Страдание святого мученика Платона (302 или 306). Страдание святых мучеников Романа и отрока Варула (303). Память святых мучеников Закхея и Алфея (303). В 1853 г. Вице-адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот у Синопа. В 1879 г. совершено покушение на жизнь Александра II на станции Лозово-Севастопольской железной дороги близ Александровска.
В 1477 г. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440, правил в 1462-1505) построил войско для начала действий по полному подчинению "вольного" Новгорода Великому Князю Московскому
В 1582 г. кончина Царевича Иоанна Иоанновича, старшего сына Царя Иоанна Васильевича Грозного. Русские летописи говорят именно как о кончине, а не убийстве: «Ноября 19 преставился царевич Иван Иванович на утрени, а лет его 28». Царь Иван Грозный не убивал своего сына, это
вымышленная врагами Росcии клевета!
В 1825 г. кончина в Таганроге Государя Императора Александра I
В 1700 г. русские войска потерпели поражение в битве под Нарвой от шведской армии короля Карла XII
В 1879 г. произведено очередное покушение "народовольцев" на жизнь Императора Александра II; взрыв на железной дороге под Москвой
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Платона
Страница 1
Страдание
святого мученика Платона
Святой мученик
Платон, брат святого мученика Антиоха1,
происходил из страны Галатийский, из города Анкиры2,
от христианских родителей, и был воспитан в благочестии. Еще до своего
совершеннолетия он достиг преуспеяния в добродетелях. Находясь в юношеском
возрасте, он уже был зрел разумом. Среди безбожных идолопоклоннике в он
дерзновенно проповедовал Христа, Предвечного Бога, и учил пребывавших в
заблуждении язычников, чтобы они познали истину и обратились от бесовского
заблуждения к Богу. За сие он был взят неверными и приведен на суд к
областеначальнику Агриппину.
Агриппин в это время находился в храме
Зевса и там сел судить исповедника Христова. Взглянув на него, он сказал:
- Весь мир чтит своих богов, - ты один
заблуждаешься и отвращаешься от них!
Святой отвечал:
- Вы заблудились, оставив Бога, создавшего
небо и землю, и все красоты их, и покланяетесь камню и тленному дереву, делу
рук человеческих.
Агриппин сказал:
- Юность твоя делает тебя дерзким и
бесчинным. Скажи мне свое имя, как зовут тебя и из какого ты города?
Снятый отвечал:
- Родители назвали меня Платоном; я - от
чрева матери моей раб Христов, гражданин же - этого города; ныне за благочестие
предстою на неправедном твоем суде и жду незаслуженной смерти, которую
пламенно желаю принять за Господа моего; делай же то, что намерен делать.
- Не должно тебе, Платон, - возразить
областеначальник, - учить о Распятом и даже имя Его иметь в уме своем, так как
царская власть повелевает предавать тяжкой смерти исповедающих Его, а
отрицающихся - удостаивать великих почестей: посему советую тебе подчиниться
царскому повелению, и тогда ты получишь возможность избежать смертной гибели.
Святый Платон отвечал:
- Я повинуюсь моему Царю - Богу, за Него и
воинствую, смерть же временную охотно приемлю, чтобы быть наследником вечного
Царства.
- Подумай, Платон, - сказал на это
областеначальник,- что лучше для тебя: оставаться ли в живых, или подвергнуться
тяжкой смерти?
Платон отвечал:
- Господь промыслит о том, что мне
полезнее.
- Разве не знаешь, - возразил
областеначальник, - непреложных царских законов, повелевающих, чтобы христиане
или приносили жертвы богам, или подвергались смерти? Как же ты смеешь нарушать
царские законы и совращать других?
Святый отвечал:
- Я знаю уставы Бога моего и делаю, что
повелевают Его святая и животворные заповеди, а они повелевают, отвергнув бесовские
жертвы, служить Единому Истинному Богу. Ему Единому я и служу, аваших
богов презираю. Но ты, согласно царскому повелению, подвергай меня мучениям,
как хочешь, - вам уже привычно мучить христиан, а христианам - страдать
заХриста.
Областеначальник Агриппин, отличавшейся
зверским нравом, увидав, что святой не покоряется его безбожной воле и
противоречит, в страшном гневе повелел разложить его нагим на земле и приставил
двенадцать воинов попеременно бить святого. Ибили его по всему телу
беспощадно долгое время, так что бившие воины очень устали, но святой страдалец
не устал терпеть и исповедывать имя Господа своего Иисуса Христа.
