Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Между страхом и надеждой


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью

Между страхом и надеждой

Святая Наталья была христианкой. Ее супруг Андриан — язычником. И тем не менее — счастливый брак. В итоге — Андриан стал христианским мучеником, а Наталия мирно умерла возле его мощей.

Мать великомученика Пантелеимона святая Еввула жила с супругом-язычником. Он пришел ко Христу уже после ее смерти — через сына.

Это — высокие примеры. В нашей жизни тоже сплошь и рядом встречаются браки, где один из супругов — воцерковился, а второй — нет.

— В нынешних семьях — так исторически сложилось — есть близость к первохристианским временам. До 1917 года почти все были крещеные — и это обязывало соблюдать какие-то внешние нормы церковной жизни. Но закончилось это революцией — из-за потери внутреннего христианского состояния.

Сейчас, как правило, кто-то в семье первым начинает воцерковляться. Чаще всего — женщины. На службе их большинство. Хотя добавляются и мужчины. Смотришь — на правой половине уже вроде бы их головы есть. Это очень отрадно.

От женщины в семье требуется большой такт, понимание. И не самоутверждение, а умение двигать мужа к вере.

— Как это осуществлять практически?

— Такое уж сложилось положение, что мужья теперь — слабый пол. Они больше отвлекаются от семейной жизни, больше подвержены страстям. А на женщине — ответственность за семью, за детей. Она более стойкая. Видимо, такова ее природа.

Но у женщин — свои слабости. Они быстрее обращаются к Богу, зато часто застревают на каком-то промежуточном этапе — немножко суеверном. Дальше не идут. А мужчине больше свойственно идти до конца.

Женщине нужно горячо молиться за мужа и тактично вести себя с ним. Часто возникает вопрос: нужно ли соблюдать супружеский пост? Одна сторона к нему готова, другая — не готова. Хотя и разный темперамент у людей может быть, и женщине бывает труднее с этим справляться. Но она на воздержание согласна. Можно ли тут уступать супругу. Конечно, можно, когда может возникнуть ссора. Семейный мир важнее, чем соблюдение поста.

Правда, тут есть своя опасность. Иногда мы прикрываемся этой причиной. Так же, как вообще в вопросах соблюдения поста.

Известно, что в гостях не надо рассматривать еду. Однако мы тут часто отличниками становимся...

— Да-да, именно по этому предмету!

Еще один злободневный вопрос — о венчании. Жена хочет венчаться, предположим, а муж — не хочет. Надо ли его насильно заставлять?

Я считаю, что ни в коем случае нельзя.

Надо молиться, чтобы у мужа была вера, чтобы он воцерковился, а не что-то отдельное выполнял. Чтобы он заботился о детях, если они есть в семье. Забота заключается не в том, чтобы только телесной пищей напитать, но и духовной. И отвечать перед Богом за детей, молиться за них.

Если женщина вот так настойчиво и тактично подвигает мужа к вере, тогда само собой все разрешается потом.

Они и к венчанию придут.

Раньше ведь венчание было продолжением евхаристии. Невеста и жених причащались — и потом Церковь благословляла брак.

— До того, как сложился особый чин?

— Да, до IX века такого Таинства не было.

Никто ведь не будет заставлять причащаться нехристианина-мужа. Это в голове у всех укладывается. А заставлять венчаться считается как бы и неплохо. Даже некоторые священники этим грешат.

Правда, бывают исключительные случаи, когда такое насильственное венчание будит душу и приводит человека в Церковь. Но все-таки это не правило. Надо знать человека и быть все-таки уверенным, что формальное венчание сыграет благую роль. Большинство людей, которые приходят венчаться, мы так не знаем.

Все-таки заботиться надо о духовном единстве. Остальное будет потом.

— Существуют молитвы за неверующих жен или мужей? Какие святые здесь помогают?

— Сейчас выходит много молитвословов, где молитвы подобраны по нуждам. В том числе и семейным: о даровании жениха — невесте и невесты — жениху, о вступлении в брак, о мире между супругами.

Ну вообще это не духовная аптека. В аптеке купишь неправильное лекарство — и можешь отравиться. А тут ничего подобного не произойдет. К любому святому можно обращаться, потому что все молитвы идут к Богу. И не надо застывать в недоумении. Молись Спасителю, Богородице, своему святому. Всем, к кому расположена душа.

Специально можно молиться святым семейным парам — их немало: Андриану и Наталье, родителям преподобного Сергия Радонежского, преподобным Кириллу и Марии, благоверным князьям Петру и Февронии. В семейных нуждах просят о помощи Гуррия, Самона и Авива, Иоанна Богослова. Многих.

В основном молятся святым, которые в своей жизни испытали те же ситуации, с которыми мы сталкиваемся. Например, мученик Вонифатий сам вел разгульную жизнь — и нашел в себе силы с этим справиться.

— К нему обращаются в недуге пьянства?

