Х/ф World War Z, «умело» нареченный отечественными локализаторами «Война миров Z» вышел в прокат 4 года назад. Кино обладало весьма сложной историей создания. Съемки сопровождались массой проблем, по слухам Брэд Питт вдрызг разругался с режиссером Марком Фостером, а тест-просмотры прошли так плохо, что создатели были вынуждены полностью удалить линию персонажа Мэттью Фокса, изначальный московский финал картины (Красная площадь, массовые расстрелы, водка и морозы прилагались) и снять другую концовку.
Из-за всего этого бюджет картины раздулся до неприличных 190 миллионов долларов. Но когда фильм вышел, то удивил многих. Нет, ни каким-то там качеством или новизной, а тем, что просто оказался не настолько ужасным, как все изначально предполагали. В итоге, картина собрала в мировом прокате 540 миллионов долларов, сумев отбить производственные затраты и даже принести определенную прибыль.
Краткая инфографика для тех, кому интересно насколько близок фильм к одноименному роману Макса Брукса
Казалось бы, на этом все и закончится. Создатели явно догадывались, что кино вполне может провалиться, так что новый финал картины при желании можно было считать завершением истории. Но как поговаривал старик Рэмбо, nothing is over. Удивительно, но World War Z оказался самым кассовым проектом во всей фильмографии Брэда Питта. А возможность заиметь свою франшизу никогда не бывает лишней. Особенно в нынешние времена доминирования комиксовых брендов. Так что Питт начал активно продвигать идею сиквела картины. У проекта несколько раз менялись даты релизов и предполагаемые режиссеры, но дальше анонсов дело не шло.
А затем грянула небольшая сенсация: Питт каким-то образом сумел заинтересовать идеей Дэвида Финчера. И не далее как в июне, было официально подтверждено, что Финчер действительно собирается поставить World War Z 2 (WWZ 2). Так что, когда у меня появилась возможность прочитать сценарий картины, я не смог отказаться от этой возможности.
Первым автором, работавшим над сценарием WWZ 2, был Стивен Найт. Затем рукопись переработал Деннис Келли. Прочитанный мной вариант датирован 5 апреля 2016 года и насчитывает 122 страницы. Это версия скрипта периода, когда Финчер как раз заинтересовался проектом. Предупреждаю сразу, что поскольку сценарий мягко говоря не оставил меня в восторге (а я, признаться, надеялся совсем на другой исход) впереди будет довольно много сюжетных спойлеров.
Итак, действие сиквела разворачивается через некоторое время после событий первого фильма. Пережившие зомбикалипсис остатки человечества теперь живут в безопасных зонах. Разработанное в финале предыдущей части лекарство для маскировки помогает людям успешно прятаться от зомби, но оно бессильно в нападении. Дескать, как только человек принявший препарат убивает зомби, остальные начинают его «видеть» и сразу атакуют.
Среди выживших нарастают противоречия и безопасные зоны по всему миру вот-вот начнут войну между собой. Причины в сценарии особо не конкретизируются. Просто вот люди настолько полны ненависти, что хотят свести счеты с другими выжившими, не обращая внимания на то, что планету заполонили зомби. Это в первоисточнике при всех его национальных штампах по крайней мере показывалось, как и почему изменился мир из-за эпидемии. Тут же такого нет, и вводную про неизбежные боевые действия нужно принять как факт.
Итак, в этой ситуации единственный выход избежать последней войны — начать глобальное наступление против зомби, чтобы так сказать занять людей с пушками другим делом. Правда, воевать никто не хочет. Скорее всего потому, что никто так и не научился. Если кто-то помнит, то значительная часть книги Макса Брукса была как раз посвящена тому, как людям пришлось перестроить армию чтобы эффективно воевать с мертвяками. Так вот, забегая немного вперед, по скрипту создается ощущение, что несмотря на все прошедшие годы в этом мире никто ничему так и не научился. Думаете что, солдаты начали носить предохраняющуюся от укусов защиту, у них появилось какое-то более эффективное оружие, они придумали способы как заманить зомби в ловушку или они хотя бы натренировались стрелять в голову? Нет. Единственный, кто умеет метко стрелять и выживать это главный герой — все остальные по прежнему дохнут в течение 15 секунд после появления мертвяков.
