние на сюжет?.. Очень условное, очень. Можно ли всё это вычеркнуть, оставив в сохранности саму детективную суть? Вполне.
Другими словами, в отличие, например, от ранобэ по «Токийскому гулю», которые привязаны к оригинальной манге весьма тесно, «Другую тетрадь» можно брать и читать вне зависимости от того, в курсе ли вы о наличии первоисточника. Да, какие-то вещи могут быть поначалу непонятны – но не настолько, чтобы прервать из-за этого чтение. Да, какие-то спойлеры Нисио Исин вам, быть может, и выдаст – но это настолько незначительные, как мне кажется, детали, что они в любом случае очень быстро забудутся.
Слово «зачем» можно было задавать в отношении каждой мелочи в этой истории.
Зачем отправлять зашифрованное послание в полицейское управление Лос-Анджелеса? Зачем оставлять ещё один шифр на книжной полке? Зачем вообще убивать троих людей? Если убийца преследует какую-то цель, то что это за цель? Пусть жертв могли подобрать случайно, но была же какая-то причина их убить?..
Оставаясь в мире «Death Note» и сохраняя его атмосферу, автору удалось уйти от паразитирования и создать свой собственный текст – что не может не вызывать уважения. Сокрушаясь по ходу дела, что «детективный роман как жанр нынче почти не встречается – ему на смену пришли психологический детектив и детективный триллер», Нисио Исин сделал попытку написать именно что детектив – и попытку эту можно счесть вполне удачной.
Мисора прямиком шла к ответу, который не должна была найти.
Докопалась до того, до чего не должна была докапываться.
Ещё немножко…
И она – у цели.
Но тот ли это детектив, в котором свою партию может сыграть и проницательный читатель? Определённо нет. Выйти на убийцу и разгадать ход его мыслей за страницами книги никак невозможно – по крайней мере, в большинстве из предложенных тут загадок («Преступник не пытался запутать следы. Он просто издевался»). Эти ребусы – ради ребусов, ради того, чтобы красиво описать процесс их разгадывания; предположить, что кто-либо смог бы допереть до всего этого в реальной жизни, – польстить и себе, и миру. Что вовсе, впрочем, не лишает нас удовольствия следить за распутыванием невероятно изощрённого бреда – и верить на слово, что такое вообще возможно.
– Число 1423 – это три раза вычесть по 376, а на четвёртый раз в остатке нужно взять не первую букву, а четвёртую. Не «Т», а «А». Дальше число 582 и слово «arbiter», остаток получается уже после первого действия, то есть нам нужна буква «R» вместо «A». Таким образом, вместо «Qutrtea» мы получаем «Quarter».
Таким же образом в слове «equable» (цифра 724) берётся вторая буква «Q», поскольку пришлось дважды вычесть, чтобы получить нужную страницу. В слове, зашифрованном под цифрой 1001, «thud», выбирается не «T», а «U». И тогда получается не «Eteen», а «Queen». То есть в целом выходит как раз «Quarter Queen». Имя девочки. {…}
– У вас получилось, Мисора, – похвалил её Рюдзаки, не меняясь в голосе. – Отличный вывод. Я бы сам до такого никогда не додумался.
Хотя если оставить эти жёсткие и воистину головоломные вычисления в стороне, а сосредоточиться первым делом на доступных нам фактах… Ну, как минимум подозревать, что случится в финале, – возможно. Только вот чтобы избежать этого и окончательно нас запутать, хитрый автор запускает в текст такую обманку, что изначально не позволяет играть с ним на равных – и наверняка заставит потом возвратиться к прочитанному.
Да, я верю в то, что мы расшифровали послание правильно, даю девяносто девять процентов, но как бы убедительно ни звучали наши доводы, доказательств всё равно не хватает. Нам скажут, что это пустые фантазии, ничего больше. И тогда делу конец.
