Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Надо делать, господа!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Надо делать, господа!

Десять лет назад был организован Международный театр под руководством знаменитого немецкого режиссера Роланда Ребера. Туда отобрали десять актеров из России. В их числе — артиста Московского областного ТЮЗа Константина Сопельникова. Широкому зрителю он был известен по двум ролям в фильме “Михайло Ломоносов” и как ведущий телепередачи “Спокойной ночи, малыши!”

Поездка за рубеж несколько раз откладывалась. И когда наконец надо было ехать, оказалось, что Сопельников стал отцом Константином.

Казалось бы, его актерский и режиссерский таланты должны были кануть в Лету. Но очень скоро священник оказался во главе театрально-хоровой студии. Она организована двумя московскими приходами — Троицы Живоначальной в Борисове и иконы Божией Матери “Живоносный Источник” в Царицыне.

— Во всем есть Промысел Божий, — говорит отец Константин. — Меня пригласили в Царицыно посмотреть уже готовый рождественский спектакль. Я его выстроил, кое-что изменил.

— И, помнится, все, кто над этой постановкой работал, были рады: “Наконец-то пришел профессионал!” А что было дальше?

— Первая моя самостоятельная работа — “Рождество в Москве” по книге Ивана Шмелева. Начинался спектакль с песни Мирей Матье. Так возникала Франция, где писал свои воспоминания Шмелев. Он рассказывал мальчику Иванушке, как в России встречали Рождество Христово. Говорил с такой любовью! И вдруг на сцене высвечивалась часть деревенской избы, на лавочке сидела девочка за прялочкой и пела: “Улетал соловушка...” Метель шумела.

У Бога тысяча лет — как один день. То же — с миром. Кажется, он такой огромный — и вместе с тем маленький. Все здесь близко — Франция, Россия. Нельзя сказать: это — мое, это — нет. Все мы Христовы.

Мы же не знаем своих предков. Кто они были?

— Верно, корни у многих обрублены.

— Мой отец — выходец из тех мест, где произошла трагедия с царской семьей. Родители не рассказывали нам ничего, но почему-то после этих событий дедушка и бабушка бежали на Волго-Дон в степи и жили на заброшенном хуторе. Они никогда не говорили, кто мы, откуда. И уже не так давно я узнал, что ношу старинную русскую фамилию.

— А кто был ваш отец?

— Хормейстер. И хотел, чтобы я пошел по его стопам.

 Значит, логично, что вы поступили в театральное училище и стали актером. Режиссурой вы тоже занимались?

— Конечно. И даже вел актерский класс в одной из школ. У нас были интересные работы с ребятами.

— Выходит, вы уже привыкли заниматься с детьми? В театральную студию принимаете только талантливых?

— Я сторонник того, чтобы брать всех желающих. В театральном училище был такой случай, что меня хотели отчислить за профнепригодность. Художественный руководитель курса Днепропетровского ТЮЗа что-то во мне углядел: “Это Ромео будущий!” И правда, мы потом поставили отрывок из “Ромео и Джульетты”.

Нельзя сказать про ребенка: “Он плохой!” Все дети хорошие. К тому же мы никого не заставляем играть на сцене. Ребята действуют в предлагаемых обстоятельствах.

— У вас, говорят, сложилась отличная команда?

— Да, и это очень важно. Елена Геннадьевна Карпова — хормейстерс высшим образованием. Елена Камильевна Мангушева филолог, пишет хорошие сценарии. Марина Белова — прекрасный хореограф. Мы хорошо понимаем друг друга. Сознаем, что все лидерами быть не могут, обязательно нужны исполнители. И хорошему исполнителю — цены нет.

Важно, чтобы каждый был на своем месте и выполнял свое дело с любовью.

— А родители в вашей студии участвуют?

— Да, есть такие активисты. Это именно любящие родители. Они хотят помочь не потому, что опекают ребенка, защищают от трудностей. Нет, им тоже хочется войти в дело, вместе с детьми радоваться, переживать трудные моменты.

— Почему вы, священник, человек крайне занятый, все-таки стали руководить театральной студией?

— Мне нравилась идея постановки духовного спектакля. Это же апостольская проповедь.

— Плюс праздник?

— Настоящая работа всегда рождает праздник. Когда трудишься с удовольствием, с любовью, от души.

Я сторонник профессионализма в любом деле. А дети могут действовать на сцене профессионально. Это показало и “Рождество”, и “Сказание о Петре и Февронии”.

— Этот спектакль у вас, кажется, назывался иначе — “История одной любви”?

Правильно. Когда мы его задумали, то в первую очередь поехали в Муром к мощам этих святых. Хотели почитать акафист, но монахини нам почему-то не разрешили. Тогда мы тихонечко пропели тропарь. И матушка Елизавета вдруг говорит: “А знаете, у нас свой напев.”— Дала нам ноты.

Я услышал этот тропарь и понял: вот финал спектакля! На сцене остается икона. Звучит песнопение. Всем понятно: любовь Петра и Февронии не закончилась со смертью, а только стала выше.

После этой поездки мы начали писать сценарий, музыку.

— Я была на премьере. Красота удивительная!

— Знакомые актеры мне сказали: “Какая чистота! Как вам удалось на сцене, в таком богемном месте, пронести через весь спектакль такую чистоту? Нам хотелось плакать”.

— Ваша театральная студия занимала первые места на фестивалях “Пасха Красная” в Троице-Сергиевой Лавре. Там вас даже в должности повысили — сделали режиссером фестиваля.

А что дает театр детям?

— Самое главное, они все остаются в храме. Сейчас в жизни много всякой грязи. Трудно нашим детям среди нее не испачкаться, устоять против соблазна. А в студии ребята находят свое дело. Оно их объединяет и укрепляет.

— Искусство меняет их?

— Меняет Господь. А студия поддерживает, создает настроение. Помните у Антона Павловича Чехова: “Надо делать дело, господа!” Не возмущаться, а собственным примером показывать, что работать можно и нужно. И ребенка этому учить. Ради чего? Ради Царства Небесного, которое достигается через труд, через добрые дела.

— Но, согласитесь, искусство сильно действует на людей.

— Да, потому что средства его очень выразительны. Как-то Фаину Георгиевну Раневскую спросили, почему она так часто меняла театры. “Я искала настоящее искусство”, — ответила она. “И нашли?” — “Да, в Третьяковской галерее”.

А что там — в Третьяковской галерее? “Явление Христа народу”, “Христос в пустыне”... Художники старой школы, когда заканчивали обучение, обязательно писали картины на Евангельские темы.

— Вот и юные художники теперь к этим темам обращаются. Во всех видах творчества.

— У молодежи часто бывает какая-то беспричинная тоска. И она проходит, когда человек познает Бога. Потому что Он есть Истина, без знания Которой жить невозможно.

Я ехал работать за рубеж, а оказался за иной границей — в церковной ограде. Тут свои законы, взаимоотношения. Глава Церкви — Христос, а мы — тело. Вот почему таланты, данные нам Богом, только в Церкви развиваются в правильном направлении, в нужную сторону. Приносят пользу и самому человеку, и окружающим.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное