На экраны вышел фантастический блокбастер «Тёмная башня», снятый по одноимённому циклу романов-бестселлеров Стивена Кинга. Задолго до премьеры вокруг этой картины разгорелись жаркие дебаты, причиной которых стало назначение темнокожего актёра Идриса Эльбы на главную роль. Всё дело в том, что Стрелок – которого предстояло сыграть Эльбе – в книгах описывался едва ли не копией Клинта Иствуда, что и дало старт дискуссии об уместности такой замены.
По такому случаю я решил вспомнить, какие ещё белых персонажей книг, комиксов и фильмов играли чернокожие.
Ник Фьюри (фильмы студии Marvel)
В фильме. Современное поколение любителей комиксов знает этого персонажа под именем полковник Ник Фьюри, чей экранный образ уже с полдюжины раз воплотил Сэмюэл Л.Джексон. Впервые роль Фьюри Сэмюэл исполнил в небольшой послетитровой сцене в ленте «Железный человек» (2008) и с тех пор появляется едва ли не в каждом новом фильме т.н. кинематографической вселенной Марвел.
В комиксе. Ника Фьюри придумал Стэн Ли и его соавтор Джек Кирби почти 55 лет назад. Впервые этот персонаж появился в 1963-ем году на страницах комиксов «Сержант Фьюри и его воющие коммандос». Помимо отличия в звании – с годами он стал полковником – Ник описывался как спецагент с внешностью и замашками Джеймса Бонда. В 1998-ом году история его приключений была экранизирована, а роль Фьюри исполнил актёр Дэвид Хассельхоф.
Роберт Нэвилл («Я – легенда»)
В фильме. В 2007-ом году на экраны вышел фильм «Я – легенда», в котором Уилл Смит сыграл роль Роберта Нэвилла. После глобальной пандемии, превратившей всех обитателей Нью-Йорка в вампиров, герой Смита оказывается последним обитателем Большого яблока.
В книге. Сценарий фильма основан на знаменитом одноимённом романе Ричарда Мэтисона 1954-го года, повествующем о белом мужчине из Лос-Анджелеса, живущем в условиях вампирского апокалипсиса и отчаянно ищущего способ исцелить заражённых. До 2007-го года книга экранизировалась дважды. В 1964-ом году вышел фильм «Последний человек на Земле», где главную роль сыграл икона британских хорроров Винсент Прайс, а в 1971-ом состоялась премьера «Человека Омега», в котором роль Невилла примерил Чарльтон Хэстон, известный по фильму «Планета обезьян».
Женщина-Кошка (фильмы студии DC о Бэтмене)
В фильме. В 2004-ом году был снял первый полнометражный сольный фильм о Женщине-Кошке. Первоначально сценарий создавался под актрису Эшли Джадд. После того, как она не смогла принять участия в съёмках, вакантное место предложили Мишель Пфайффер, которая ранее уже играла Кошку в фильме Тима Бёртона «Бэтмен возвращается». Сославшись на неприязнь костюма, доставившего ей когда-то жуткие неудобства, она также отказалась от съёмок. В итоге титульную роль получила оскароносная Холли Берри.
В комиксе. Селина Кайл – такое имя носит Женщина-Кошка в повседневной жизни – дебютировала на страницах комиксов в 1940-ом году. Авторы графической истории описывали её как жгучую брюнетку, femme fatale и главный интерес Бэтмена, с которым у неё сложились противоречивые отношения любви и ненависти. К слову, Берри – не первая темнокожая актриса, сыгравшая «белую» Кошку. В классическом телесериале 60-ых «Бэтмен» с Адамом Уэстом, роль Женщины-Кошки исполнила Эрта Китт.
Харви Дент (фильмы студии DC о Бэтмене)
В фильме. Роль прокурора Харви Дента в картине Тима Бёртона «Бэтмен» (1989) досталась Билли Ди Уильямсу. Широкой аудитории любителей фантастики он известен прежде всего по участию в серии фильмов «Звёздные войны», где он сыграл Ландо Калриссиана, друга Хана Соло.