— Да. Святые были такими же людьми, как мы. И находили выход из трудных положений. Вот мы и просим дать возможность воспользоваться их опытом.

— А как быть с духовным воспитанием детей, если один из супругов — верующий, второй — нет?

— Это дело тонкое, конечно.

Во-первых, нельзя никогда при ребенке ссориться, друг с другом спорить — это на него всегда плохо действует. Всегда надо заранее договариваться, как мы будем себя вести в сложной ситуации. Потому что уважение к обоим родителям — это залог того, что потом, став христианином, ребенок будет их правильно почитать.

Нужно ценить молчаливую молитву.

— Внутреннюю, без голоса?

— Конечно. Допустим, муж против духовного воспитания или проявляет мужское тщеславие: “Опять ты пропадаешь в своем храме!” Это происходит по незрелости, такому детскому самолюбию. И тут надо молча молиться — и за супруга, и за ребенка.

Что-то мы все по привычке говорим о жене верующей и о муже неверующем! Бывает и наоборот.

— Но редко.

— И надо, чтобы супруг видел: Церковь делает жену лучше, спокойнее, терпеливее. В ней становится больше любви, вежливости. Очень многое зависит от тона, выбора места и времени для разговора, выражения лица. Все должно указывать на то, что Церковь учит хорошему, а не плохому.

А чаще бывает так: “Опять ты не идешь в храм! Я тебе сколько раз говорила!..” И так далее. Считаем себя — православными, а ведем — прямо противоположным образом.

Вера должна сказываться на жизни. Тогда будет толк, будет движение души, подвиг. Конечно, не монашеский, не такой трудный. Но ведь справляться со своими страстями — тоже подвиг.

И еще. Когда при неверующем супруге с детьми разговариваем, то не обязательно называть вещи своими именами. Важно сохранить смысл. Слово “кротость” можно перевести как “учиться сдержанности”, “смирение”...

— “Надо потерпеть”?

— Конечно. Тактично, спокойно. Постепенно это войдет в жизнь. Ребенок научится и словам, и — самое главное — примеру. Слово всегда должно подтверждаться примером. Тогда оно будет сильным и крепким.

— Батюшка, я знаю женщин, которые сильно унывают от того, что муж остается неверующим. А потом и дети перестают ходить в храм — глядя на папу.

— Есть такое правило на очень многие случаи жизни: если что-то можешь изменить, надо менять; если не можешь изменить, надо смиряться и молиться.

Одна женщина в подобной ситуации спрашивала меня: “Что мне делать”? Я ответил: “Просто терпи и молись — больше ничего”. Они ответила: “Это я понимаю. Делать-то что?”

Но это и есть главное дело. Остальное — Бог доделает. Он же видит все наши возможности и невозможности.

Грех, когда мы можем — и не делаем. Иногда на исповеди каются: “По болезни я запиваю молочком таблетку...” Никакого греха в этом нет, раз доктор велел и священник благословил. Ведь пост не для того, чтобы болеть еще больше, а для того, чтобы появилась бодрость, крепость и власть духа над телом, принял лекарство, запил молоком не для удовольствия — и иди на Литургию, не смущаясь.

А вот если можешь не пить молочко, а тянет к вкусненькому, и уступаешь желанию, вот это явный грех.

— И унывать, когда супруг не воцерковляется, тоже не стоит?

— Нет, уныние — тяжелый грех. Оно бывает разное. Иногда мы унываем от собственных жизненных неправильностей, а иногда Бог дает это как испытание. Нам не обещана гладкая жизнь. Но справляться с трудностями Бог всегда помогает. И не надо усугублять свое состояние уныния.

Бог нам дает груз, с которым нам надо пробежать дистанцию.

— А иногда — проползти...

— Это верно. А если мы вместо килограмма, который Он на нас возложил, добавим от себя еще десять, то свалимся на втором метре.

— Апостол Павел говорил: неверующий муж спасается верующей женой. Каким образом?

— Конечно, не механически: он остается неверующим, но все-таки оба спасаются. Это образное выражение. Спасает Бог, когда жена заботится, чтобы муж стал верующим, прилагает усилия к этому.

— Даже если до конца жизни супруг не воцерковится?

— Тут мы не можем судить. Спасется он или нет — знает только Бог. Он видит душу человека и может оценить, какие усилия тот делал, какая степень свободы у него была, какие трудности преодолевал.

— И надежду никогда терять не стоит?

— Ни в коем случае. Великий грех говорить о ком-то: “Он не спасется!” Этим и себе плохо делаешь, потому что мысленно закрываешь человеку дорогу. И для него — никакой пользы.

Всегда надо иметь надежду, замечать доброе в человеке. Даже в преступнике видеть образ Божий. Только тогда мы можем дать ему стимул и самому увидеть его: Идти узким путем между страхом и надеждой.

Беседовала Наталия КАПЛИЦКАЯ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное