Вглядываясь в заповеди Христа, мы поняли, что они подводят нас к миру Бога Троицы.
Это закон Его жизни. Господь сказал: кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает.
Сохраняя их, мы даем возможность Ему пребывать в нас. Сначала – уважением, благодарностью.
Потом очищаем место для Его жизни, умножаем ее.
Какова же главная заповедь Христа? Ответ прост. Бог есть любовь, это единственное,
чем Он живет. И это единственное, чем должны жить мы.
Но понятие любви надо очистить от чувственного человеческого восприятия, от
пошлости. Любовь Божия проявляется как полное доверие, открытость.
Когда мир становится злым, любовь должна быть осторожной, осмотрительной. Если
злодею давать силы – доброе настроение, уверенность в себе (угодливостью, малодушием),
то злодейство умножится.
Есть пословица: «Бодливой корове Бог рогов не дает». Она – об этом. А Евангелие
говорит так: «Не мечи бисер перед свиньями, не давай святыни псу». Это охранная
заповедь: тем, кто безразличен или враждебен к благу, не имеешь права его открывать.
Наш мир сохраняет общность с благом и одновременно борется с ним. Эта разделенность
существует не только между людьми, но и в каждом человеке. Такая страшная двойственность
все время вводит нас в обман. Мы решаем: вот человек хороший, вот – плохой. А
в любом есть то и другое. И уживается, и проявляется. Люди плотские этого не
понимают, а для духовных оно очевидно.
Любовь по особым законам действует в мире, где смешаны добро и зло. В Ветхом
Завете были даны первые охранительные десять заповедей: не убий, не кради, не
завидуй и так далее. В целом они сводятся к одному: внимательно относись к благу
и не уничтожай его.
Когда человек уже согласен внутренне жить ради Бога, тогда Господь открывает
ему, как проявлять себя в тех или иных ситуациях. Появляется множество заповедей
Христовых, которые тоже сводятся к одной: «Любите друг друга, как Я возлюбил
вас». То есть до смерти.
Апостол Павел это подтверждает: «Кто любит, над тем нет закона». То есть любящему
человеку не нужно правил, потому что он всегда духом поймет, как ему действовать.
Иными словами, если я на другого взираю, как Господь на нас, то внешние обстоятельства
разрешатся на основе чувства духовного. Все мелочи увяжутся, ничего не испортится,
не будет погублено ни в каком действии. Такая любовь – зрячая и не принесет вреда.
Так умели жить святые, да и то не всегда. Когда теряли это умение, говорили:
«Господи, почему Ты меня оставил?» Искали Его. Человек, который хоть немного
сопереживал Богу, вкушал блага, испытывает потребность такой жизни. И задумывается:
как быть, пока нет любви? Начинает хотя бы внешне соблюдать заповеди – правила
доброй жизни. И если внутренне сознает, что это пока только наружность, фарисейство,
если сокрушается и кается, то Бог наполняет своей благодатной силой его жизнь.
Восполняет ее.
Вся жизнь Христа на земле явление заповеди любви. В каждом слове, поступке.
После того, как Господь крестился, принял наши грехи и освободил нас. Он встретился
с самим искусителем. И претерпел слабости людей, помноженные на внешние соблазны.
Из этого видно: Христос помогает человеку не просто падшему, а еще и вступающему
в дружбу с князем мира сего.
И только после этих искушений Господь выходит на проповедь. Поднимается на гору
Елеонскую и начинает говорить: «Блаженные падшие духом…» Удивительно!
Что стоит за этим? Скажем примерно так. Люди, не мечитесь!
Не жалуйтесь на свою жизнь. Стыдно богатому жаловаться! Вы призваны из ничего
– и можете стать ничем. Вы обладаете великими сокровищами: дышите, смотрите,
чувствуете, знаете. Все это – не ваше, а вы им владеете. Вам дали все, а вы утверждаете:
мало!
Когда у нас есть хоть капля добра, мы не покинуты. С нами Бог. Это блаженство.
о. А.Потокин