Потом, когда воины прекратили побои,
областеначальник, как бы щадя его, начал ласково говорить ему:
- По дружески советую я тебе, Платон:
уклонись отсмерти к жизни.
Мученик отвечал:
- Хорошо учишь ты меня, Агриппин, чтобы я
уклонился от смерти к жизни, я и сам бегаю от вечной смерти и ищу бессмертной
жизни".
Агриппин на это с гневом сказал святому:
- Скажи мне, несчастный, сколько смертей?
Святый отвечал:
- Двесмерти: одна временная, а
другая вечная; также и жизни-две: одна маловременная, а другая
бесконечная.
- Оставь свои басни, - возразил
областеначальник, - и поклонись богам, чтобы избавиться тебе лютого мучения.
Святой отвечал:
- Ни огонь, ни раны, ни ярость зверей, ни
лишение членов (тела) не разлучать меня с Богом Живым, ибо не нынешний век я
возлюбил, но Христа моего, за меня умершего и воскресшего.
Тогда областеначальник повелел отвести
святого Платона в темницу. Когда его вели, за ним следовал народ, смотря на
страдание его, как на какое-либо зрелище. Среди народа было множество и
христиан. Приблизившись к темнице, твердый и великий духом, мученик Христов,
Платон обратился к народу и, повелев ему замолчать, начал говорить громким голосом:
- Мужи, любящие истину, знайте, что я
предпринял сей подвига страдания не по иной какой причине, как ради Бога
создавшего небо и землю и всё, что в них. Как рабов Христовых, я умоляю вас не
смущаться тем, что происходить теперь, ибо "много скорбей у праведного, и от всех
их избавит его Господь" (Пс.33:20).
Приидите же и прибегнем все вместе
к тихой пристани и к Камню, о Коем великий Апостол говорит: "Камень
же был Христос" (1Кор.10:4). И да не изнемогаем в бедах, коим
подвергаемся за веру Христову, памятуя, что "нынешние
временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется
в нас" (Рим. 8:18).
Святой мученик Роман
происходил из Палестины и был диаконом Кесарийской церкви. Во время гонения
язычников на христиан он жил в Антиохии1, проповедуя
учение и утверждая верующих, чтобы они пребывали непоколебимо в исповедании
Христовом. Когда же нечестивый епархАсклипиад хотел разрушить до основания тамошний
христианский храм, святой Роман побуждал христианский народ оказать
сопротивление епарху, и не дать ему разрушать святой
храм.
- Нам ныне, - говорил он своим единоверцам, -
предлежит борьба за алтари Божии; Асклипиад - враг
отечества и хочет отнять Бога у нас, и мы хорошо сделаем, если, защищая алтари
Божии, падем, израненные, на пороге святого храма. Чем бы ни кончилась борьба,
мы, христиане, окажемся победителями, если не дадим разрушить дом Божий, то
восторжествуем в Церкви, воинствующей на земле; а если падем убитыми при святом
алтаре, то воспоем победную песнь в Церкви, торжествующей на небесах.
Такими словами он возбудил всех стать на защиту
святого храма и с решимостью сопротивляться до самой смерти и не дозволить епарху войти в храм и разрушить его.
В это время наступил один идольский праздник, и множество
язычников стекалось в идольское капище с женами и детьми. Тогда святой Роман
воспламенился божественною ревностью, вступил в толпы нечестивого народа и
громогласно начал обличать его заблуждение. Он остановил даже и самого епархаАсклипиада, когда тот
входил в идольский храм, и сказал ему:
- Прельстился ты, епарх, идя
к идолам: идолы - не боги, но Един есть Истинный Бог,
Иисус Христос.
Епарх тотчас же повелел схватить
Романа и сильно бить по устам. Потом, воссев на судилище, долго принуждал его
отречься от Христа; когда же увидел его непокорным, повелел мучить. Его
повесили, стали бить разными орудиями и терзать железными рогатками. Но святой
Роман, мужественно перенося эти муки, исповедывал
Единого Бога, Создателя всех, и укорял епарха в
безумии за то, что он не хотел познать истины.
Когда святой страдал так и, претерпевая мучения, мужественно
проповедывал Христа, там стояло много народа, как из
неверных, так и из верующих, смотревшего на подвиг страдальца Христова.
