Время нынче циничное. Только «Черепашки-ниндзя» крутые и им все равно. Шаблон «герои детства» стопроцентной чистоты, без консервантов и примесей, не суррогат зрительской любви из недр маркетинговых отделов, а натуральный природный продукт, взращенный как на почве «за», так и на элементе «вопреки». Всем и каждому понятная психология, допускающая любые упрощения, но железобетонная в своих исконных постулатах, зашитых в нас глубоко в подкорке. Фильмы о мутировавших братьях-пресмыкающихся и их наставнике это оберег от очередных однообразных, порой лишенных всякой тонкости, проделок фильмоделов, воспевающих обыденность современной морали, за которой часто теряются ее герои-носители как личности, и до которых подрастающему поколению (они о том и не подозревают) нет никакого дела. С этим обобщением легко поспорить, особенно на фоне некоторых шедевров от «Pixar» или «DreamWorks», когда даже ненавистный всем предмет феминизма или истинности внутренней красоты донельзя чудесны, но только после просмотра очередных приключений этой четверки хочется видеть в зеркале не свое лицо, а кого-нибудь из них, вечно молодых борцов со злом и несправедливостью.
«Open mind», - кто-то заметит и будет прав на сто процентов. «То самое «раньше», перекочевавшее в «сегодня», - эти тоже не ошибутся. Лишь бы Майки рассекал на своем скейте, а Рафаэль надирал задницы плохим. Хоть это и максимум, в чем оказался силен Кевин Манро, его мультфильм, которому скоро «стукнет» десять лет, от этого хуже не станет, ведь у него есть главное – точки соприкосновения со зрителем. Частично за него играет ожидание хоть в какой-то форме увидеть, как на большом экране эти зеленокожие парни вновь чавкают пиццей, но есть в этом поиске контакта с аудиторией и его, режиссера, заслуга. Любой феномен рано или поздно может начать жить своей жизнью, и если в истоках его успех зависел от создателей, почуявших свою публику, то спустя время оживить его сможет лишь тот, кто сподобится понять героев, от которых она без ума. Вот и ключ – найди общий язык с теми, кого полюбили и твоему творению ответят взаимностью с этой стороны экрана. Тогда не придется извиняться за простой сценарий и сильный проигрыш гигантам индустрии в плане графики, а упоминание об игре в ностальгию вообще сведется на нет, что показала недавняя дилогия, спродюсированная Майклом Бэем - актуализация всего, кроме заглавных типажей. Учитывая обстоятельства появления картины «TMNT» и, по сути, дебютную для целого поколения зрителей (а то и двух сразу) природу, Манро, коль в остальном он не силен, отметился недюжинным ремесленническим энтузиазмом, позволившим ему выстроить легенду сызнова на ощутимом кожей участии в судьбе черепах и нетривиальном сюжете. Отбросив претенциозность, история в фильме движется за счет ее участников и не довлеет над зрителем глыбой морализаторства, что не мешает умелому компилированию «панцирными» архетипами и общению с ними на одном языке. Печалит только иммунитет мувигоэров, переставших распознавать себя в титульных персоналиях, и надвигавшаяся буря в виде диснеевских планов по захвату кинотеатров. Фатального в этом ничего нет, просто время наших друзей прошло.
Изображение. Главное разочарование выпуска от West, компании, которую я считаю лучшей в навыке релизов DVD в РФ, это «обрезка» картинки с изначального 2,35:1 до 1,85:1. Ума не приложу, для чего это сделано, но факт есть факт – нас лишили двадцати процентов удовольствия. Сам же анаморф небесспорен в своих качествах и огрехи в нем можно найти, но столь кощунственное отношение к оригинальной размерности возмущает более всего. Графика в фильме несколько спорная сама по себе. Вроде и детальность отличная, особенно крупные планы черепах и Сплинтера – подчеркнутые морщинки и поры, кожа не одинакова по цвету, добротно проработанная шерсть, а при желании можно заприметить и пигментацию – но ведь ни разу не «Рататуй», вышедший в том же году. Заглавная четверка с их мастером – это единственный повод для гордости, тогда как любой фон, каменно стабильный, кстати, и предметы интерьера смотрятся скуднее, чем ожидалось, словно кто-то подмылил изображение и снизил его детализацию. Тут пеняю только на «Imagi», которые не потянули такой проект – внешность мульта отдает какой-то условностью, что ли. Нет воздуха в кадре, от чего и трансфер производит впечатление мягкой подушки, на которой расположены фигурки наших любимых героев. С цветами тоже не все так хорошо. Краски порой сильно маслянистые, особенно в помещениях с теплым светом и в монохромном прологе, зато радует красный, которого в фильме не много, но он очень уж сочный. Самый клевый эпизод – когда Майки въезжает в переулке на фургоне после детского праздника. Граффити на кирпичных стенах, асфальт, раскраска авто – глаза б мои на это смотрели вечно. С позиции издания видео приличное (никаких дефектов цифры, четкость та, которая заложена изначально), однако аниматорам было бы нелишне подтянуть свой скилл и более ответственно подойти к рисовке и обработке движения.