Ладно, возвращаемся к завязке. Итак, мир на пороге войны, когда неожиданно появляется надежда. Некая доктор Морель разработала вирус, который заставляет зомби убивать других зомби. Военные по всему миру договариваются о глобальном наступлении и начинают производство препарата. Но за сутки до часа X внезапно выясняется, что вирус не работает — по какой-то причине Морель саботировала проект, прислав неверные данные. А если наступления не будет, значит коалиция развалится и люди начнут воевать друг с другом.
Понятное дело, что на планете есть лишь один человек, который может спасти мир — простой парень по имени Джерри Лэйн (персонаж Брэда Питта). Он получает задание, с группой солдат садится в самолет и летит в Женеву. Лаборатория Морель находится в туннеле Большого адронного коллайдера. Там же живет свыше миллиона беженцев.
В этот момент начинаешь думать, что возможно сюжет пойдет по пути первой «Обители зла», благо что все ингредиенты на месте — группа военных, подземная лаборатория, куча статистов которых осталось всего три дня до пенсии… Но нет. Выясняется, что Морель ушла из лаборатории и никому ничего не сказала. Когда солдаты открывают двери, на них нападают зомби, которые заражены другой формой вируса, делающей их устойчивой к препарату-камуфляжу. Через пару страниц все статисты помирают и в живых остается лишь Джерри. Герой выбирается на поверхность, после чего сюжет идет ровно по формуле предыдущего фильма:
*Джерри садится в самолет и летит в следующую большую локацию.
*Вскоре в новой локации случается большой трындец и все, кроме Джерри, превращаются в зомби.
*Джерри снова садится в самолет и летит в следующую большую локацию.
*Все повторяется.
*В финале Джерри находит решение проблемы, после чего нам демонстрируют минутную монтажную нарезку сражений с зомби по всему миру (а вы что, думали что в фильме со словом «Война» в названии нам действительно покажут войну?), затем Джерри обнимается с семьей и снова звучит закадровый голос, который говорит о том, что у людей теперь появилась надежда.
Знаете, ввиду огромной популярности в зомби-жанре крайне сложно придумать что-то новое. Но иногда это все же удается — это, конечно, если действительно этого захотеть и постараться. К сожалению, судя по сценарию сиквела WWZ никто стараться не хотел. Все в нем уже так или иначе было на экране, не один раз и зачастую в формате пародий : атаки орд зомби, живые стены, попытка пройти через заполненный зомби мегаполис (Сингапур) не издавая ни звука, тупые военные, паника на улицах и т.д.
Читая скрипт я пару раз вспоминал недавний фильм «Новая эра Z» как пример более-менее свежего взгляда в аналогичном сеттинге. Да, он не был прорывом в жанре, но по крайней мере там хотя бы затрагивались некоторые интересные темы, касающиеся вымирания человечества и прихода ему на смену нового вида.
И ведь казалось бы, можно же использовать завязку с мутациями вируса зомби и повышением их агрессивности чтобы привести все к чему-то менее заезженному. Скажем, зомби разделились на несколько групп с разными характеристиками и уровнем интеллекта. Или другой вариант. Чтобы не марать руки, люди использовали вирус для создания контролируемого боевого зомбоотряда для очистки городов, а потом все вышло из-под контроля. Да, скорее всего, подобное тоже наверняка уже где-то было. Это просто пример того, что у создателей в принципе были какие-то варианты не идти по самому легкому пути.
Но должен сказать, что самоповторы и отсутствие новизны не стали для меня главной проблемой данного скрипта. Больше всего мне не понравился персонаж Морель. Нет, не понравилась это неточное слово. Этот персонаж меня выбесил, чего, признаться, уже давненько не случалось.
Авторы честно пытались сделать драматического персонажа с трагической предысторией. Но как в той поговорке, хотели как лучше, а получилось… Весь сюжет завязан на цепочке ее идиотских и ничем не мотивированных решений, при том, что решение всей проблемы очевидно с самого начала — рассказать как создать правильную версию вируса, заставляющего зомби убивать друг друга. Но ведь в этом случае продолжительность ленты составила бы минут 30. Так что авторам пришлось придумывать различные глупые оправдания и странные мотивации персонажей, чтобы оттянуть это до финала и сюжета хватило на целый фильм.
