Житие и страдание святой великомученицы Екатерины (305-313). Страдание святого великомученика Меркурия (III). Память святого мученика Меркурия Смоленского (1238). Память преподобного Симона Сойгинского (1562). Память преподобной Мастридии (?). Тезоименитство Государыни Императрицы Екатерины II. Тезоименитство Государыни Императрицы Екатерины I. В 1714 г. учрежден кавалерский праздник ордена Святой великомученицы Екатерины в память избавления Русской армии и самого Императора Петра I от пленения турками во время Прусского похода 1711 г. Девиз ордена - "За Любовь и Отечество". Четыре латинские буквы на нем обозначали начало слов: "Господи, спаси Царя!". С момента основания ордена главой ордена становится Царица (позднее Императрица). В 1741 г. после государственного переворота, Императрица Елизавета Петровна (род. в 1709, правила 1741-1761) ночью торжественно въехала в зимний дворец. В 1563 г. скончался Великий князь Юрий Васильевич, младший брат Царя Ивана Грозного, прожив 31!
Тезоименитство Государыни Императрицы Екатерины II
Тезоименитство Государыни Императрицы Екатерины I
В 1714 г. учрежден кавалерский праздник ордена Святой великомученицы Екатерины в память избавления Русской армии и самого Императора Петра I от пленения турками во время Прусского похода 1711 г. Девиз ордена – "За Любовь и Отечество". Четыре латинские буквы на нем обозначали начало слов: "Господи, спаси Царя!". С момента основания ордена главой
ордена становится Царица (позднее Императрица)
В 1741 г. после государственного переворота, Императрица Елизавета Петровна (род. в 1709, правила 1741-1761) ночью торжественно въехала в зимний дворец
В 1563 г. скончался Великий князь Юрий Васильевич, младший брат Царя Ивана Грозного, прожив 31 год. Причина смерти неизвестна. Его сын Василий Юрьевич не дожил до года, умер младенцем в 1559 году
Завтра, Понедельник, 8 Декабря 2014 года (25 Ноября 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1825 г. Пресвятая Богородица в сопровождении святителей - Римского Климента и Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому в сонном видении и повелела выйти из затвора для врачевания немощных человеческих душ
В 1741 г. восшествие на престол Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, дочери Государя императора Петра I
В 1991 г. по "Беловежскому сговору" состоялся развал СССР, а точнее – разрушение территории исторической
России, и 25 миллионов русских оказались иностранцами на родной земле
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святой великомученицы Екатерины
Страница 1
Житие и страдание святой великомученицы Екатерины
В царствование нечестивого
императора римского Максимина1 в городе
Александрия2 жила девица, по имени
Екатерина, происходившая из царского рода3.
Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только
восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех
языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например:
Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала
Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения
знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того
она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также
многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие
богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее,
тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения,
воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто
советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в
руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но
Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю
жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали
усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:
- Если вы
хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы
теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих
девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека,
который в чем -либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду,
не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по
богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из
сих дарований, недостоин меня.
Домашние
Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские
сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и
богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не
может сравниться. А Екатерина говорила им на это:
- Я хочу
иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.
Видя
непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла
к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в
сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому
праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя
и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.
- Знаю я,
- сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во
всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его
управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ
распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния,
всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима.
Во всем мире нет подобного Ему.
Внимая сим
словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном
князе, - она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:
- Правда
ли всё то, что он ей говорит?
Он
отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими
большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила
его:
- Чей же
сын, восхваляемый тобою Юноша?
Старец
ответил ей:
- Он не
имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверх естественно от одной
честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына
за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом
и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей
твари.
Екатерина
спросила старца:
- Возможно
ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?
- Если ты
сделаешь то, что я скажу тебе, - ответил ей старец, - то сподобишься узреть
пресветлое Лице Его.
Екатерина
сказала ему на сие:
- Вижу я,
что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь
правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне
Того, Кого ты так восхваляешь.
Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан1,
созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении
чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожены святой христианской
веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии2
следующий указ:
-
Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и
Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и,
вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как,
к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез
благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями
общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно
повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не
военные,- приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто
осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании,
того мы повелеваем связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям.
Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей
почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет
казнен чрез усечение мечем, или пусть будет брошен в море, или отдан на
съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане,
если найдется кто либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат
великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать.
