Память святого пророка Софонии (635-605 до Р.Х.). Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника (558). Преставление преподобного Саввы Сторожевского (1406). В 1533 г. в двенадцатом часу ночи скончался Великий Князь Московский Василий III Иоаннович (род. в 1479, правил в 1505-1533), едва достигнув 54 года. Начало правления Великой Княгини Елены Глинской при малолетнем сыне Великом Князе Иоанне IV Васильевиче (род. в 1530 г., правил 1533-1584). В 1564 г. Царь Иван Грозный, измученный интригами и изменой, сложил с себя царский венец и покинул столицу.
В 1533 г. в двенадцатом часу ночи скончался Великий Князь Московский Василий III Иоаннович (род. в 1479, правил в 1505-1533), едва достигнув 54 года. Начало правления Великой Княгини Елены Глинской при малолетнем сыне Великом Князе Иоанне IV Васильевиче (род. в 1530 г., правил 1533-1584)
В 1564 г. Царь Иван Грозный, измученный интригами и изменой, сложил с себя царский венец и покинул столицу
Завтра, Среда, 17 Декабря 2014 года (4 Декабря 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1898 г. умер Павел Михайлович Третьяков (род. 15 декабря 1832 г.), основатель Третьяковской галереи, переданной им в дар городу Москве в 1892 г
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого пророка Софонии
Страница 1
Память святого пророка Софонии
Святой Софония, один из двенадцати малых пророков1, сын Хусия, внук Годолии, правнук Амории и
праправнук Езекии, происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны
Саравафа, или Варафа2. Он был знатного рода3 и жил при иудейском царе Иосии, сыне Амона, за
600 слишком лет до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. В его
время благочестивый царь Иосия, усердно заботясь о восстановлении истинного
Богопочитания, почти забытого Иудеями, искоренял идолопоклонство в своем
народе. Он восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный
упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел
всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к
восстановлению истинной веры, трудно было народ, уже укоренившийся в нечестии,
обратить к Богу. Иудеи, изстраха пред властью царскою, перестали
открыто служить идолам, нов сердце своем таили приверженность к языческому нечестью. Поэтому Господь,-говорит Священное Писание, - не отложил великой ярости гнева Своего,
какою воспылал на Иуду (Цар.23:29). Народ
созревал для суда
Божие, который вскоре идолжен был разразиться
над ним.Среди такого нечестия и языческойтьмы, Софония сиял благочестием,как светлая звезда ночью. Какистинный Израильтянин, он глубоко скорбел о нечестии своего народа, а как страж Господень исозерцатель таин Божиих 4, чистыйумом и сердцем, горячо молилсяоб обращении соотечественниковна путь истины и спасении их отпогибели. И вот, как бы в ответна эту молитву, "было к Софониислово Господне" (Соф.1:1).
Бог, видящийсердца
человеческие, избрал егоСвоим пророком и повелел емувозвестить Иудеем грозные кары,которые ожидают их за нечестие и
служение богам ложным.Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам иселам иудейским, всюду побуждая
народ к исправлению ипокаянию.
Не пространна была его проповедь, но по силе иглубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаиии Иеремии.
- Вот
что говорит Господь, - так начал свое пророчество Софония: все истреблю с лица
земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыбу морскую, и изглажу
беззаконных с лица земли. И простру руку Мою на Иуду, и на всех жителей
Иерусалима, и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому,
убойтесь все пред лицом Господа: Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это
будет день гнева, день скорби и стеснения, день смятения и волнения, день тьмы
и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против
Господа; и польётся кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз
(Соф.1:2-4, 14-18).
Возвещая
такое наказание Иудеям, Софония, вместе с тем, предсказывал и близкую гибель
языческих народов. "Филистимляне, Моавитяне, Аммонитяне, Ефиопляне,
Ассирияне5,
- говорил он, - будут истреблены, их земли подвергнутся опустошению и станут,
подобно Содому и Гоморре, поляной, заросшей колючей травой и вечной пустыней.
Это им за величавость их, за то, что они ругались и превозносились над народом
Божиим"6. Обращаясь, затем, снова к
родному Иерусалиму, пророк с прискорбием видит, что он не вразумляется
примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем
заблуждении. Иерусалим, по словам пророка, не "приемлет увещания, не
слушает гласа, на Господа не надеется и к Богу своему не приближается. Князья
его - львы рыкающие, судьи его - волки вечерние, люди - горды, священники
оскорбляют святыню и разрушают закон. За это, - говорил пророк, - нечестивый
город будет разорен, а с ним погибнет и земля Иудейская"7.
