Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник (249-251). В 1795 г. к России была присоединена Литва. В 1812 г. остатки некогда "Великой армии" Наполеона переправились через р. Неман - в Европу. В 1825 г. при восшествии на престол Николая I произошло восстание "декабристов".
В 1845 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) вступил на службу почетным смотрителем в Корсунское уездное училище в чине губернского секретаря
В 1825 г. умер от раны, нанесенной Каховским на Сенатской площади, герой Отечественной войны 1812 г., ген.-губернатор Петербурга граф Михаил Андреевич Милорадович (род. 1 октября 1771 г.)
В 1832 г. родился Павел Михайлович Третьяков (умер 4 декабря 1898 г.), основатель Третьяковской галереи, переданной
им в дар городу Москве в 1892 г.
В 1925 г. в Петрограде в гостинице Англетер произошла трагическая гибель (возможно, убийство) поэта Сергея Александровича Есенина (род. 21 сентября 1895 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник
Страница 1
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник
родились в Вифинской области1, а
воспитались в городе Кесарии2. Пострадали
они за Христа в царствование императора Декия3
следующим образом.
Один из областных правителей, по имени Кумврикий, прибыл в
Кесарию из Никомидии4 и ревностно утверждал
здесь идолопоклонство, усердно заботясь об идольских капищах и жертвах и о
всем, что было приятно врагу человеческого рода - диаволу. К тому же он
принуждал и всех местных жителей, одних привлекая ласкою, других устрашая
угрозами. Между тем в числе кесарийских граждан был некто Левкий, человек
честный, разумный, учёный и благородный. При виде совершающихся беззаконий, он
сильно болел душою и разгорался всё более ревностью по Боге. Наконец, он не в
силах был таить долее горевший в душе его пламень ревности и не захотел более
скрывать исповедуемую им истинную веру. Неожиданно явился он к правителю и
сказал:
- Зачем, Кумврикий, вооружаешься ты, несчастный, на свою
собственную душу, почитая бесчувственных и глухих идолов, и увлекаешь за собою
к тому же печальному заблуждению множество других людей? Такие люди
представляются более бесчувственными, чем камни и деревья, ибо не хотят познать
своего истинного Бога и Спасителя и не желают ходить во свете, покинув тьму
заблуждений.
Безумный правитель,
не вынося высказываемой ему истины, пришел в ярость от этих слов, и тотчас же,
без всякого допроса велел подвергнуть Левкия биению. Но Левкий, добровольно
принимая мучения, благодарил Бога и тем привел мучителя в еще большую ярость,
за что и был подвергнут истязаниям до тех пор, пока не обессилели бившие. Тело
его, сокрушенное побоями, изнемогло, и он молился о полном освобождении своем
от тела, желая преставиться ко Господу. Исполнению сего желания способствовал
сам правитель, который велел вывести мученика за город и отсечь ему голову.
Когда мучители вели святого на казнь, он шел без всякого страха и смущения,
ничем не обнаруживая в лице своем боли и муки, но весь сиял радостью и
блаженством, как будто его вели не на казнь, а на венчание. Далеко за городом
ему отсекли голову, и он отошел на небеса принять за подвиг свой венец
нетленный.
Слух о жестокости Кумврикия скоро распространился по всем
окрестным странам, и христиане стали скрываться из страха пред его свирепостью.
Но блаженный Фирс (хотя он и не был еще крещен, а только состоял в числе
оглашенных), вооружившись ревностью по Боге, явился к мучителю и сказал:
"Привет тебе, светлейший правитель!"
И когда тот отвечал ему взаимным приветствием, Фирс
продолжал:
- Можно ли каждому пред вами, судьями, говорить - что он
хочет, или же должно дожидаться вашего приказания и без того не произносить ни
одного звука?
Правитель, как бы забыв, что он сделал с Левкием, отвечал:
- Можно, и до сего дня эта свобода говорить не отнималась ни
у кого, особенно если предстоит сказать что-либо, клонящееся к общей пользе.
Тогда Фирс сказал:
- Что же можно сказать полезнее того, что полезно для души?
И вот, я вижу, что ты многих утесняешь и лишаешь спасения, отвлекая их от
истинной веры и по злобе своей привлекая к служению идолам. Чрез сие ты на свою
душу разжигаешь всю геенну огненную. Посему я решился смело и свободно говорить
с тобою и узнать от тебя, ради чего ты поставил законом - оставив Создателя
неба и земли и всех людей, - покланяться делу рук человеческих, как бы говоря
дереву: "ты мой отец" (как обличает идолопоклонников и святой пророк
Иеремия (Иер.2:27) и камню: "ты меня родил?" И ради чего вся забота
твоя о том, чтобы убедить всех людей (если бы это было возможно) разделить с
тобою твой пагубный образ мыслей.
На это правитель сказал:
- Твоя несвоевременная и неуместная речь показывает, что ты
заражен христианством. Впрочем, предоставь эти суетные вопросы и их ложные
решения тем людям, которые занимаются в школах и не преданы попечениям о делах
народных, а теперь повинуйся императорскому приказанию и принеси жертву богам.
Если же не исполнишь сего, то получишь от нас возмездие за свои слова - в
приготовленных для тебя мучениях.
- Так как вы - разумные создания Божии, - отвечал святой,
-то вам не должно совершать что-либо неразумно и без тщательного расследования.
Но если ты хочешь повиноваться безумному повелению твоего царя, то делай, что
тебе повелено.
Кумврикий сказал:
- Я думаю, что тебя делает таким заносчивым наша
снисходительность. Но, видя, что ты человек рассудительный и умный, я советую
тебе оказать послушание и тем избежать мучений. Итак, ступай к жертвеннику и
воздай должное богам, ибо таким образом ты получишь прощения прежней своей
вины, сделаешься другом великого царя и всю остальную жизнь свою проведешь с
нами в великой чести.
- Много размышлял я о настоящем деле, - отвечал блаженный,-
и не думай, что ты застал меня неподготовленным и не обдумавшим всего заранее.
Вед., я сначала долгое время обсуждал всё сам с собою и после тщательного исследования
убедился, что ваши боги суть бездушные идолы и храмы их - нечисты; и я
посмеялся над ними и избрал чистую и истинную христианскую веру. Итак не медли
исполнить то, что тебе приказано царем относительно нас, христиан.
Эти слова святого привели мучителя в ярость, и он тотчас же
велел некоторым из своих слуг, отличавшимся силою, крепко бить святого
кулаками, а затем - привязать к его рукам и ногам ремни и тянуть его изо всех
сил в разные стороны. Когда это было сделано, члены тела его выходили и вырывались
из суставов, но мученик терпеливо и с светлым взором переносил это. Мучитель
приказал выколоть ему гвоздями глаза, перебить челюсти и выбить зубы медными
молотками. Святой же и среди мучений смеялся над мучителем и тем еще более
раздражал его. Кумврикий приказал растопить олово, приготовить железный одр и
положить на нем мученика лицом вниз, а сам призвал своих волхвов и увещателей,
дабы они обольстили мученика словами. Они стали уговаривать святого, чтобы он,
хотя бы только на время и наружно, оказал повиновения правителю.