Но если вернуться к «Death Note»: читать ли эту книгу поклонникам манги? Да, почему бы и нет. К давнишнему сюжету это ранобэ ничего не прибавит, но кой-какие штрихи, любопытные фанатам, подрисует. Теперь мы хотя бы лучше знаем ту девушку, которая через пару лет первой выйдет на след Киры – и от его руки, к сожалению, погибнет (а это ведь то, что окончательно перевернуло саму окраску героя, отрезав ему путь к восстановлению репутации «отчасти положительного героя»).
Но повторюсь: аудитория этой книги – шире. Поднимите руки, кто здесь любит японские детективы?..
– Иными словами, даты, когда совершались убийства, имеют нечто общее, так же как цифры «22», «31», «4» и «13» имеют общую черту. Если сложить два числа в составных числах, мы получим «4». Кстати, в месяце только четыре даты, где сумма цифр даёт «4». То есть у нас всего четыре возможных дня. И каждый раз что-то происходит… Число кукол тоже совпадает – изначально их было четыре, то есть опять же «1 + 3 = 4». Возможно, это всего лишь совпадение… Но если обратиться к промежуткам между преступлениями, то есть к четырём и девяти дням, мы вновь получим в сумме «13», то есть «B».
– Ясно. Неплохо, – кивнул Рюдзаки, как будто соглашаясь.
Создатели нового супергеройского сериала от Marvel, разрабатываемый для стримингового сервиса Disney+, почти определились с исполнителем центральной роли.
Сообщается, что Оскар Айзек является главным кандидатом и с ним ведутся активные переговоры. На роль также претендовали Давид Диггс («Сквозь снег») и Ник Кролл. Но Айзек обошел их на повороте. Фанатским выбором исполнителя главной роли был Киану Ривз, за которым Marvel охотится уже не первый год. Но Киану ловко уворачивается от их предложений.
«Лунный Рыцарь» - персонаж компании Marvel Comics, получивший суперсилы, благодаря древнему египетскому артефакту. Статуя бога Луны Хонсу наделила его сверхчеловеческой силой, скоростью и возможностью регенерации, но его способности напрямую связаны с фазой Луны. Также герой имеет некоторые психические проблемы, которые с большой вероятностью будут отражены в сериале.
Шоураннером проекта выступит Джереми Слэйтер, причастный к сериалу «Академия "Амбрелла"».
«Возможно, когда-нибудь эти ребятишки встанут на твоём пути к достижению цели», – размышляет злодей, внимательно наблюдая за телетрансляцией юношеских соревнований. И он прав, ой как прав: однажды эта молодая шпана и правда сотрёт с лица земли всю эту нечисть!..
Фрагмент обложки манги Кохэя Хорикоси «Моя геройская академия 3. Книги 5–6»
Мы дерёмся, чтобы победить… Чтобы стать ближе к заветной мечте… Стать лучшими из лучших!
В третьей «Моей геройской академии» хочется выделить три наиболее важных сюжетных линии.
Первая из них (она же занимает больше всего места, практически половину тома) связана с начавшимся ещё в прошлой книге спортивным фестивалем, который постепенно приближается к финалу. Для Мидории, ещё не вполне освоившегося со своею причудой, эти поединки – не столько возможность продемонстрировать свои физические навыки, сколько шанс проявить моральные качества. Своим поведением на поле боя – когда он практически делает всё для того, чтобы отдать победу сопернику, – молодой герой показывает, что хорошо усвоил урок, некогда ему данный Всемогущим: «Помогать, когда тебя не просят, – это нормально для настоящего героя!»
Просто хочу оправдать ожидания!.. Стать клёвым героем, который с улыбкой на лице справляется со всеми трудностями… Вот она, моя мечта!
В то же время Мидория понимает, что время неоправданно рискованных экспериментов прошло – и даже в больничке, на которую так полагаются все участники соревнований, впредь отказываются лечить подобные травмы. Мало «обладать недюжинной силой воли и решимостью», не страшась адской боли и пугая всех вокруг своей бесшабашностью; пора уже научиться использовать доставшуюся силу «так, чтобы за меня не беспокоились».
