Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного (62). Память святого Фрументия, архиепископа индийского (ок. 380). В 1698 Учрежден Кавалерский праздник ордена святого Апостола Андрея Первозванного (1698 г.) Императором Петром I. Гроссмейстером его на вечные времена являлся Император Всероссийский. Девиз ордена - "За Веру и Верность". В 1610 г. Патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту Русской земли и Православной веры от иноземцев. В 1831 г. (в конце ноября 1831 г.) состоялась встреча Николая Александровича Мотовилова (1809-1879) с батюшкой Серафимом, описанная в "Беседе о "О цели христианской жизни".
В 1698 Учрежден Кавалерский праздник ордена святого Апостола Андрея Первозванного (1698 г.) Императором Петром I. Гроссмейстером его на вечные времена являлся Император Всероссийский. Девиз ордена – "За Веру и Верность"
В 1610 г. Патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту Русской земли и Православной веры от иноземцев
В 1831 г. (в конце ноября 1831 г.) состоялась встреча Николая Александровича Мотовилова (1809-1879) с батюшкой
Серафимом, описанная в "Беседе о "О цели христианской жизни"
Завтра, Воскресение, 14 Декабря 2014 года (1 Декабря 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1408 г. татарский хан Едигей осадил Москву, но не смог ее взять
В 1766 г. родился писатель, историк Николай Михайлович Карамзин, автор 12-томной "Истории государства Российского", доведенной до 1611 г. (ум. 22 мая 1826 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного
Страница 1
Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного
Святой Андрей, Первозванный Апостол
Христов, сын одного Еврея, по имени Ионы, брат святого верховного Апостола
Петра, был родом из города Вифсаиды1.
Презирая суеты сего мира и предпочитая девство супружеству, он не пожелал
вступать в брак, но, услышав, что святой Предтеча Иоанн проповедует на Иордане2 покаяние, оставил всё, пошел к нему и
сделался его учеником. Когда святой Предтеча, указывая на проходившего мимо
Иисуса Христа, произнес: "Се Агнец Божий"3,
святой Андрей вместе с другим учеником Предтечи, которого считают за
Евангелиста Иоанна, оставил Крестителя и последовал за Христом. Он нашел брата
своего Симона (Петра) и сказал ему: "Мы нашли Мессию, именуемого
Христа", и привел его к Иисусу (Иоан.1:41 - 42). После сего, когда он ловил,
вместе с Петром, рыбу на берегу Галилейского моря4,
и Иисус воззвал к ним, говоря: "идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами
человеков" (Мф.4:19)., - тогда Андрей, тотчас оставив, по зову
Господню, сети, пошел, вместе с своим братом Петром, за Христом (Мф.4:20)..
Андрей был назван Первозванным, потому что прежде всех Апостолов сделался
последователем и учеником Иисуса Христа. Когда же, после вольных страданий
Господа, по воскресении Его, святой Андрей принял, как и прочие Апостолы, Духа
Святого, сшедшего на него в виде огненного языка (Деян.2:3)., и когда были
разделяемы страны, ему достались по жребию страны Вифинийские5 и Протонтидские6,
с Халкидоном7 и Византиею8, Фракиею9
и Македонией10, простирающиеся до самого
Черного Моря11 и Дуная12,
а также - Фессалия13, Еллада14, Ахаия15,
Аминтин16, Трапезунт17,
Ираклия18 и Амастрида19.
Святый
Андрей прошел эти города и страны, проповедуя Христову веру, и в каждом городе
принял много скорбей и страданий; подкрепляемый всесильной помощью Божией, он
терпел все бедствия за Христа с услаждением. Более всего он претерпел мучений в
городе, называемом Синоп20: здесь его
бросали на землю и, взяв за руки и ноги, таскали, били поленьями, бросали в
него камнями, вырывали у него пальцы и зубы; но он, благодатью своего Спасителя
и Учителя, снова оказался здоровым и целым от ран. Отправившись оттуда, он
проходил иные страны: Неокесарию21,
Самосаты22, Аланы23,
страны Абасков24, Зигов25,
Босфоринов26.
Потом он
отплыл во Фракийский город Византию27, где
он первый проповедал Христа, и, научив многих, поставил пресвитеров Церкви; во
епископа Византии он рукоположил Стахия, о котором святой Апостол Павел
упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:9).. Сам же он, подъемля в
благовествовании Христовом Апостольские болезни и труды, обходил Понт28, побережье Черного моря, Скифию29 и Херсонитов30.
По Промышлению Божию, он дошел до реки Днепра31,
в Российской стране32, и, пристав в
Киевским горам33, остановился на ночлег.
Вставь поутру от сна, он сказал бывшим при нем ученикам:
- Верьте
мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и
Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю
Российскую землю.
Взойдя на
горы, святой благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом,
обитавшим здесь веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии34. Пройдя и выше лежавшие российские города,
- где расположен ныне великий Новгород35, -
посетив еще и Рим36, он возвратился в
греческую страну Эпир37, и снова пришел во
Фракию, утверждая христиан и поставляя им епископов и наставников. Пройдя
многие страны, он достиг Пелопоннеса38 и,
войдя в Ахайский город, по имени Патры39,
остановился у одного почтенного мужа, по имени Сосия; он восставил его с одра
болезни и после того обратил ко Христу весь этот город Патры. В то же время
уверовала во Христа и жена местного правителя Егеата Антипата, по имени
Максимилла, освободившись от тяжких оков недуга и получив скорое исцеление. И
мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные, одержимые различными недугами,
выздоровели чрез возложения рук Апостола. Тогда Егеат Антипат пришел в
бешенство, и, схватив святого Апостола, пригвоздил его ко кресту, о чем
пресвитеры и диаконы Ахайской страны написали так:
Вконце царствования Константина Великого один
любознательный Тирский купец - христианин, по имени Меропий, отправился
путешествовать в Индию1, и другие страны по
берегам Чермного моря. У Меропия были два племянника: Фрументий и Едессий,
которых он взял с собою, желая познакомить и сих юношей с неизвестными им
странами, иной природой, нравами и обычаями других народов.