Когда
был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное
повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны.
В то время на римское государство восстали варвары3;
цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов
сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот
полк назывался Мартенсес, из первой Армении4,
под начальством трибуна5 Сатурнина. По
отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.
Когда,
во время войны римлян с варварами, между ними произошла продолжительная битва,
Меркурию явился Ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые
одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:
- Не
бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать
тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их,
не забудь Господа Бога твоего.
Находясь
как бы в состоянии исступления, он принял явившегося ему за одного из римских
князей; взяв подаваемый ему меч, он устремился с великим мужеством на врагов и
посекал их как стебли растения. Пройдя сквозь варварские полки, он достиг до
самого варварского царя, убил его мечем и поразил вместе с ним великое
множество храбрых воинов, так что меч прилип от крови к руке его; так варвары
были побеждены и обращены в бегство римлянами.
Тогда
Декий, узнав о великой храбрости Меркурия, призвал его к себе и, почтив великими
дарами, поставил его начальником над всем войском. Декий, думая, что враги были
побеждены с помощью богов, быль весьма рад и, раздав воинам много золота,
отпустил каждого к себе домой; сам же, идя с Меркурием к Риму, устраивал по
городам большие пиры. Однажды ночью, когда военачальник Меркурий спал, пришел к
нему Ангел таким же образом, как и в первый раз, и, толкнув его в бок,
разбудил. Поднявшись и увидев явившегося, он как бы онемел от ужаса. Ангел
сказал ему:
-
Меркурий! не помнишь ли - что я сказал тебе на войне? - Смотри, не забывай
Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец
победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми.
Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя,
начал благодарить Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда
и от своего отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в
котором впоследствии числился и он, часто говорил:
- Блажен - кто состоять воином Царя Небесного, потому что
получить от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил словом
всяческая, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
Вспоминая
эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий умилился
сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:
- Увы
мне грешному! будучи как бы ветвью зеленого дерева, я засох, - не имея ныне
корня познания Бога6.
Когда он
так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю на
некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь отложил
совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о чем, - так
он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почётом к себе Меркурия, царь
совещался с ним о том, что относилось к пользе римского царства. По окончании
совещания, царь сказал Меркурию:
Великое
и тяжкое бедствие постигло Русскую землю в начале XIII века. Божиим попущением за множество грехов
наших на русский народ напали злые враги - татары. Множество жителей было убито
или отведено в плен; великое запустение стало во всей земле Русской. Поля
оставались необработанными, - лишь дикие звери рыскали во множестве по полям,
пожирая человеческие трупы. Много русских князей погибло тогда, защищая свое
отечество. Безбожные враги не щадили ни младенцев, ни беззащитных жителей. Всех
они избивали и немилосердно губили. Многих они предавали бесчестно злым
поруганиям. Жестокие завоеватели связывали пленников собственными их волосами и
гнали перед собой, как животных, нещадно нанося им удары бичами. Святые церкви
и монастыри были разграблены и иноки перебиты. Уже Киев был сожжен варварами и
лежал в развалинах. Хан татарский Батый стал покорять другие города; он достиг
Москвы и взял ее. Далее он подступил к Смоленску и умыслил разорить его, уже он
приближался с громадной ратью к сему городу. Среди варваров особенно отличался
своей силой один великан с своим сыном. Сила их была необычна, многие уже
погибли от руки сего мучителя. Он был во главе передового полка. Страх и трепет
овладел жителями Смоленска: их ожидала неминуемая гибель. Одна надежда им
оставалась на покровительство Царицы Небесной; они стали усердно просить
Пресвятую Богородицу избавить их от безбожных врагов и злых мучителей. Царица
Небесная, непобедимая помощница всем призывающим ее с верою, не допустила,
чтобы сей город достался врагам, передовое полчище которых было уже недалеко
от Смоленска и остановилось в так называемом Долгомостье.
В сие время в
Смоленске проживал святой Меркурий. Родился он на западе от благородных
родителей, державших православную веру. Еще в юных летах он переселился в
Смоленск и поступил на службу к местному князю. Будучи воином, Меркурий
отличался своей силой и высоким ростом. Не менее он был велик и духовной
силой; с раннего возраста он обращал на себя внимание своей благочестивой
жизнью: подвизался в посте и целомудрии, каждую ночь он втайне от всех воспевал
благодарственные хваления Господу. Услышав о приближении злых врагов, о
разорении Божиих храмов, святой Меркурий скорбел и болел душою; с каждым днем
он более и более возгорался Божественной ревностью, он желал пострадать и положить
душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.