Ну и вдобавок, все действие до скрежета в зубах залито темой семьи. Морель и Джерри только и делают, что все время говорят о своих семьях, а сценарий постоянно переключается на будни жены и детей Джерри. Они абсолютно никак не влияют на сюжет, но видно автор считает, что зрителям почему-то будет не наплевать.
Еще хотелось бы отметить одну интересную вещь. В нескольких материалах, посвященных планируемому сиквелу, я встречал упоминания о том, что авторы хотят подать в фильм в другом ключе (т.е. сменить жанр) и сделать его более скромным по размаху. Первое, как я уже сказал, пока что не соответствует действительности — по сути, сюжет снова повторяет ту же формулу с перелетами Джерри о точки А до точки Б и т.д. Но и с точки зрения размаха сиквел не сильно уступает первому фильму. Скорее даже наоборот, он его превосходит. Тут есть эпизоды с заполоненными миллионами зомби Женевой и Сингапуром, утоплением авианосца, разрушающиеся под тяжестью миллионов мертвецом небоскребы… Это совсем не похоже на какое-то удешевление.
Было бы несправедливо не признать, что моя негативная реакция на скрипт в основном вызвана именем Финчера. Если бы я не знал кто является режиссером проекта, то просто бы отметил вторичность сюжета и глупые поступки персонажей, но совершенно бы этому не удивился (а чего еще ждать от подобного фильма?) и не расстроился. Но приход Финчера поставил планку ожиданий на совершенной иной уровень. Отсюда и разочарование.
Разумеется, возникает логичный вопрос: зачем вообще Финчер подписался на сиквел? Возможно, все весьма прозаично. Финчеру срочно понадобились деньги, вот он и решил по-быстрому снять фильм со своим дружбаном Питтом ради хорошего чека. Второй вариант: существует иная версия сценария, или возможно Финчер собирается взять за основу лишь пару идей из текущего скрипта, а все остальное будет переписано. За примерами далеко ходить не надо. Ранние сценарии первого фильма были намного ближе к книге. Из них в итоговую версию по сути попало лишь имя героя. Да и можно еще раз вспомнить историю с полностью переснятым финалом.
Ну и наконец, возможно Финчер взялся за проект просто потому, что ему действительно понравился скрипт и он думает, что из этого выйдет хорошее кино. В конце концов, все вышесказанное лишь мое мнение. Я могу ошибаться и не видеть, как из этого можно сделать конфетку. И то, что у меня вызывает лишь недоумение, а то и просто смех, на экране превратится в мощную драму ™.
Но все же, я ждал от этого скрипта чего-то значительного большего. Так что я очень и очень надеюсь на то, что мне попался ранний вариант, и где-то там существует другая, очень серьезно переделанная версия. Ну, или же Финчер подписался на проект с расчетом на переработку сюжета. В конце концов, он снимает фильмы не так то и часто. И мне не хотелось бы, чтобы Финчер потратил следующие пару лет на какую-то ерунду, которая может и соберет денег, но не оставит после себя ничего запоминающегося.
А вот и основной претендент на звание самого кассового фильма года. Картина с Сон Кан Хо, потеряв чуть меньше половины сборов прошлой недели, уверенно лидирует второй уикенд подряд. Сборы последнего "Человека-паука" оставлены позади!
2. Молодые копы (Cheongnyeongyeongchal / Midnight runners).
Экшен-комедия с Кан Ха Нылем о двух недотепах в полицейской форме показала весьма резвый стартовый темп. В кассовой успешности теперь можно не сомневаться. Уикенд: $9,509,077. Всего: $13,541,614.
3. Проклятие Аннабель: Зарождение зла (Annabelle: Creation).
Продолжающая расширяться "вселенная" Джеймса Вана вновь доказала свою популярность в Корее. Сиквел "Аннабель" также продемонстрировал отличные дебютные цифры Уикенд: $5,420,463. Всего: $6,615,461.
4. Гадкий Я 3 (Despicable Me 3).
Третья часть приключений Грю начинает сбавлять обороты. Сборы анимации упали в 3 раза. Уикенд: $1,157,232. Всего: $19,356,273.
5. Кунхам: Пограничный остров (Goonhamdo / Battleship Island).
