Как всегда, напомню вам, на чем мы остановились в прошлый раз. “Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное!» Эти слова первыми сказал великий пророк и Предтеча
Господень Иоанн. Их же последними произнес Господь перед Своим Вознесением на
Небо.
Итак, Царство Небесное приблизилось, отдает себя нам. И мы принимаем его, входим
в него – покаянием. Иного пути не существует. Между покаянием и Царством Небесным
нет никакого промежутка. Это двери, открытые в рай.
Покаянием человек приходит к Богу, к другим людям, к себе. Приходит к творчеству.
Все нужное, необходимое в жизни открывается через покаяния. В этой заповеди мы
видим: не человек первым делает движение к Богу, а Царство Небесное идет к нам,
ищет нас.
Заповеди Христа, все слова Его свидетельствуют: Господь «пришел взыскать и спасти
погибшее». Его приход – не к равным и забытым. Он готов отдать Себя за тех, кто
боролся с Ним, убивал в себе правду Бога, святыню, красоту. И дело человека –
признать истину этих слов, потому, что Царство небесное к нам движется.
Оно есть. Оно нами поругано, оплевано, осмеяно, в себе и вокруг убито – нашей
волей, не случайностью или недостатками воспитания, знания. Нашей гордостью,
тем, что мы предпочитаем себя Богу и окружающему миру.
Невозможно человеку покаяться, если он не встретился таинственно с Царством
Небесным, если оно не начинает звучать и оживать в нем. А оно – внутри нас,
неуничтожимо, является природой человека, образом, который запечатан в нас наглухо.
И когда мы возвращаемся к этому нашему первому образу (первообразу), то единственная
возможность удержать его, жить с ним – это мольба о помиловании, прощении, признание
себя неправым перед жизнью.
Само покаяние может освящаться силой веры. Или быть переменчивым, возникающим
в душе – и уходящим. Иногда очень незаметным, почти неуловимым, проявляться как
некий плач о страдании, об утраченном – Рае, отношении, любви, возможностях.
Причем причина утраты должна видеться только в самом себе, в твоем выборе.
Покаянное чувство (не важно, сильное оно или слабое) возрождает, обновляет.
И причина в том, что покаянием мы открываем возможность Богу действовать в нас.
Малая сила человека умножается на всесилие Божие. Малое страдание о недостатке
любви позволяет необъятной любви Божией действовать в нас.
Покаянным чувством мы призываем милосердие, милость Божию. Бог готов служить
нам. Не за наши праведность, труды, но принося Себя в жертву. Мы только должны
свидетельствовать: нам эта жертва необходима. Мы ее принимаем и благодарны за
нее. Ею открываются в нас вера, надежда, возможность церковной жизни, которую
мы получаем в Крещение.
о. А.Потокин