Но
Софония не ограничился только печальными предсказаниями; его пророческой взор
проникал в те благодатные времена, когда должен был явиться Утеха Израилева и
Чаяние языков, а с Ним радость и мир для всей земли. Созерцая наступление этих
времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в
великий день суда Господня. После грозных наказаний, Господь даст оставшимся
народам уста чистые, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А от
Израиля останутся только люди кроткие и смиренные, которые будут благоговеть
пред Господом. Сей остаток Израиля уже не будет творить неправды и за это
успокоится, никем из врагов нетревожимый8.
Указывая на эти благодатные времена, пророк забывает о предсказанных грозных и
близких бедствиях и в восторге восклицает:
-
Радуйся, дщерь Сионова, проповедуй дщерь Иерусалима, украшайся и веселись от
всего сердца; ибо отъял Господь все неправды твои и избавил тебя от руки врагов
твоих; Господь воцарится посреди тебя и ты не узришь больше зла. В тот день
Господь скажет Иерусалиму: дерзай, Сион, и да не ослабеют руки твои, потому что
Господь Бог твой в тебе; сильный, - Он спасет тебя и наведет на тебя веселие и
обновит тебя в любви Своей (Соф.3:14-17).
Святая
Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные Мессианские
времена вообще, и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим, когда
весь Сион, с ваиями в руках, с восторженными криками: "осанна, сыну
Давидову", встречал Его как Царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому,
в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги святого Софонии,
именно то место, где пророк говорить о радостном дне, ожидающем Сион.
Молчаливый1, неумолкающих похвал достойный, святой и
преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском2,
от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого
императора Маркиана3, в восьмой день января,
и был просвещен святым крещением. Родители Иоанна были благоверные христиане, и
по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воеводой
и имел большую власть у царя, так как пользовался его полным благоволением: сыном
столь славного отца был блаженный Иоанн. Сие сказано не для того, чтобы
прославлять и похвалять Иоанна за знатность (ибо святые прославляются за
добродетели, а не за знатность), но дабы известно было, от какой славы и до
какого смирения дошел сей угодник Божий.
Иоанн был воспитан с
своими братьями в добрых примерах и вполне усвоил себе Божественные Писание. Он
был еще юн, когда родители его отошли к Господу, оставив детям своим много
имения. Когда это имение было разделено между братьями, блаженный Иоанн на свою
часть построил в городе Никополе церковь во имя Пречистой и Преблагословенной
Девы Марии. Отказавшись затем от мира, он, в восемнадцатой год жизни своей,
принял иноческий образ и жил при этой церкви с другими десятью иноками,
подвизаясь подвигом добрым. В течение всей юности своей он прилагал великое
старание, чтобы плоть поработить духу, не быть рабом чрева и не дозволить
страстям, особенно гордости, обладать собой. И был он мужем дивным в
добродетелях, добрым и искусным наставником и игуменом своим братиям.
Когда Иоанну минуло
двадцать восемь лет, скончался епископ города Колонийского4.
Граждане отправились к митрополиту Севастийскому5
и просили его о поставлении нового епископа. Во время избрания лица, которое
было бы достойно этого сана, у всех на устах было имя Иоанна, игумена
Никопольского монастыря, как достойного занять престол Колонийской церкви.
Знавшие великое его смирение полагали, что он не пожелает принять епископский
сан; поэтому митрополит послал за ним под предлогом некоего церковного дела, и
когда святой пришел, то убедил его быть епископом. Тогда его посвятили и
возвели на престол Колонийской церкви. Приняв церковное правление, Иоанн не
изменил своего иноческого правила и подвигов. Так, он никогда не входил в баню,
и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних
не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда либо
нагим: он помнил наготу Адамову6.
Благоугождать Богу постом, молитвами, чистотой телесной и душевной, очищать все
свои помышление, смирять в себе всякую гордость, противящуюся разуму Божию, и
отдавать раэум в послушание Христу (2Кор.10:5), - вот в чем заключались все
попечение Иоанна. Так добродетельно живя, он был и для других примером доброго
жития; взирая на него, и прочие исправлялись и начинали жить добродетельно. В
числе таких был Пергамий, брат
его по плоти, муж славный и находившийся в большом почете у царя Зенона, также
и у Анастасия, царствовавшего после Зенона7.