Продолжает обваливаться последний проект Рю Сын Вана. По сравнению с прошлой неделей лента просела еще на 80%. Картина с Хван Джон Мином ощутимо недобрала из-за "Таксиста", хотя итоговые показатели не самые плохие. Уикенд: $821,971. Всего: $43,450,103.
6. Стань легендой! Бигфут Младший (The Son of Bigfoot).
С 437 залов весьма недурно начал свой прокат франко-бельгийский мультфильм. Уикенд: $565,502. Всего: $824,761.
7. Новый Дораэмон: Большое приключение в Антарктике (Eiga Doraemon: Nobita no nankyoku kachikochi daibouken / Doraemon. The Movie: Great Adventure In The Antarctic Kachi Kochi).
Чуть хуже коллег из Европы отработал очередной японский "Дораэмон". Прокат на 351 площадке. Уикенд: $423,836. Всего: $531,910.
8. Дюнкерк (Dunkirk).
Последние британские солдаты покидают территорию Кореи. Эвакуация почти завершена. На этой неделе фильм Кристофера Нолана взял отметку в 20 миллионов! Уикенд: $449,294. Всего: $20,815,182.
9. Детектив Конан: Любовное послание в багровых тонах (Meitantei Conan: Karakurenai no rabureta / Detective Conan: Crimson Love Letter).
Готовится к отлету на родину еще один представитель аниме из страны восходящего солнца. Уикенд: $213,807. Всего: $2,631,598.
10. Париж подождет (Paris Can Wait).
Закрывает десятку на этой неделе мелодрама Элинор Копполы, практически не потерявшая в сборах. Уикенд: $111,108. Всего: $370,307.
1. Война волков 2 (Zhan lang 2 / Wolf Warriors 2).
Уикенд: $84,750,000. Всего: $684,600,000.
Вот так творится история. Уверенной армейской поступью продолжает собирать денежную жатву сиквел военного боевика с Джекки Ву. С такими фантастическими сборами впору запускать долгоиграющую франшизу. Новый кассовый рекорд установлен!
2. Преступность умысла (Xin li zui / Guilty of Mind.
В тяжелой битве маньяков и жуликов, триллер о поисках серийного убийцы с Ли Ифэном все же вырвал победу. Крепкий и уверенный старт. Уикенд: $24,130,000. Всего: $24,570,000.
3. Авантюристы (The Adventurers).
А вот приключенческой афере с Энди Лау, Жаном Рено и Шу Ци повезло чуть меньше. Хорошее начала проката и заслуженная бронза. Уикенд: $22,070,000. Всего: $22,290,000.
4. Легенда жемчужин Нага (Jiao Zhu Chuan / Legend Of The Naga Pearls).
Кинодебют дорамного режиссера Леона Яна не особо задался. Фентези с Дарреном Ваном и Саймоном Ямом стартовало весьма вяло. Уикенд: $12,320,000. Всего: $12,490,000.
5. Земля: Один потрясающий день (Earth: One Amazing Day).
В середине чарта британский документальный проект с участием Джеки Чана и Роберта Редфорда. Уикенд: $1,590,000. Всего: $1,660,000.
6. Однажды (San sheng san shi shi li tao hua / Once Upon A Time).
Под натиском новичков ухнул вниз проект Чжао Сяодина. Правда, итоговые сборы не дают особых поводов для грусти. Уикенд: $1,340,000. Всего: $78,110,000.
7. Провидец 6: Неуязвимый Пуни (Seer 6: Invicible Puni).
Продолжает успешно работать в режиме двухдневного превью новая часть популярной мультфраншизы. Любопытно, как лента сработает в полную силу. Уикенд: $1,180,000. Всего: $1,940,000.
8. Основание армии (Jian jun da ye / The Founding of an Army).
Двигается к завершению проката заключительный фильм исторической трилогии. Уикенд: $1,150,000. Всего: $56,110,000.
9. Война Луна (The War of Loong).
Несмотря на слабый старт, локальный военный экшен демонстрирует минимальное 30% падение. Но итоговый результат все равно особо удачным не назовешь. Уикенд: $960,000. Всего: $4,280,000.
10. Гадкий Я 3 (Despicable Me 3).
Миньоны пакуют чемоданы с наличностью. Пора домой. Уикенд: $700,000. Всего: $154,050,000.