Ночью в соборном
храме пред иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, служивший в сем
храме. Со слезами просил он Пречистую Богоматерь об избавлении города от
врагов. Вдруг он услышал глас, раздававшийся от иконы.
- Иди к рабу моему
Меркурию на Подолье.
При сем Пресвятая
Богоматерь указала ему дверь, где жил святой Меркурий.
- Итак ступай к нему
на двор указанного дома и тихо скажи ему: Меркурий! тебя зовет Владычица.
Ступай в военных доспехах на врагов.
Удивился пономарь
сему гласу от иконы. Тотчас же он отправился из собора и пришел к тому дому,
который ему указала сама Пресвятая Богородица.
Он застал святого
Меркурия на дворе; святой подвижник молился и воздевал свои руки к небу. Он был
в своем воинском вооружении, ибо в тот самый час, когда пономарь услышал глас
от иконы Пречистой, то и святой Меркурий был предуведомлен чудесным образом о
пришествии к нему пономаря.
Между тем пономарь
подошел к святому и сказал ему:
- Меркурий, ступай
немедленно, ибо тебя зовет Владычица.
Снятый Меркурий,
вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они
нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святый Меркурий, упав пред
иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и
заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:
- Раб мой Меркурий,
я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей. Для
сего я призвала тебя сюда из страны Римской. Враги втайне задумали в сию ночь
напасть на град и разорить его. Но не оставлю я града сего: по молитвам моим он
не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай, раб мой, на встречу врагам,
ступай на место, известное под названием Долгомостье. Там стоит вооруженная
рать злых варваров. Не бойся: ты победишь воеводу вражеского. Я не оставлю
тебя. В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и
вечного блаженства.
Услышав сей глас,
святой Меркурий преисполнился великой радости. Сама Царица Небесная обещала ему
то, к чему он давно уже стремился всей душой, ибо всегда был объять желанием
пострадать за своих братьев и за веру Христову. Возблагодарив Пресвятую
Богородицу он вышел из храма и горя Божественной ревностью, немедленно
отправился на указанное место.
Была глубокая ночь.
Не ожидая так скоро нападения врагов, граждане были объяты крепким сном. Тихо и
незаметно прошел святой Меркурий мимо стражи у городских ворот. Придя на
Долгомостье, он обнажил меч свой и со словами: "Пресвятая Богородица,
помоги мне", устремился на татарское полчище. Гордый исполин, надменный
своей силой, пал первым от руки святого Меркурия: сила, которой он так
превозносился, оставила его, лишь только пред ним пред стал Христов воин. Много
и других врагов из передового полка погибло от меча святого Меркурия:
Оставшиеся в живых, враги были объяты ужасом и побежали. Святый Меркурий,
отойдя в сторону, стал молиться и благодарить Пресвятую Владычицу за Ее дивное
и славное заступление.
Преподобный Симон происходил из города
Сольвычегодска. С юного возраста благодать Божия почивала на нем. Он уклонялся
от мирской суеты. В молодых годах он оставил дом своих родителей и прибыл в
монастырь к преподобному Корнилию Комельскому. Узрев преподобного, святой Симон
пал на колени пред ним и со слезами просил блаженного постричь его в иноки. От
прозорливых очей преподобного Корнилия не утаилось, что пред ним стоит будущий
подвижник Божий. Уступая его просьбам, он принял Симона, и дал ему в
руководители одного опытного старца. Подражая святому Корнилию, святой Симон
подвизался в посте и молитвах. Он безропотно исполнял все послушания, какие на
него налагались и отличался своим необычайным смирением. Так в течение многих
лет он неисходно подвизался в Корнилиевом монастыре. В 1537 году по преставлении
своего великого наставника, святой Симон вместе с старцем Логгином,
отличавшимся своей благочестивой жизнью, направился к своей родине
Сольвычегодску. Оба подвижника искали уединения. В верстах 15 от города при
устье реки Коряжемы они остановились. Здесь преподобный Логгин решился
поселиться среди глухого леса. Святый Симон решился помочь Логгину, уже
изнуренному иноческими подвигами и бывшему в преклонном возрасте. Оба они
построили здесь келлию и часовню. Некоторое время преподобный Симон подвизался
в сей местности вместе с Логгином. Но затем, вознамерившись искать себе более
уединенного места, он расстался с святым Логгином и направился вверх по
Вычегде.