В комиксе. Первые эпизодические появления Харви датируются 1940-ым годом. В то время он ещё не стал одним из главных соперников Тёмного рыцаря – маньяком с расстройством личности по имени Двуликий – а был эпизодическим персонажем. Он даже носил другую фамилию – Кент, а не Дент (корректировку провели из-за путаницы с Супермэном, принявшем земное имя «Кларк Кент»). После Ди Уильямса роль Двуликого играли Томми Ли Джонс и Аарон Экхарт. А сам Билли Ди вернулся к своему персонаже десятилетия спустя в мультфильме «Лего Фильм: Бэтмен», где озвучил игрушечную версию Двуликого.
Джонни Шторм («Фантастическая четвёрка»)
В фильме. «Нулевые» знаменуют появление целой череды фильмов о героях комиксов разной степени известности. Одной из таких команд стала Фантастическая четвёрка, одного из участников которой – героя по прозвищу Факел – сыграл актёр Крис Эванс (известный по своей более поздней роли Капитана Америка). В 2015-ом году студия решила перезагрузить франшизу и в новой экранизации партия Факела досталась Майклу Б.Джордану.
В комиксе. Джонни Шторм, известный как Человек-факел, был младшим братом другой участницы Четвёрки – Сьюзен Шторм, обладавшей способностью становиться невидимой. В первой экранизации 2005-го года родство персонажей сохранили, а через 10 лет, в связи с утверждением на роль афроамериканца, от него по понятным причинам отказались.
Карате-Пацан (серия фильмов «Карате-Пацан»)
В ремейке. Летом 2010-го года прошла премьера ремейка одноимённой картины 80-ых, в котором главную роль сыграл Джейден Смит – сын Уилла Смита (последний, к слову, занимался продюсированием ленты). Помимо Смита Мл. в фильме снялся Джеки Чан, что, вкупе с известным на Западе брендом, обеспечило внушительные кассовые сборы.
В оригинальном фильме. Картина «Парень каратист» была снята в 1984-ом году и главную роль в ней исполнил Ральф Мачио, чья карьера резко пошла в гору после съёмок в «Изгоях» Ф.Ф.Копполы. История о мальчике, изучающем единоборства, и его наставнике имела огромный успех, обзавелась чередой сиквелов, в одном из которых одну из своих ранних ролей даже сыграла Хиллари Суонк.
Джей («Люди в чёрном»)
В фильме. В трилогии Барри Зоненфельда роль агента Джея исполнил Уилл Смит. Он не был первым кандидатом и до Смита предложение участия в съёмках получил Дэвид Швиммер (сериал «Д.Р.У.З.Ь.Я.»). От предложения последний отказался, побоявшись потеряться в тени более маститого актёра-напарника – на роль его ментора, агента Кея собирались звать Клинта Иствуда.
В комиксе. Сценарий фильма основан на одноимённом комиксе, первый выпуск которого появился в 1990-ом году. Как и позднее фильм, комикс рассказывал о двух белых напарниках – Кее и Джее, работающих на секретную правительственную организацию. В мультсериале, шедшем на малых экранах с 1997-го по 2001-ый год, цвет кожи Джея был также изменён.
Манипенни (серия фильмов о Джеймсе Бонде)
В фильмах (2012-…). С утверждением на роль Бонда актёра Дэниела Крэйга, в летописи одного из самых известных шпионов в мировом кинематографе наступила новая глава, которая привнесла немало изменений. Поменялась тональность фильмов (они стали серьёзней и реалистичней); изменился образ агента 007 (из щёголя и ловеласа он превратился в хладнокровного профи); кроме того кастинговые корректировки коснулись персонажа Манипенни – начиная с ленты «Скайфолл» её играет актриса Наоми Харрис, известная по фильму Дэнни Бойла «28 дней спустя».
В фильмах до 2012-го и книгах. Манипенни, она же «Ева» и «Джейн» – вымышленный персонаж цикла романов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. В экранизациях её образ воплощался уже более 20 раз шестью разными актриса. Наоми Харрис переняла эстафету в 2012-ом и стала первой темнокожей актрисой, когда-либо игравшей эту роль.
Хеймдалль (серия фильмов Marvel о Торе)
В фильме. Роль стража Асгарда, денно и нощно охраняющего вход в королевство Одина, досталась британскому актёру Идрисе Эльбе. Как видите, в его фильмографии это уже не первый случай, когда ему предстоит играть белого персонажа. Хотя до Уилла Смита Эльбе пока, безусловно, ещё очень далеко.