Ещё чуть-чуть – и мы дойдём до классического «чем больше сила, тем больше ответственность»; воспитание юного героя (как и юных читателей!) идёт проверенным правильным курсом.
…Ты уже неоднократно превзошёл мои самые смелые ожидания! И в глубине души я знаю, что в тебе, Мидория, есть нечто особенное. Именно в тебе – и ни в ком другом.
Фрагмент разворота манги Кохэя Хорикоси «Моя геройская академия 3. Книги 5–6»
Отсюда же проистекает вторая важная линия, закладывающая новое направление на будущее: практика, на которую направлены все ученики уже после окончания фестиваля («Надо не просто называться героем, а быть им»). Позаниматься с Мидорией вызывается эксцентричный Гран-Торино, «заставляющий дрожать самого Всемогущего» – и с лёту, кстати, отрицающий все педагогические достижения первого наставника юноши («Я больше не мог на это смотреть, поэтому решил сам взяться за твоё воспитание»). «Твоё слепое преклонение перед Всемогущим и непомерное чувство ответственности стали кандалами, которые мешают тебе двигаться вперёд», – уверен Гран-Торино; как ни странно, эти его слова быстро достигают цели.
Что примечательно, автор и не скрывает источник своего вдохновения; более того – он в восторге от сложившейся комбинации:
Многим читателям случившееся в доме Гран-Торино напомнит то, что некогда произошло на Дагобе. Главный герой одного известного вам фильма приходит к учителю своего учителя, а тот ведёт себя так, будто совершенно выжил из ума.
К слову, об авторе. Между главами Кохэй Хорикоси не только подробнее рассказывает о том, как придумывал своих персонажей, но и объясняет устройство геройских костюмов, пытается шутить (например, вот чрезвычайно короткое руководство «Как экономить на еде!» от скованной в средствах Урараки: «НИЧЕГО НЕ ЕСТЬ»), чуть-чуть играет с подростковыми фантазиями, показывая своих героинь в купальниках («Вау! Да! То, что надо!»), а также делится роскошными воспоминаниями из профессиональной жизни:
Однажды мне повезло встретиться и даже поговорить с Кисимото-сэнсэем, создателем «Наруто». Он тогда сказал мне, что на деле история может получиться в несколько раз больше, чем планировалось в первоначальном сценарии. Что ж, он оказался абсолютно прав. Сэнсэй крут!
Да, и ещё одна кинематографическая отсылка: выбирая себе геройское имя, Мина Асидо пишет на табличке: «Героиня Ридли – Королева Чужих», на что тут же получает из аудитории: «Но королева ж вроде из сиквела! А его вообще другой режиссёр снял!» В результате ей приходится даже давать разъяснение – но не одноклассникам, а напрямую читателям:
Так как Королева Чужих впервые появляется в сиквеле фильма «Чужой», по-хорошему мне нужно было бы назваться героиней Кэмерона, а не Ридли! Но при мысли о «Чужих» на ум пришёл именно Ридли Скотт! Так уж получилось. Извините.
Фрагмент одной из обложек манги Кохэя Хорикоси «Моя геройская академия 3. Книги 5–6»
Третий же важный сюжет – зловещий: в городе объявился Убийца героев по прозвищу Пятно, «настоящий дьявол во плоти, который убил уже семнадцать героев и покалечил двадцать три» («причём из выживших никто не смог полностью восстановиться, чтобы продолжать исполнять свои геройские обязанности»; пострадал в том числе и брат Тэнъи Иды).
В соответствии с законами жанра, Пятно собирается очистить ближайшие города «от скверны» не просто так, а следуя своей философии и пониманию сложившейся в мире ситуации. Те, кто называют себя героями, по его мнению, «забыли о своём истинном предназначении», «потонули в лицемерии и тщеславии», на уме у них – «одна только корысть» («Слава… Деньги… Тьфу!»). «Их драгоценное общество насквозь прогнило», «сплошь и рядом кишит жалкими подражателями», и цель убийцы – помочь нам осознать это.