В 60 верстах от Коряжемы, на возвышенном берегу Вычегды,
при устье реки Сойги, среди дикого леса святой срубил себе келлию, а потом
построил и храм во имя честного и славного Преображения Господа нашего Иисуса
Христа1. Сей храм был освящен 17 мая 1541
года. В сей дикой и глухой местности и стал подвизаться преподобный Симон.
Воздержание и молитвенные бдения его были поистине изумительны.
К нему стали собираться люди, желавшие подвизаться в пустыне
под руководством, святого мужа, отличавшегося своим благочестием. И блаженный
всех наставлял и поучал. Как истинный пастырь он своим примером указывал всем
путь, ведущий к спасению и вечному блаженству. Так целых двадцать лет
подвизался святой в своей пустыни. Незадолго до своей кончины преподобный был
обрадован известием, что его духовный друг и наставник святой Логгин прославлен
чудесами. После такой подвижнической жизни он с миром предал Господу свою
честную душу 24 ноября 1562 года, оплакиваемый своими осиротелыми учениками.
Святые мощи его почивают под спудом в основанной преподобным, ныне
упраздненной, обители в храме во имя святой Великомученицы Екатерины.
1
Спасо-Преображенская-Сойгинская или Соежская пустынь, ныне погост
Сойгинский-Преображенский, находится в Вологодской губернии Сольвычегодском
уезде в 82 верстах от Сольвычегодска, на правом берегу реки Сойги, при впадении
ее в реку Вычегду. Эта пустынь в 1791 году была совершенно упразднена и
обращена в приходский храм.
В городе Александрии Египетской проживала одна святая дева,
по имени Мастридия, которая, заботясь о своей душе, пребывала ради Христа в
безмолвии, в посте, в постоянном бодрствовании, в молитвах, раздавая при этом
много милостыни. Но диавол, всегда препятствующий людям в подвигах богоугодной
жизни, не мог вынести таковых добродетелей святой девы и начал с нею бороться
таким образом. Он вложил одному юноше нечистое желание к этой деве. Юноша
приходил в дом ее сам или присылал кого либо к ней, склоняя ее к этой страсти,
однако не получал никакого ответа. Когда Мастридия выходила из дому и
направлялась в церковь помолиться Богу, и в это время юноша не отставал от
нее, чем причинял святой деве великую скорбь. Он говорил ей такие слова,
которые любят слушать только грехолюбивые, что побудило святую Мастридию ни
выходить никуда из своего дома, ни даже в церковь.
В один
день Мастридия послала к юноше свою рабыню с такими словами:
-
Приходи, тебя зовет моя госпожа.
Юноша с
радостно пришел к ней, думая, что она согласится на его нечестивое желание.
Мастридия, когда вошел к ней юноша, занималась тканием полотна, и спросила его:
- Зачем
ты, брат, доставляешь мне столько огорчения и печали, что не даешь мне даже
сходить в церковь?
- По
истине, - ответил юноша, - я очень люблю тебя, и, когда тебя вижу, я весь
бываю, как бы огненный.
- Что же
ты видишь во мне? - спросила юношу Мастридия.
- Я вижу
очи твои на столько прекрасными, - сказал юноша,- что они прельщают меня.
Святая
дева, услышав, что ее глаза прельщают людей, челноком, которым ткала полотно,
тотчас же проколола себе глаза.
Юноша,
увидав сие, ужаснулся. Когда же он уразумел, что святая дева совершила сие по
ревности ко Христу и ради спасения ближнего своего от соблазна1, на него нашел
страх Божий и он раскаялся. Отправившись в скит, юноша облекся в черные одежды
и сделался строгим иноком, подражая в молитвенных подвигах и воздержании
святым отцам.
Мастридия
же окончила свое житие, работая Господу, к Которому и предстала.
1 Христос Спаситель, научая Своих
последователей побеждать дурные страсти, сказал "И если глаз твой
соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие,
нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мрк.9:47). Святая
же Мастридия лишила себя глаз, по ревности ко Христу, чтобы, удалив причину
соблазна для юноши, тем самым и его подвигнуть ко спасению.