В комиксах и скандинавской мифологии. В мифологии европейских народов Хеймдалль описывался сыном Одина, находящимся на страже мирового древа. Когда наступит конец времён, именно Хеймдалль призовёт богов на последний бой. В серии комиксов студии Марвел Хеймдалль впервые появляется в 1962-ом году и изображается архетипным скандинавом – рослым и светловолосым.
Рэд («Побег из Шоушенка»)
В фильме. Одна из самых известных экранизаций произведений Стивена Кинга уже сталкивалась с полным изменением персонажа. В 1994-ом году вышел «Побег из Шоушенка» режиссёра и сценариста Фрэнка Дарабонта, одну из главных ролей в котором – заключённого по имени Рэд – сыграл актёр Морган Фриман.
В книге. Сценарий ленты основан на книге «Рита Хэйуорт и спасение из Шоушенка», в которой Рэд был не темнокожим, а ирландцем. Кинг описывал его бледнолицым и рыжеволосым – отсюда и прозвище: Red по-английски значит, в том числе, «рыжий».
ПС: последние несколько лет западную киноиндустрию сотрясает череда скандалов, связанная с т.н. diversity – разнообразием в утверждении актёров на роли. Особенно громко этот вопрос стал поднимаматься в период правления Барака Обамы, хотя именно в его президентство на экраны вышли такие заметные ленты как «Линкольн», «Джанго Освобождённый», «12 лет рабства» и «Прислуга», посвящённые правам цветного населения США. Эти фильмы были обласканы критиками и удостоились премий Оскар, но рьяных активистов это не устраивало, в результате чего и разразился скандал, вошедший в историю как «OscarSoWhite».
В результате был достигнут противоположный эффект и проблема особенно наглядно обнажилась на минувшей церемонии вручения наград американской киноакадемии, когда Оскар сначала присудили ленте «Ла Ла Лэнд» с Р.Гослнгом и Э.Стоун, а потом перевручили ленте «Лунный свет» – драме о чернокожем гомосексуалисте.
Но это общая проблема, решение или, по крайней мере, баланс в которой ещё предстоит отыскать.
Что же касается её частного проявления – я в этом не вижу никакой проблемы. Киану Ривз не похож на Стинга эпохи расцвета группы The Police; Том Круз не похож на Дюка Нюкема, а Морган Фриман даже наполовину не рыжий ирландец, но это ни разу не помешало мне насладиться фильмами «Константин», «Джек Ричер» или «Побег из Шоушенка».
В корейском прокате разгорелась настоящая битва за кассу. И вопреки прогнозам победителем стала не картина Рю Сын Вана, а новая работа ученика Ким Ки Дука с участием Сон Кан Хо! Лента режиссера Хан Чуна, рассказывающая о событиях времен восстания в Кванджу, умудрилась превзойти дебютный результат "Кунхама" почти на 3 миллиона долларов, стартовав на 1906 залах.
2. Кунхам: Пограничный остров (Goonhamdo / Battleship Island).
Прогнозы аналитиков, предрекавших фильму с Хван Джон Мином безоговорочное властвование в домашнем прокате не сбылись. На втором уикенде лента Рю Сын Вана мощно просела аж на 70%! Теперь о том, чтобы обойти по сборам последнего "Человека-паука" и стать кассовым чемпионом года можно не мечтать. Уикенд: $5,064,514. Всего: $41,334,602.
3. Гадкий Я 3 (Despicable Me 3).
Мульт-триквел от Illumination, напротив, демонстрирует великолепную выдержку, несмотря на присутствие мощных конкурентов. Падение на втором уикенде составило всего 40%. Уикенд: $3,675,082. Всего: $16,941,896.
4. Детектив Конан: Любовное послание в багровых тонах (Meitantei Conan: Karakurenai no rabureta / Detective Conan: Crimson Love Letter).
Новая аниме-глава расследований легендарного детектива Конана в очередной раз подтвердила свой статус популярности в Корее. Отличный старт с 557 экранов и превосходная наработка на копию. Уикенд: $1,086,633. Всего: $2,006,343.
5. Дюнкерк (Dunkirk).
Постепенно сдает позиции и военный триллер Кристофера Нолана. По сравнению с прошлой неделей сборы упали в 3 раза. Уикенд: $1,331,299. Всего: $19,912,629.