Звук. А звук качает. Претензий нет ни к набору – есть английский DD 5.1 (384 кб/с) и два русских трека в DTS 5.1 (768 кб/с) и DD 5.1 (384 кб/с) соответственно – ни к качеству аудиоряда. На моей памяти не так уж много лент у нас выпускалось, что б озвучка оригинальная и наша были идентичны по своим параметрам. Отличные музыкальные пассажи создают классное стерео, на фоне которого безукоризненное позиционирование звуковых эффектов, особенно в сценах драк, несколько обескураживает. Первый выход черепах в свет на строительной площадке (схватка с могучим монстром) продемонстрирует свои мускулы – тылы работают очень слаженно, а в некоторых кадрах будто сидишь спиной к фронтальной паре, отчетливо фиксируя звуки ударов и разлетающихся от них в стороны ниндзя клана «Foot». Стандарты многоканальной аудиозаписи в действии – все каналы равны между собой, а не как часто бывает, что тылы для поддержки объема. Разницы на слух я не ощутил, звук на английском и на русском ну один-в-один тут. Микромоменты более выгодно подает первый: шумы подземки и канализации чуть лучше подчеркнуты в эпизоде, где Майки с ветерком прокатившись на скейте, вернулся домой, а уж как в этой сцене смикшированы эхо, создающие в тылу мнимое пространство (игровой автомат, к примеру, пиликает где-то далеко за зрителем)! Хотите пилюлю? Вот вам – «Рататуй» и тут нашел в чем выиграть. Как и картинка, звук «Черепашек» как все та же подушка – в агрессии и частотной отточенности он пасует перед работой Берда и это при таком-то шикарном объеме. Поработать с эквалайзером создателям, и перед нами достаточно гибкое и захватывающее аудиосопровождение, а так только хорошо собранный басом и весьма упрямая середина и высокие, которых весь фильм хотелось поболе. Есть разница и в озвучке персонажей, где голоса как часть эффектов фильма. В английском варианте, когда Микеланджело, катаясь на скейте, на полном ходу «упирается» в большой вентилятор, его голос с той стороны лопастей имеет клевые вибрации, что упустили наши локализаторы. Ну, это так, маленькая мелочь большого звука. Есть субтитры на русском и украинском.
Дополнения. Набор бонусов обложка обещает обширный, но на деле все упирается в общий хронометраж и разнообразие. Раздел начинается с ужасного качества (я про видео) трейлеров, которых две штуки и каждый на английском и на русском. Они очень темные и без анаморфа. Далее интересней и все с русским голосовым переводом – это пятиминутка с актерами озвучки. Фишберн, Геллар, Стюарт очень обобщенно говорят о своих персонажах (Морфеус в роли «нарратора», так что этот просто из любви к делу и Черепашкам). Шустренькое промо вышло, но на что-то полноценное не тянет, конечно же. Ни слова об образах, каких-то деталях работы над ними, лишь несколько мгновений с Геллар в студии, непосредственно занимающейся записью реплик Эйприл. «Цифровые данные Донни» - две минуты – ролик о графике персонажей, потенциально очень полезный для фанатов и любителей знать из чего «сделаны» герои ленты. Манро и Пол Ванг (продюсер) гордятся своими полигонами, и в процессе все выглядит очень даже внушающе. Несколько аниматиков, работа со слоями, клево, конечно, но так мало. На этом продакшен завершается. Далее, не смотря на отдельно вынесенные пункты, только альтернативные/расширенные/удаленные сцены в виде превизуализаций различной степени проработки и раскадровок. Все как один снабжены тремя аудиопотоками: русская голосовая озвучка непосредственно эпизода, аналогичная английская «версия событий» и комментарий Манро, к которому можно включить русские сабы, либо комбинировать их с «нашей» озвучкой (это идеальный вариант). West заботится о вас!