Великого звания героя достоин лишь тот, кто совершает настоящие подвиги! Тогда как нас окружают жалкие подобия героев, всякие охотники до наград и премий! Сколько же их развелось! И пока общество не начнёт исправлять свои ошибки, я буду возвращаться снова и снова.
Другое дело, что то же самое Пятно в открытую говорит и о тех, кто вроде бы стоит с ним на одной стороне; а потому сразиться с ним теперь мечтают не только положительные силы, но и отрицательные – не чураясь пламенной клятвы: «Я раздавлю твою гордость и растопчу твоё достоинство, о величайший из всех злодеев!»
Благодаря подобному накалу затеянная здесь педагогическая поэма отнюдь не кажется занудной, напротив – важная и вслух проговариваемая мораль то и дело оттесняется на второй план эффектными боями не на жизнь, а на смерть. И чем дальше, тем, судя по всему, будет круче – ведь на городских улицах появляются теперь ещё и так называемые ному, генетически модифицированные существа, под завязку накачанные лекарствами и химическими веществами и способные вместить в себя «силу нескольких причуд одновременно». И это уже – не спортивный праздник под присмотром взрослых, это – то самое, ради чего эти ребятишки и собирались становиться героями.
Если уж вышел на бой против меня, сражайся так, чтобы победить! Отдай во имя победы все свои силы!
Великая классика фантастики отметила в этом году 35-летний юбилей и 21 октября была представлена в формате 4К. По этому случаю сценарист трилогии поделился крайне любопытным фактом.
Сценарист и продюсер «Назад в будущее»Боб Гэйл недавно поучаствовал в подкасте Collider и рассказал об оригинальной концовке первой части и о том, почему от нее было решено отказаться. По словам Гейла, в первой версии сценария финал происходил на ядерном полигоне.
«Идея, что DeLorean работал на атомной энергии, получала развитие в том, что героям Марти и Дока Брауна нужно было использовать ядерную энергию, чтобы отправить машину времени назад в будущее. Боб [Земекис] и я смотрели документальный фильм «Атомное кафе», фильм под названием «Атомный ребенок», которому мы отдаем дань уважения на шатре городского театра в 1955 году — один из самых извращенных фильмов, когда-либо созданных ... Мы были одержимы идеей: «Эй, разве не было бы круто, если бы мы могли воссоздать один из этих городов и взорвать его?». И знаете, хорошо быть писателем — вы можете написать в сценарии все, что захотите. Итак, мы написали эту тщательно продуманную последовательность событий в оригинальной версии, где машина времени была встроена в холодильник, который был капсулой времени. И именно там должен был быть Марти, когда произойдет ядерный взрыв».
Но на раннем этапе разработки картины, студия попросила Земекиса и Гейла сократить бюджет, и им пришлось отказаться от самого дорогого эпизода в фильме — финала.
«Когда пришло время урезать бюджет — и это было до того, как мы выбрали на главную роль Эрика Столца, — студия сказала: «Эй, ребята, вы можете снять фильм, но вырежьте 1 миллион долларов». Мы с Бобом долго и внимательно смотрели на сценарий и размышляли: «Что мы режем? Как нам сэкономить 1 миллион долларов?». И самым дорогостоящим было создание и строительство этого города. И мы поняли: если мы можем это исключить — если мы сможем отказаться от использования локации и строительства города, это легко сэкономит нам 1 миллион. В течение выходных мы придумали всю сцену с башней с часами. И взгляните на «Индиану Джонса 4», и вы увидите, что Стивен Спилберг был вдохновлен оригинальной концовкой «Назад в будущее».
На протяжении длительного процесса разработки квадриквела приключений Индианы Джонса одним из ключевых элементов, которые хотел включить Спилберг, было то, что Индиана должен был пережить ядерный взрыв внутри холодильника. И поскольку Спилберг был продюсером фильма «Назад в будущее», очевидно, что он оставил эту идею концовки про запас, чтобы использовать ее годами позже в «Королевстве Хрустального Черепа».