Видя, что брат его, блаженный Иоанн, живет свято, Пергамий умилялся душою и
прилагал великое старание, чтобы угодить Богу. Также и племяннику Иоанна
Феодору, который впоследствии был в великом почете у благочестивого царя
Юстиниана8, послужило на пользу
Ангелоподобное житие дяди его. Феодор со всеми домашними своими жил Богоугодно,
и был так добродетелён, что и сам царь и бояре дивились честному житию его и
разуму, правой вере и милосердию. Во всем этом Феодор успел, имея пример
непорочного житие в блаженном дяде своем Иоанне.
Десятый год уже
епископствовал божественный и богоносный отец Иоанн, управляя ко благу Церковью
Христовой, когда правителем Армении сделался муж сестры его Марии, по имени
Пасиник. По наущению беса, он начал смущать вверенную Иоанну церковь и
причинять ей зло, а блаженному огорчение: вмешиваясь в церковные дела, он силою
извлекал из храмов тех, кто искал там защиты от наказания9,
и не дозволял служителям и строителям Церкви заботиться о церковных делах.
Много раз блаженный Иоанн со смирением просил его - не входить в церковные дела
и не причинять Церкви зла и насилия. Но правитель оставался неумолимым и не
исправлялся; по отшествии же из мира сестры блаженного, стал поступать еще
хуже. Глубоко болея сердцем о причиняемом Церкви зле, святой вынужден был
отправиться в Царьград к царю Зенону и здесь нашел себе поддержку в
архиепископе Царьградском Евфимии10,
который своим ходатайством помогал ему у царя.
Видя суету и мятеж
мира сего, блаженный Иоанн замыслил оставить епископство и, удалившись во
святой град Иерусалим, в безмолвии трудиться для Бога. Совершив божественную
службу, он отпустил бывших с ним пресвитеров и клириков, а сам, тайно от всех,
удалился на берег моря, сел на корабль и отплыл в святой град Иерусалим. Придя
в первую больницу святого
города, при которой был молитвенный дом во имя святого великомученика Георгия,
он пребывал здесь некоторое время, под видом нищего. При виде суеты народной,
Иоанн сильно скорбел, желал безмолвного места и со слезами молил Бога, да
покажет ему место безмятежное, располагающее и удобное ко спасению. Однажды
ночью, во время усердной о сем молитвы, взглянул он вверх и увидел внезапно
явившуюся пресветлую звезду, наподобие креста; она приближалась к нему, и от
сияния звездного услышал он голос: "Если хочешь спастись, следуй за сим сиянием".
Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и
возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него
пострижение. В иноческом образе, он, стремясь к небесным благам, уготованным от
Господа угодившим Ему, с особенною ревностью боролся со страстями и упражнялся
в добродетелях. Много испытал он от бесов искушений и соблазнов, но, помощью
Божиею, все их победил, непрестанно пребывая в посте, бдении, молитве и других
подвигах духовных.
Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе
добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий Димитриевич1 пришел в обитель преподобного к блаженному
Савве и упросил его создать в его отчине на удобном месте обитель. Тогда Савва
оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе,
называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в 50 от
царствующего града Москвы; это место он и избрал для будущей обители. Здесь
святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной.
Недолго, однако, преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и
святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить
отовсюду иноки и миряне, с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех,
приходивших к нему, преподобный принимал с любовью, подавая им пример в
смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах
на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он желал приучить
братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая есть мать
всех пороков.
После
этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал преподобному необходимые
средства для сооружение храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного
Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного
пребывания в ней иноков.
Преподобный
был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на
духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях. Достигнув преклонных лет,
святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, научил их в Божественных
Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту, жить в любви между собою,
украшаться смирением, и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего
преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем
братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и
последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки
Божии в 3-й день декабря месяца2.
Весть о
преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все
христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народа, с
великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою
недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили
его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи
преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою
к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников,
и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Сказание
о чудесах преподобного Саввы
Спустя
много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью,
совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок,
благообразный и украшенный сединами и сказал ему:"Дионисий, встань скорее, и
напиши мой образ".
Дионисий спросил старца:
- Кто
ты, отче, и как твое имя?
Благолепный
старец отвечал:
- Я -
Савва, начальник места сего.
Пробудившись
от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который
был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный
Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком
возрасте он скончался. Игумен сказал ему:
- Именно
таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на
иконе.
Так как
Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы.
В
обитель преподобного Саввы был приведен бесноватой, по имени Иуда. Во время
совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал:
- Тяжко
мне: я сгораю, - и тот час же сделался здоров.