Наш разговор о заповедях Христовых продолжается. Напомню, на чем мы остановились
в прошлый раз ХХ век был знаменит откровениями душ, которые искали – и ничего
не нашли, просили – и не получили, желали – и не обрели.
Разочарованные стоны слышны в литературе, музыке, живописи, во всей культуре,
во всем, что нас окружает. Даже религиозность (не подлинная вера!), которая сейчас
выходит на сцену, настораживает чуткую человеческую душу приторностью, сладостью,
упрощенностью, примитивизмом. А иногда – противоположными чертами.
Оказывается, прогресс человеческого общества – в том, что разобщенность людей,
индивидуализм достигли крайних пределов. Все обрастает приставками «само» - самомнение,
самоуверенность, самопогруженность, самочувствие (то есть нечувствие никого,
кроме себя).
Даже вопрос такой часто задают:
- Как Ваше самочувствие?
Если бы задали его Тристану или Ромео, они не смогли бы ответить. «Я не знаю,
как чувствую себя, потому, что есть человек, которым я живу!»
Или если бы спросить у Кутузова во время войны 1812 года: «Михаил Илларионович,
как ваше самочувствие?» - то он, видевший много горя, страдания, смертей, вряд
ли стал бы жаловаться на головные боли, а растерялся бы. Закончится война, закончится
общая беда, тогда уже можно обратить внимание на себя.
Сейчас люди, похоже, и представить себе не могут ( благодаря прогрессу в культуре
человеческой), что внимание можно перенести с себя – еще куда-то. Это является
тайной, сокровенной ценностью, которой никто не имеет и даже не представляет
себе, что может иметь.
Ищут обычно то, о чем уже знают. И потому в наше время – особый дар и особая
милость, когда человек вольно или невольно обнаруживает: единственная возможность
жить – отведя взгляд от себя. Ведь сказал Христос: кто не отвержится себя, тот
Его не достоин. Церковь учит умению отводить глаза от себя, единственного и главного
в этой жизни. Если человек не преодолеет тяготения к себе (самости), не восклонится,
не рванется, не возмутится такой своей жизнью, то никогда не встретится с заповедью
Христа, которую мы обсуждаем: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Она вновь появилась на земле 2000 лет назад. Вернулась к нам в образе Иисуса
Христа. Люди встретились с жизнью, полной благодати и истины, доброго, терпеливого,
теплого, любящего отношения к личностям нечестным, хитрым, лукавым, злым, жадным,
подлым.
Заповедь возлюбить, «как Я возлюбил вас» - до Креста, смерти, Воскресения, -
должна попасть в поле зрения человека. Нам надо почувствовать, что она не просто
была и закончилась, а есть, относится к нам. Действительно Сам Бог готов положить
душу за нас. Не за наше благополучие, самодовольство, обеспеченную, тоскливую,
бездарную, эгоистическую жизнь, но за высокую душу человека, которая может также
отказаться от себя – ради других.
Если каким-то зрением своим – сердца, ума, чувств – человек прикоснется к такой
жизни, поверит ей, то убедиться в ее существовании. Это недоказуемо, не сводится
к формулам. Надо пережить реальность того, что Бог нам протягивает руку, что
Он Своей волею идет к нам, недостойным. Когда для нас это становится очевидным,
начинается новая жизнь – в полноте. И нашей собственной заповедью становятся
слова, которые звучали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо Царство Небесное
приблизилось!2
Эти же слова обратил к людям крестившийся Господь, когда явил Себя. Их же сказал
Он перед восшествием на Небо. Что же такое покаяние? Поговорим об этом в следующий
раз.
о. А.Потокин