Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного (532). Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии (IV). Святой мученик Анастасий (III век). Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии (IV век). В 1812 г. Император Александр I издал Указ об обязательной 12-летней службе дворян, не достигших офицерского чина.
День тезоименитства Государя Императора Николая II Александровича
День тезоименитства Князя Николая Павловича
В 1370 г. князь литовский Ольгерд подошел к Москве, но вторично не дерзнул штурмовать Кремля. Опасаясь подкрепления Русских, заключил перемирие с Дмитрием Донским (род. в 1350, Великий Князь Московский 1362-1389) и убежал в Литву
В 1240 г. Батый разорил Киев
В 1761 г. крепость Кольберг (Пруссия) сдалась Русским
войскам
В 1788 г. Русскими войсками под командованием Г.А.Потемкина с участием А.В. Суворова был взят Очаков
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, ихже память мы сегодня отмечаем!
Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного
Страница 1
Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного
Преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования
греческого императора Феодосия Младшего1, в
стране Каппадокийской, в селе, называвшемся Муталаска, которое зависело от
Кесарии2; оно сначала было неизвестно, но
впоследствии рождением в нем Саввы прославилось больше Армафема, в котором
вырос Божественный пророк Самуил (1Цар.1:1 и далее). Родителями блаженного Саввы
были Иоанн и София, люди благородные и благочестивые. Когда ребенку минуло пять
лет, они отправились в Александрию3, ибо
Иоанн находился на службе царской и имел высокий воинский сан. По Божию
провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его матери
Ермии. Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел и,
наконец, ушел к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе, называвшемся
Сканда4. Вследствие сего возникла вражда
между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с
Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя
отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок. еще с юного
возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей,
отказался от всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов5, отстоявший от Муталаски на три с половиной
версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду; живя там, он вскоре
изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и
во всем следовал иноческому уставу. Немного времени спустя, дяди блаженного
Гаввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь и начали соблазнять
его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе жену, жить в отцовском
имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников6, и любя монастырскую жизнь более мирской, не
послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение:
- Как от
змей, - говорил он, - убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия,
ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33), и боюсь навлечь на
себя проклятие, которым Пророк проклинает уклоняющихся в разврат: "проклятых, уклоняющихся
от заповедей Твоих" (ср. Псалом 118:21). С такими словами он отослал от
себя дядей своих ни с чем, а сам стал подвизаться еще с большим усердием,
умерщвляя свое тело трудами и воздержанием и порабощая его духу.
Когда был побежден сей змий, который имением и женитьбою
соблазнял его уйти из обители, как из райского селения, - другой искуситель
стал искушать святого - бес чревообъядения. Однажды, работая в монастырском
саду, Савва увидел прекрасное яблоко, висящее на дереве; не утерпел он, сорвал
яблоко и хотел съесть его раньше положенного времени и обычного благословения.
Но, вспомнив, что сим плодом змий в раю ввел в грех первого человека (Быт., гл.
3), Савва удержался, не стал есть его и осуждал сам себя, говоря:
- Красив
был для взора и приятен для вкуса и тот плод, который умертвил Адама.
И,
бросив яблоко на землю, он растоптал его ногами, попирая с ним вместе и помысл
свой и, более того, сокрушая главу бесу чревообъядения, - и дал себе обет не
есть яблок всю жизнь. С тех пор он всякое плотское вожделение побеждал
воздержанием, мало ел, мало спал, постоянно пребывал в трудах, и руки его
простирались только на молитву, или на работу.
И вскоре
святой, не смотря на свою юность, сравнялся добродетелью со всеми старцами,
бывшими в том монастыре.
Случилось
некогда одному из тамошней братии, который имел послушание печь хлебы, -
промокнуть от дождя; а так как время было зимнее, солнце не светило, и ему
негде было просушить одежду, то он положил ее в хлебную печь на дрова и забыл о
ней. Немного времени спустя, братия собрались печь хлебы и затопили печь, не
зная, что пекарь положил туда посушить одежду. Когда дрова уже сильно
разгорелись, пекарь вспомнил о своей одежде и очень горевал о ней. Был тут и
блаженный Савва: увидев печаль брата, он не подумал о себе и, осенив себя
крестным знамением, вошел в топившуюся печь. И, о чудо! как некогда отроки в
печи вавилонской не сгорели(Дан., гл. 3) по своей вере, так и отрок
Савва за свою любовь к брату вышел из печи невредимым с нетронутой огнем
одеждой брата в руках, и его собственная одежда также осталась неопаленной.
Братия,
увидав сие чудо, ужаснулись, и говорили друг другу:
- Каков
будет этот отрок в будущем, если он от юности уже сподобился от Бога такой
благодати!
В том
монастыре блаженный пробыл десять лет, восходя от силы в силу и от славы в
славу. Потом захотелось ему пойти в Иерусалим поклониться святым местам и
посетить отцов, живших там в окрестной пустыне, воспользоваться их беседою и
найти там и себе место для пустынножительства. Он обратился к архимандриту с
просьбой отпустить его в святой град с молитвой и благословением. Но тот не
хотел его отпустить, говоря:
Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии
Страница 1
Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии
Жил в Египте1 один
человек, по имени Карион. У него было двое детей, которых он оставил своей
жене, а сам ушел в скит2 и стал иноком. Через
несколько времени случился голод в Египте; жена Кариона, натерпевшись нищеты, пошла к скиту, неся
с собою детей, одного - мальчика, по имени Захарию, другую - девочку, и села
под деревом на берегу источника. В ските был обычай: если придет какая женщина
для беседы с иноком, то они должны были разговаривать издали, через реку. И сия
женщина через реку сказала Кариону:
- Вот ты
- инок, а теперь большой голод: кто же прокормит твоих детей?
Карион сказал жене:
- Возьми
ты себе ребёнка женского пола и уходи, а мне пусть останется мальчик.
И взял
себе Карион ребенка Захарию, воспитал его в скиту, и все знали, что это - его
сын. Когда отрок вырос, произошло из-за него неудовольствие среди иноков.
Услыхав о сем, Карион сказал Захарии:
- Встань
и уйди отсюда, потому что из за тебя ропщут на меня отцы.
Захария
же отвечал:
- Я твой
сын; куда я пойду от тебя?
Тогда
они оба, отец Карион с сыном, взяли и ушли в Фиваиду3,
и прожили там в келлии несколько дней. Но и там поднялся ропот, и они опять
вернулись в скит, хотя братия и здесь не переставала роптать. Тогда Захария
пошел к озеру с ядовитой водой, погрузился до ноздрей в воду и пробыл так час;
после сего он стал похож на прокаженного, и отец с трудом узнал его. Когда он
пришел к святому Причащению, то святому пресвитеру Исидору было откровение о
Захарии, и тот сказал ему:
- Чадо,
в прошлое воскресенье ты пришел причаститься, как человек, а теперь, как Ангел.
Когда же
Карион готовился преставиться к Богу, то сказал братии:
- Многие
труды исполнил я, подвизаясь более сына моего Захарии, но не дошел до такой
степени смирения и безмолвия, как он.
И
преставился старец. После сего сказал отец Моисей4
Захарии:
- Скажи
же, что сделать мне, чтобы спастись?
Захария
бросился ему в ноги, говоря:
- Тебе
ли спрашивать меня, отче?
А старец
сказал ему:
- Поверь
мне, чадо Захария, я видел Духа Святого, сошедшего на тебя, потому я и спросил
тебя.
Тогда
Захария снял клобук со своей головы, положил его у ног, растоптал его и сказал:
- Если
не сотрётся человек вот так, не может быть иноком.
Когда
Захария готовился преставиться, Моисей спросил его:
- Что
видишь, брат?
Он же
отвечал:
- Не
лучше ли молчать, отче?
Тогда
Моисей сказал:
- Да,
чадо, молчи.
В самый
же час его кончины отец Исидор, посмотрев на небо, сказал:
1 Египет -
северо-восточная страна Африки, по реке Нилу.
2 Скит -
египетское слово - значит весы, испытание сердца. Другие производят от
греческого "скитос" - кожа, каковое словопроизводство указывает на
то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов,
а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом
назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких
отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии
25-30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта.
3 Фиваида -
область знаменитого в древности Египетского города Кивы; этим же именем
назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет.
Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества
древне-христианских иноков,
4 Здесь
разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа.
5 Преп. Захария
скончался в конце IV века по Р. Хр.
Святой
мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее, в Северной Италии. За
миссионерскую деятельность в городе Салоне, стране Далмации, он был схвачен и приведен
к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным
Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни.
Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая
матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в
своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.
Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии (IV век)
Страница 1
Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии (IVвек)
Преподобный Карион жил в одном из
египетских скитов в IV веке. В миру у него остались жена и двое детей. Когда в
Египте наступил голод, жена преподобного Кариона принесла к скиту детей и
пожаловалась на нищету и трудности жизни. Святой взял себе сына, а дочь отдал
матери. Он воспитывал святого Захарию в скиту, и всем было известно, что это
его сын. Но когда отрок вырос, монастырская братия стала роптать. Тогда отец и
сын ушли в Фиваиду. Но и там их преследовало неудовольствие иноков. Тогда
святой Захария пошел к ядовитому озеру, погрузился до ноздрей в воду и пробыл в
ней час. Лицо и тело его покрылись струпьями, словно у прокаженного, и даже
отец едва узнал его. Но когда преподобный Захария причащался, о нем было
открыто святому пресвитеру Исидору, и он сказал: "Чадо, в прошлое
воскресенье ты причащался, как человек, а ныне, как ангел". После смерти
отца, преподобный Захария стал подвизаться вместе с преподобным Моисеем Мурином
(память 27 августа). "Что мне делать, чтобы спастись?" - спросил
преподобный Моисей. Услышав это, преподобный Захария пал к его ногам и сказал:
"Ты ли меня спрашиваешь, отче!" "Поверь мне, чадо Захария, -
убеждал его преподобный Моисей, - я видел, как на тебя сошел Дух Святой, и
только потому и спросил тебя". Тогда преподобный Захария снял с головы
куколь, положил у своих ног и, поправ его, сказал: "Если не сотрется так
человек, не может быть монахом". При его кончине преподобный Моисей
спросил: "Что видишь, брат?" "Не лучше ли молчать, отче?" -
ответил преподобный Захария. "Ей, чадо, молчи", - согласился
преподобный Мурин. Когда душа преподобного Захарии разлучалась с телом, святой
авва Исидор, подняв взор к небу, сказал: "Веселись, чадо мое Захарие, ибо
тебе отверзлись врата Царствия Небесного". Преподобный Захария скончался в
конце IV века и был погребен в скиту.