Альтернативное начало на три минуты. Открывают картину красивые слайды, где Сплинтер занимается письменностью, несколько статичных, нарисованных в 2D флешбеков, под атмосферную музыку. Отличный настрой на нужную волну. Потом 3D анимация – Рафаэль в образе Всевидящего гоняет грабителя так, как это делал бы Мартин Риггс, шутя и со смаком. Альтернативное окончание (еще минутка с хвостиком) представляет собой вырванный кусок из итоговой концовки, где Раф признается Лео, что отдал мотоцикл в хорошие руки, затем показывают Кейси, подъезжающим на нем к Эйприл. Он делает ей предложение, дарит колечко, та соглашается. Они катят по городу, камера летит вверх, там Луна, классический кадр с прыгающими черепашками и та концовка, которую мы имеем в итоге. И то, и другое Манро очень нравится, но такое завершение отдает боязнью, что сиквелу не быть. Чисто по настроению, конечно же. А вот начало с рисованными кадрами было бы в тему. «Майки на дне рождения» - это расширенный эпизод из начала картины (3 минуты), где более подробно показана рутина «бизнеса» Майки и Донни. Первому постоянно достается от детей (только часть издевательств попала в мульт). Режиссеру нравится эта сцена целиком (вся графика очень приближена к итоговой), но на самом деле он ужасен. Так унизительно за черепах мне еще никогда не было, бедный Майки. К тому же со скрытностью ни сами персонажи, ни их создатели, явно не заморачивались. Есть еще интересный ранний вариант драки Рафа и Лео, она более контактная, техничная и открытая, только в подворотне, а не на крыше и без костюма Всевидящего – все с отличным движением 3D-моделей (без текстур и красок, кроме цвета повязок). «Монстры оживают» - сравнение раскадровок с итоговым результатом эпизода первой встречи с окаменевшими генералами. Была идея сделать его более длинным с погоней по городским крышам – я бы глянул. Есть еще на пять с половиной минут и расширенная версия сцены на крыше перед схваткой на стройке. Суть в том, что там более наглядно показывают, во что выливается отсутствие взаимопонимания между братьями. Такое ощущение, что это уже и соперничество, и «дружбе конец». Сцена «В ожидании драки» сместит акценты на отношения Кейси и Эйприл, которой его ночные похождения не очень-то и по нутру. На мой взгляд, совсем необязательный штрих в контексте тематики мультфильма. Под конец полностью удаленная сцена, где Майки вернулся с детского праздника не с пустыми руками: деньги «менеджеру» Донни, Слинтеру – кусок торта, на что первый посыпал возражениями о вреде холестерина для дедули-сладкоежки. Кусок осел в холодильнике (потом охапку показали в фильме), а Майки тайком вручил сенсею запасной кусочек. В общем-то, все. Достаточно скудно, но за бугром, в том числе и на BD, большего не сыскать, разве что комментарий создателей не включили, хотя места на диске хватит еще под пару «дорог».
Резюме. Диску исполнится будущем году десятка, как и контенту, еще одному привету из прошлого во всех смыслах (среди бонусов и анимированное меню!). Обаятельное зрелище в приличном исполнении в те времена было редкостью, но только не для West’а, которые делали, как могли, жизнь любителей кино лучше. Был еще Видеосервис с диснеевскими «боевиками» и, надо признать, более высоким уровнем исполнения (о, что за двухдисковое чудо «Суперсемейка»!), но первые не ленились и снабжали бонусы «голосом», за что всегда их обожал. Про обрез картинки вспоминать не хочется, и это «лечится» приобретением blu-ray-диска с фильмом.
Юную Машу мучают видения летающих огненных монстров. Мама переживает за дочь, одноклассники посмеиваются. Но однажды в самом центре Москвы Маша видит наяву сражение крылатых огненных чудовищ с молодыми людьми, которые называют себя магами. Один из них в последний момент, спасает Машу от нападения химеры. Так Маша попадает в секретную корпорацию, где узнаёт, что Дед Мороз реально существует и, возглавляя армию магов, способных управлять снегом и льдом, охраняет Землю от вторжения темных сил.
А новогодний праздник — это магический ритуал, который каждый год совершают люди на всей планете, даже не подозревая, что участвуют в самой масштабной битве добра и зла. Дед Мороз сообщает Маше, что судьба нашего мира висит на волоске, и от Маши зависит, кто победит — свет или тьма.