6. Син-тян 25: Вторжение пришельцев (Crayon Shin-chan Movie 25: Shin-chan Shuurai! Uchuujin Shiriri / Crayon Shinchan 2017 Theatrical Film: Invasion!! Alien Shiriri).
А еще один представитель страны восходящего солнца, наоборот, так просто сдаваться не собирается. Потери в сборах составили всего 35%. Уикенд: $204,200. Всего: $4,069,253.
7. Человек-паук: Возвращение домой (Spider-Man: Homecoming).
Готовится к завершению проката и герой в красном костюме. Уикенд: $179,486. Всего: $52,207,208.
8. Париж подождет (Paris Can Wait).
Мелодрама супруги Френсиса Форда Копполы с Дайан Лэйн и Алеком Болдуином показала неплохой результат с 79 площадок. Уикенд: $117,830. Всего: $149,196.
9. Эмоджи фильм (The Emoji Movie).
А неплохо собирающий на родине мультик о смайликах, в Корее со 133 залов стартовал весьма посредственно Уикенд: $105,264. Всего: $183,520.
10. Моди (Maudie).
Замыкает топ на этой неделе драма с Итаном Хоуком, которая с 61 зала собрала сумму, почти равную сборам анимации строчкой выше. Уикенд: $94,418. Всего: $1,679,859.
1. Война волков 2 (Zhan lang 2 / Wolf Warriors 2).
Уикенд: $162,080,000. Всего: $469,240,000.
Продолжает яростно рвать в клочья китайские залы экшен с Ву Джином. Картина не только не сбавляет оборотов, но и наращивает их! На втором уикенде боевик повторил стартовую сумму и увеличил ее еще почти на 30 миллионов! "Форсаж 8" повержен! На следующей неделе "волки" с легкостью возьмут рубеж в полмиллиарда, и вплотную приблизятся к званию самого кассового фильма в Китае всех времен и народов. Последний рубеж в лице "Русалки" Стивена Чоу с ее 526 миллионами теперь уже не проблема.
2. Однажды (San sheng san shi shi li tao hua / Once Upon A Time).
Романтическое фентези, ставшее дебютом постоянного оператора Чжана Имоу показало отличный результат. Первый режиссерский опыт Чжао Сяодина можно считать успешным. Уикенд: $38,210,000. Всего: $63,300,000.
3. Основание армии (Jian jun da ye / The Founding of an Army).
Исторический военный эпик заметно просел на втором уикенде. Потери составили около 80%. Уикенд: $5,270,000. Всего: 49,910,000.
4. Стражи Т (T-Guardians).
Локальный компьютерный мультфильм стартовал скромно, хотя могло быть и хуже. Уикенд: $1,740,000. Всего: $1,850,000.
5. Гадкий Я 3 (Despicable Me 3).
Триквел похождений Грю держится уверенно, теряя чуть больше половины сборов прошлой недели. Психологический барьер в 150 миллионов взят! Уикенд: $1,590,000. Всего: $150,680,000.
6. Война Луна (The War of Loong).
Историческому экшену с Лю Пейци хвастать особо нечем. Весьма слабые стартовые цифры. Уикенд: $1,570,000. Всего: $1,570,000.
7. Мой второй дом (Wo shi ma bu li / My Other Home).
Еще хуже обстоят дела у спортивной драмы с участием известного баскетболиста Стэфона Марбери. Откровенно разочаровывающий результат. Уикенд: $820,000. Всего: $860,000.
8. Большеухий кулинар: Рапсодия вкуса / Дорогой Туту (Da er duo tu tu zhi mei shi ye feng kuang / Dear Tutu).
Завершает свой прокатный путь локальный мультфильм. Уикенд: $760,000. Всего: $5,160,000.
9. Провидец 6: Неуязвимый Пуни (Seer 6: Invicible Puni).
В режиме двухдневного превью неплохо отработала очередная серия известной местной мультфраншизы. Широкий прокат начнется 18 августа. Уикенд: $750,000. Всего: $750,000.
10. Дни нашей славы / Наши блестящие дни (Shan guang shao nu / Our Shining Days).
Закрывает десятку на этой неделе молодежная музыкальная комедия с Лулу Сюй. Уикенд: $260,000. Всего: $9,130,000.
Бэтмен сбегает из Аркхема: в отведённые ему сорок страниц Скотт Снайдер вмещает и экшен, и физику, и экзистенциализм, и тоску по покою.