Когда они плыли по
морю, то неблагоприятным ветром и сильным волнением корабль их прибило к
Ефиопии, населенной дикими варварами, которые и захватили в плен
путешественников. Одних они убили, других потопили в море. Сам Меропий был
убит, а его племянники Фрументий и Едессий оставлены были в живых и отправлены
в город Авксум, в дар царю Ефиопскому. Царю понравились оба юноши и он пожелал
оставить их при дворе своем. По приказанию царскому, для обучения юношей, были
приставлены особые надзиратели и учители, с тем, чтобы, после обучения, юношам
можно было дать должности при дворе.
Будучи с детских лет
просвещены Христовой верой, Фрументий и Едессий быстро возвысились по уму и
образованию пред всеми, окружавшими царя и вскоре сделались лицами сильными и
влиятельными при дворе его.
Еще большей чести
они удостоились, по смерти царя, когда на престол Ефиопии вступил его
малолетний сын Айзан. В воспитатели Айзана был избран Фрументий. Тогда
Фрументий вместе с братом Едессием, имея большее влияние на всю страну, могли
свободно исповедывать свою веру. В то время завязали торговые сношения с
Ефиопией некоторые римские и греческиекупцы, по большей части - христиане. Едессий и Фрументий знакомились с
приезжавшими по торговым делам купцами и устраивали с ними богослужебные
собрания, для которых они построили небольшую церковь. Вместе с тем и
Ефиопляне, мало-по-малу знакомились от Фрументия и Вдессия с христианскою верою
и усвояли понемногу истины христианской веры и нравственности.
Между тем Айзан
вырос. Тогда Едессий и Фрументий стали просить царя отпустить их на родину.
Айзан, после некоторого колебания, позволил им оставить Ефиопию. Получив
позволение, Фрументий и Едессий с первым же кораблем отплыли в Грецию. Едессий,
прибыв в Грецию, отправился к себе на родину, в Тир, разыскивая своих
родителей, чтобы с ними уже более не разлучаться до конца дней. Но не с тем же
намерением оставлял Эфиопию Фрументий. Он успел привязаться к этой стране,
которая, по устроению Божию, стала его второю родиною. Он желал пламенно, чтобы
страна эта сделалась родственною ему и по вере. Поэтому Фрументий предпочел
радостям родственного свидания высшую духовную радость, уневестив Христу новую
церковь Абиссинскую.
Вдохновляемый такими
святыми мыслями, Фрументий направился вместо Тира в Александрию, где тогда был
епископом святой Афанасий Великий, ревностный поборник Церкви Христовой. Придя
к святому Афанасию, Фрументий подробно рассказал ему всё, что пришлось испытать
ему с Едессием в Абиссинской стране, начиная с чудесного промышления о них в
плену у варваров, жестоко истребивших Меропия и остальных с ними христиан. Он
объяснил великому святителю, что эти варвары после уже не чуждались христиан и
даже вникали в их жизнь и учение, и теперь легко могли бы быть просвещены
светом Христовой истины. Для сего почва уже подготовлена и страна сия жаждет,
чтобы явился сеятель. Поэтому Фрументий горячо просил святителя теперь же
послать в Ефиопию епископа и клир.
Выслушав это
повествование Фрументия, святой Афанасий уразумел в судьбе сих братьев дивное
промышление Божие, ради обращения ко Христу Ефиоплян. При этом его озарила
мысль, что лучше всего поставить епископом в Ефиопию самого Фрументия,
успевшего близко изучить нравы, обычаи и язык жителей той страны и заслужившего
там почтение и любовь.
Тогда блаженный
Афанасий сказал Фрументию:
- Кто же среди нас лучше тебя может разогнать
мглу язычества и принести туда зарю божественного благовестия.
После этого, Фрументий
был рукоположен святым Афанасием во епископа и с Апостольскою ревностью отправился
вновь в Ефиопию просвещать язычников. Прежде всего он стал убеждать самого царя
Айзана принять святое крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами
Фрументия и в глубине души склонный принять веру своего учителя, с сердечной
верой внимал проповеди его о Воскресшем и крестился во Имя Христово. За ним
крестились и многие из приближенных царя. Господь удостоил сего
равноапостольного угодника Своего дара чудотворений; святой Фрументий силою
Имени Христова исцелял бесноватых и одержимых различными недугами. А тех,
которые своими мудрованиями отрицали Христово учение и не хотели верить
благовестию святого Фрументия, он предавал власти сатаны, "чтобы дух
был спасен"по Апостолу2; иных же из упорствующих поражал сухотою всего
тела, а на других наводил ослепление очей. При таких внезапных грозных
знамениях, происходивших по слову угодника Божия, даже упорные из язычников,
преклонялись пред ним и, исповедуя Христа Сына Божия, получали от Фрументия
исцеление и были крещены.