Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Память святого Гемелла (ок. 361). Память преподобного Фомы Дефуркина (ок. 886-912). Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (1754). Блаженный Иоанн Сербский и его родители: блаженный Стефан и блаженная Ангелина, правители Сербские (XV век). В 1812 г. из Вильно М.И. Кутузов послал донесение Александру I: "Война окончилась за полным истреблением неприятеля".
В 1610 г. во время охоты, под Калугой быв убит самозванец Лжедмитрий II ("Тушинский вор")
В 1790 г. Русские войска штурмом взяли турецкую крепость Измаил
В 1833 г. в Большом театре в Москве в присутствии Императора Николая I состоялось первое публичное слушание Российского Государственного Гимна "Молитва русского народа"
В 1905 г. был принят избирательный закон о выборах в Государственную Думу
В
1964 г. преставился преподобный Кукша Одесский
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа
Страница 1
Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа
После того как римские цари Диоклитиан и Максимиан
добровольно отказались от царства, не имея сил истребить на земле святую веру
Христову, на престол вступили: в Риме - Максентий1,
на востоке Максимин2, а в Галлии -
Константин3, который потом уверовал во
Христа и просветил вселенную светом веры Христовой. Гонение на христиан не
прекращались и при них, особенно на Востоке, где как будто земля и море
колебались и возмущались, восставая на умножавшуюся Церковь Христову. Но чем
более Церковь Христова была гонима, тем более она возрастала и процветала,
будучи обагрена мученическою кровью, подобно лилии, растущей среди терния.
Нечестивый же царь Максимин был сильным ревнителем своего многобожного нечестия
и великим ненавистником и гонителем христианского благочестия. Ему было
донесено, что вся Александрия, славнейший в Египте город, возмутилась, вследствие умножение христиан и
происшедшего между ними и язычниками волнения. Не имея возможности сам идти
туда и имея нужду остаться в Византии, Максимин послал вместо себя одного из
своих вельмож, человека благоразумного, в греческих науках сведущего, искусного
оратора, по имени Мину, родом афинянина. Ему он поручил усмирить происшедшее в
Александрии возмущение и восстановить нарушенный порядок: христианство в городе
истребить, а нечестивую их отеческую веру утвердить и обратившихся из язычества
ко Христу вновь возвратить к нему. Мина по виду казался готовым поддерживать
веру царя и исполнять его злочестивую волю; в душе же он был истинным
христианином и хранителем заповедей Божиих, но до времени скрывал свою истинную
веру, дожидаясь Божественного призыва к подвигу и мученическому венцу,
Получив
приказание царя, он быстро прибыл в Александрию и без труда усмирил там
возмущение: мудрыми убеждениями он примирил обе противные стороны - христиан и
язычников, и позволил каждому безнаказанно исповедывать свою веру; исправив,
затем, несправедливые постановление в законах, Мина обо всем письменно донес
царю. Немедленно же решил он пред всеми исповедать и свою веру во Христа,
которую он скрывал доселе, - намереваясь, как послужить образцом благочестия и
источником спасения для других, так и самому выступить на подвит мученический.
Он так говорил сам в себе:
- Если я
отдам себя на мучение в иное время, то буду вознагражден только я один; ныне же
я могу и других привести к мученическим венцам.
Посему
Мина начал открыто прославлять имя Иисуса Христа и учить святой вере, убеждая неверных
не одними только словами, но и делами, ибо ему свыше ниспослан был дар исцелять
болезни посредством призывания имени Христа и осенением святого креста.
Однажды, когда Мина шел посреди города и народ следовал за ним, случилось ему
увидать по дороге множество калек, хромых, слепых, убогих, глухих и бесноватых.
Помолившись Богу, чтобы Он явил силу Свою чрез посредство его рук, для
обращения к вере языческого народа, он призвал имя Христово; налагал затем руки
свои на больных, он творил на каждом из них знамение святого креста, и тотчас
все получили исцеление: слепые прозрели. немые заговорили. хромые вскочили, как
бы олени, и бесноватые освободились от нечистых духов. При виде сего, народ
пришел в изумление и многие уверовали во Христа; а святой Мина, научив их
истинной вере, присоединил к Церкви христианской.
Некоторые
же из ослепленных неверием и злобою язычников, коим приятны были бесовские
праздники, проводимые ими в объядении, пьянстве и блуде, не любили честной и
воздержной жизни; будучи сами сынами злобы, ненавидя свет и не желая переносить
поругание своих богов и уничижение праздников в честь их, они тайно уведомили
царя, что Мина, как сам верует в распятого Галилеянина4,
так и весь народ александрийский развратил этою верою, и что уже храмы древних
богов опустели. Узнав об этом, царь весьма разгневался и, созвав своих вельмож
и советников, начал жаловаться им на Мину, что он сделал противное его
приказанию, и, вместо того, чтобы уничтожить в Александрии христианство,
распространил его, а еллинов5, преданных
древним отеческим законам, обратил в новую Галилейскую веру6.