Сингл Скотта Снайдера «Клетки» (крупно выведенное на обложке «Бэтмен в Аркхеме» - это не заголовок, а, скорее, лаконичное описание для привлечения внимания) – рассказ об ещё одной непростой ночи в жизни Тёмного рыцаря с отсылкой к малозначительному, казалось бы, случаю из Нулевого года. Проникнув тогда в Аркхем «в поисках сведений о банде Красного колпака, хозяйничающей в городе», Бэтмен и предположить не мог, что ненароком побеспокоит самую первую пациентку знаменитой готэмской лечебницы – невольно нажив себе ещё одного заклятого врага…
"Самое жестокое оружие – это клетка. Чувствовать, как рассудок медленно покидает тебя, ходить из угла в угол, ощущать, как безумие просачивается в твою кровь, как к горлу подступает вопль, которого никто не услышит… Клетка. Я посажу тебя в клетку. Вечную клетку из твоих воспоминаний, твоей вины".
На этот раз повествование ведётся от лица Эрика Бордера, новичка-санитара, переехавшего из Метрополиса с верой в то, что «безнадёжных нет, каждому можно помочь», «путь к спасению есть всегда», а его новое место работы вполне «может стать местом добра для Готэма. Маяком во мгле. Другом».
В первый же день дежурства ему случается повстречаться с «самым опасным человеком», когда-либо сюда попадавшим: Бэтмен «согласился протестировать новый корпус лечебницы Аркхем, построенный для наших особенных пациентов». Демонстрационный побег из крыла Тартар должен был, по задумке, показать, чего можно ожидать от тех неисправимых злодеев и психов, которых за последнее время здесь сильно прибавилось.
Решётка из вольфрамового сплава, реагирующие на давление плиты, обездвиживающая пена – всё это Бэтмена остановить не смогло. Уверенно двигаясь к воле, он комментирует свои действия, примеривая на себя возможные поступки нынешних обитателей соседних камер:
"Харви Дент легко может запугать и подчинить себе охранника или санитара… Загадочник – перехитрить или что-нибудь выудить обманом. Таким заключённым нужна полная изоляция. {…} Мистер Фриз попытается разрушить всё, тогда как Бэйн предпочтёт поискать слабое место, изъян в структуре – какой-нибудь шов или заклёпку…"
Однако кое-что тем вечером пошло не так. Всё портит та, про которую в Аркхеме давно, считай, позабыли. Сама же Анахоресса помнит ещё времена, когда супруги Кюри «получили Нобелевскую премию мира». Увлечение экспериментальной физикой привело к гибели её родителей, а саму девушку наделило даром «квантового туннелирования» – проще говоря, она может проходить сквозь стены. Но следуя за теми отшельниками, что «добровольно выбирали изгнание, устранялись от мира, чтобы посвятить свою жизнь раскаянию», она давным-давно спряталась в Аркхеме «от осуждения общества, называвшего меня убийцей и чудовищем».
Затянувшемуся излечению помешал, собственно, Бэтмен, своим появлением, как она полагает, осквернивший её убежище и отнявший у неё искупление. «Это – больница. А он превратил её в ад», - считает Анахоресса, говоря не столько о пациентах, сколько о местных узниках. «Если его не станет, я смогу исцелиться, - отчего-то уверена она, мечтая заковать врага в самой необычной и страшной изо всех возможных темниц. - Если его не станет, я наконец-то смогу искупить свои грехи».
"Это навсегда, Брюс. Ты навеки пленник своих воспоминаний, своего разума. Навсегда. Ад – это другие. Ад – это повторение. Ад – для героев. Ад – это клетка".
«Клетки» - очередной пример того, сколь много можно рассказать в столь малом. Примечания подсказывают, что сравнительно небольшой объём текста – сингл занимает всего сорок страниц – не помешал Скотту Снайдеру сделать в нём культурологические отсылки не только к греческой мифологии, но и к текстам Жан-Поля Сартра, Стивена Кинга, Эжена Ионеско, а также к истории США и науки. При этом по своей задумке сюжет насыщен нетривиальным действием – и из него вполне могла бы выйти весьма занятная короткометражка.
Конечно, этот «Бэтмен в Аркхеме» - не чета той «Лечебнице Аркхем», что была придумана некогда Грантом Моррисоном. Но для сравнения – очень даже любопытно.