Недалеко стоял там и один христианский отрок, по имени Варул.
Взглянув на него, мученик сказал мучителю:
- Сей малый отрок разумнее тебя, старейшего, хотя он
еще и малолетен, - так как знает Истинного Бога, а
ты, в преклонном возрасти, не знаешь Его".
Тогда епарх, подозвав к себе
отрока, спросил его:
- Какого Бога чтишь ты?
- Чту Христа, - ответил отрок.
Епарх спросил его:
- Что лучше - одного ли Бога чтить, или многих?
- Лучше чтить Единого Бога, Иисуса Христа, - отвечал
отрок.
Епарх опять спросил его:
- Чем Христос лучше всех богов?
Отрок отвечал:
- Тем Христос лучше, что Он - Истинный Бог и создал
всех нас, ваши же боги - бесы и не создали никого.
И многое другое говорил отрок, как будто он был
премудрым богословом: Дух Святый, действуя в нем,
совершал хвалу из уст его для посрамления нечестивого епарха
и всех идолопоклонников.
Мучитель и все бывшие при нем, изумляясь разуму отрока
и мудрым словам его, почувствовали великий стыд от того, что не могли
опровергнуть слов его. Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами. После долгого сечения, Варул
начал изнемогать и попросил пить. Но его мать, стоявшая там
в народе и с радостью смотревшая на страдания своего сына, увидав его
изнемогающим и просящим пить, с настойчивою строгостью велела ему мужественно
переносить страдания до конца. Когда же мучитель приказал
усечь отрока мечем, мать взяла его на свои руки и понесла на место
усечения. Обнимая и целуя, она утешала его и укрепляла, чтобы он не боялся при
виде меча над своею головой:
- Не бойся, сын мой, - говорила она. - Не бойся, милое мое чадо! Не страшись смерти! Не умрешь ты, но
жив будешь во веки! Не ужасайся, цвет мой! Ты
немедленно же будешь перенесен в райские сады! Не бойся меча! Как только ты
будешь усечен, тотчас же отойдешь ко Христу и узришь
славу Его. Он приимет тебя с любовью, и ты будешь
жить с Ним в радости неизреченной, наслаждаясь блаженством с Его святыми
Ангелами.
Так утешая свое дитя, благочестивая мать донесла его
до места казни. После усечения отрока, мать собрала его кровь в чистый сосуд и,
взяв тело его, обливала его радостными слезами, с любовью лобызая его и
радуясь, что сын ее пролил за Христа свою кровь, от нее воспринятую. После
того, она предала тело своего сына честному погребению.
В
Кесарии Палестинской, с приближением двадцатилетия царствования императоров,
заключенным в темницах объявлялось обыкновенно прощение преступлений. Так было
и в царствование Диоклитиана. При этом правитель области, даровав свободу даже
величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям. В это время за
исповедание Христовой веры был схвачен диакон Гадаринской церкви Закхей1. Спрошенный на судилище о вере, он смело и
безбоязненно исповедывал Христа. За это его подвергли жестоким истязанием:
секли розгами, затем терзали когтями и, наконец, забив ноги его в колодки,
ввергли в темницу. Святой доблестно переносил мучения. Когда мучили святого
Закхея, приведен был на судилище еще один исповедник за имя Христово, именем
Алфей. Он происходил из знатного рода и был родственником Закхея, родился же в
Палестинском городе Елевферополе2. Когда началось
Диоклитианово гонение на христиан, Алфей занимал должность чтеца в Кесарийской
церкви. Гонение, воздвигнутое на исповедников Христовой веры, было очень
жестоким, и многие из христиан не снесли тяжести мучений, отпали от веры
Христовой и уже готовы были принести жертвы идолам. Тогда Алфей, ревнуя о Боге,
вбегает в толпу отпавших и отвлекает их от идольских жертв. За это он было
схвачен и в оковах отведен в темницу. Через несколько дней его подвергли таким
же мучениям, как и родственника его Закхея: терзали розгами, раздирали когтями,
и, наконец, заковали в одну колодку вместе с праведным Закхеем. В таком
положении они пробыли ночь и день. Когда и после сих мучений, святые мученики
продолжали непрестанно исповедывать Христа, их обезглавили3.
Так скончались святые мученики, претерпев многие страдания за имя Христово.