Вельможи советовали царю послать туда кого-нибудь такого, который сумел бы
восстановить всё нарушенное Миной, и самого его убедить или принудить снова
обратиться к языческим богам; избрать же для всего этого вельможи посоветовали
кого-либо особенно преданного царю и верно ему служащего, который бы старался сохранить и в
точности исполнить всё ему приказанное. Когда они начали советоваться между
собою и подыскивать такого человека, то наиболее подходящим для этой цели
показался всем начальник города, по имени Ермоген, человек знатный и уважаемый;
его и согласились все послать, как могущего исполнить всё то, что будет ему
приказано царем. И тотчас же Максимин послал Ермогена в Александрию, дав ему из
Византии военный отряд, чтобы он подверг Мину суду, а город очистил от
христианского, как он думал, заблуждения. Ермоген был родом точно также из Афин;
рожден и воспитан он был в еллинском нечестии, но характера был доброго и
мягкого; хотя он не знал Христа, истинного Бога, однако чтил Его делами,
христианам только приличными, "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе
законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон" (Рим. 2:14).
Святой
Гемелл происходил из области Пафлагонской1.
Услыхав, что император Юлиан Отступник2
находится в городе галатийском Анкире3, он
отправился туда и, представ пред царем, безбоязненно обличал его в
вероотступничестве и вражде против святой христианской веры. Юлиан пришел в
сильный гнев и подверг его жестоким мучением. На Гемелла возложен был железный
обруч, до того раскаленный, что от него отлетали горящие искры, и из тела
мученика лилась кровь. В таком виде он был отправлен в город Едес4, куда прибыл и сам вероотступник. Когда святой
мученик приведен был в этот город, ему растерзали раскаленными железными
кольями плечи, в голову же его были вбиты железные гвозди; потом растянули его на
земле и от ног до головы содрали с него кожу. Наконец он был распят, и ноги его
были пригвождены ко кресту. Так скончался сей многострадалец, вознося
благодарение Богу5.
1 Пафлагония - древняя
область Малой Азии, на южном берегу Черного моря.
2 Император Юлиан царствовал
с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и
поставил задачею своей жизни восстановление язычества, почему и известен под
именем Отступника
3 Анкира - главный город
Малоазийской области Галатии, - ныне Ангора, значительный город Малой Азии с
30.000-м населением. Галатия занимала самую средину Малоазийского полуострова;
Анкира же иаходилась на северо-западной окраине провинции.
4 Едес - город Киликии, –
юго-восточной области Малой Азии.
5 Мученическая кончина
святого Гемелла последовала около 361 года.
Преподобный Фома родился в Вифинии2.
Родители его были простого звания и жили в довольстве. Но Фома уже с юных лет
отвращался от всяких житейских, суетных удовольствий и обнаруживал сильную
склонность к иноческому житию. Увлекаемый примерною жизнью некоего инока, подвизавшегося
в одном из окрестных монастырей, он привязался душевно к святой обители; с
малолетства привык он соблюдать пост и, охотно занимаясь свойственным детскому
возрасту книжным учением, изучил псалтирь, Апостольские писания и всю церковную
службу. Таким образом, первоначальная жизнь Фомы протекала мирно, в
благочестии, и добрые семена, посеянные в его душе, успели укорениться для
дальнейшего возрастания. Когда же Богобоязненный отрок достиг совершенного
возраста, то, облекшись в иноческую одежду, с непоколебимою твёрдостью вступил
на подвиг духовной брани со врагом спасения. И настолько утвердился и
усовершился он душою своею в добродетельном житии, что его духовная красота
явно обнаруживалась пред всеми.
В то
время один из Византийских вельмож, по имени Галоликт, основал при реке
Сагарисе новый монастырь и просил епископа той области собрать в этот монастырь
мужей достойнейших и разумных. Начальником этой новой обители был избран и
поставлен преподобный Фома, как инок опытный, утвердившийся в духовной жизни и
крепкий хранитель воздержания. Сообщено было об этом и собору епископов с
объяснением, что Фома уже много лет подвизался в духовном делании, и что все
его почитают сосудом, исполненным различных добродетелей, хотя сам он, по
смирению своему, и старался скрывать то от других.
Между
тем такое неожиданное поставление блаженного Фомы начальником обители, по
навету диавола, попущением Промыслителя Бога, дало повод к некоторому раздору.
Огорченный этим, Фома, обвиняя себя, говорил себе с укоризною:
- Что я
мечтаю о себе!
И
уразумев, что настало время исполнения заветных его желаний, простившись с
братией и исповедав пред ними скорбь сердца своего и преподав им духовное
утешение, он удалился из монастыря для безмолвия в одну пустыню. Оставшись без
начальника, как овцы без пастыря, иноки пожелали возвращения преподобного; они
отправились на поиски и долго искали его, пока не дошли до той самой пустыни,
где поселился преподобный, в безмолвии перенося и зимнюю стужу и солнечный
зной, вменяя первую в тепло, а второй - в прохладу. И умоляли они преподобного
возвратиться в монастырь, а чтобы утишить скорбь его, говорили:
- Зачем
ты изнуряешь себя столь суровым житием? Подумай: ведь мы созданы из персти
земной и уже по сему самому носим в себе немощь, так что нам не по силам
совершенно отрешиться от свойственной нам немощи.
Но Фома
остался непреклонен и только, уступая желанию монахов, позволил им устроить для
себя небольшую келлию. Когда она была устроена, преподобный вошел в нее и,
преклонив колена на землю, произнес:
- Да
будет сие благоугодно Тебе, Господи; пришедших же к моему недостоинству мужей
сподоби возвратиться.
Иноки
удалились, оставив своего вождя духовного в пустынном уединении. Но после того,
как бы по нарочитому извещению, к святому подвижнику начали со всех сторон
приходить благочестивые люди - миряне, желавшие принять иноческое пострижение,
и просили преподобного, чтобы он позволил им жить у него в послушании. Всех
таковых, как приходящих на служение Господу, он облекал в монашескую одежду, и
двоих, как первых учеников Христовых, нарек именами Апостолов, - одному дав имя
Иоанна, а другому Петра, и с ними возносил усиленнейшие молитвы Богу.
Но для
виновника зла - диавола нестерпимо было видеть свои козни и злоумышления
побежденными. И вот они навели на преподобного, прежде всего, комаров в таком
множестве, что блаженный не мог даже говорить: комары нападали на него, и когда
он лежал, и когда вставал на молитву, - набиваясь ему в рот, они проникали даже
до гортани. И скудная пища и всё, что было в келлии святого, всегда наполнялось
множеством комаров. Три года продолжалась такая напасть, но преподобный не
только без ропота и воздыханий претерпевал сие, но еще благодарил Бога,
испрашивая себе отпущение грехов. Потом, когда, по воле Божией, нападение
комаров прекратилось, появились большие мухи, которые кусали преподобного и как
бы острыми стрелами пронзали его, изнуренное воздержанием, тело. Миновала и эта
напасть, продолжавшаяся так же три года. Но после того на преподобного напали
муравьи, которые заползали к нему и в глаза, и в ноздри, но он, как крепкий
дуб, оставался непоколебим в подъятом им подвиге терпение. Видя такую твёрдость
блаженного старца, переносившего эти девятилетние напасти, как бы мимолетные,
однодневные, искуситель напал на него еще с большею, неистовейшею злобою. Зная,
что человеку, от создания почтенному образом Божиим, присуще по природе
отвращение к змее, как орудию первого греха (Быт.3:1-6, 14-15), коварник, чтобы
разрушить душевный мир преподобного и вселить в его сердце чувство озлобления,
равно как и у его сподвижников, наслал на него множество змей. Это многим может
показаться невероятным, но то не было каким-либо только привидением. Змеи
являлись не в воображении преподобного Фомы, но на самом деле подползали,
окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно.
Святитель
Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на
праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван
Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода
Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную
академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет
испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с
отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду
он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском
монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в
Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной
академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом
Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной
академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять
архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на
выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого
служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности
экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734
года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел
из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом.
Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя
должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных
недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была
прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо
изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки.епархии. Здесь ясно определилась всесторонность
деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он
быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует
сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми
грехами смертными».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем
Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем
монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей
оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя
Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая).
Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем
покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита.
В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего
синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия
он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось
много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф
был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на
архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и
состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и
особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял
образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных
традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому
служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне
преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что
в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику,
Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не
достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.
10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя
Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Блаженный Иоанн Сербский и его
родители: блаженный Стефан и блаженная Ангелина, правители Сербские (XV век)
Страница 1
Блаженный Иоанн Сербский и его
родители: блаженный Стефан и блаженная Ангелина, правители Сербские (XVвек)
Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна
превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего
правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием
Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной
султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью
сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от
завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки
угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он
вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный
Стефан и скончался.
Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново.
Правителем Сербии в конце XV века стал сын праведных
Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного
Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.