Страдание святого мученика Ореста (304). Страдание священномученика Милия (341). Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта (I). Колесование святого великомученика Георгия (303). Мученик Константин Грузинский (842). В 1764 г. ликвидировано гетманство в Малороссии. В 1878 г. умер поэт, литературный критик, участник Бородинского сражения князь Петр Андреевич Вяземский (род. 12 июля 1792 г.). В 1924 г. при невыясненных обстоятельствах в Сальбри (Франция) умер следователь Николай Алексеевич Соколов, расследовавший убийство Царской Семьи.
В 1480 г. с окончанием "стояния на Угре" закончилось татаро-монгольское иго
В 1812 г. скончался митрополит Московский Платон (Левшин). (он короновал Императоров Павла Петровича и Александра I)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Ореста
Страница 1
Страдание святого мученика Ореста
Когда в Риме царствовал нечестивый
император Диоклитиан, к нему однажды пришел один из его сановников, по имени
Максимин, и сказал:
- Великий
государь, избранник богов и верховный вождь, молю тебя, повели мне пройти
Киликийские и Каппадокийские страны и предать различным мучениям ненавистных
христиан, противников наших богов и твоей власти. Я сожгу их в огне, потоплю в
воде, раздроблю их тела на колёсах и сломаю их кости, убью мечем, отдам на съедение
зверям, и, погубляя их всякими способами, истреблю и самую память на земле о
тех, кои не поклоняются великим богам и не повинуются твоему владычеству.
Такая речь
Максимина очень понравилась царю, и он отвечал ему:
- Даю тебе
власть уничтожить всё нечестивое христианство не только в Киликии и Каппадокии,
но и во всем моем царстве, да умножится и возвеличится слава отечественных
богов, наших владык и покровителей всей земли.
Приняв
такую власть от царя, Максимин с великою гордостью и озлоблением, подобно тому,
как хищный волк на овец, или как лев, рыкающий на слабейших зверей, отправился
губить неповинных христиан. Достигнув Каппадокийской страны, он вошел в один
город, называемый Тианы1, и когда стал там
спрашивать о христианах, то услыхал от граждан, что в этом городе есть врач,
христианин, по имени Орест, который каждодневно с большим усердием учит народ
почитать Сына Божие Иисуса Христа и говорить, что нет другого бога, кроме
Единого истинного Бога, сущего на небесах. Князь Максимин, услыхав это, повелел
тотчас взять Ореста и привести к нему на суд.
Когда
Орест быль приведен на нечестивый суд, князь гордо посмотрел на него и грозно
спросил:
- Кто ты
такой? скажи нам твое имя?
Святый
отвечал:
- Я раб
Господа моего Иисуса Христа, Единого Бога всех, имя мое христианин, ибо Кого я
раб, Того именем и похваляюсь.
Князь
сказал ему:
- Так как
ты дерзнул называть богом Христа, а себя исповедал христианином, то ты достоин
казни; но оставь свое безумие и принеси жертву богам, чтобы тебе не претерпеть
мучений.
Святый
Орест отвечал на это:
- "Так
говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под
небес" (Иер. 10:11), а я еще от отрочества своего научился приносить
жертву хвалы Богу живому, Коего почитаю чистым сердцем, твоим же бесстыдным и
суетным бесам, которых ты называешь богами, не поклонюсь.
Князь
снова спросил Ореста:
- Отчего
ты не скажешь нам твоего имени, которое тебе дано при рождении?
- Я сказал
тебе, - отвечал святый, - что я христианин, и это имя для меня гораздо славнее
имени, данного мне родителями, и выше всех знаменитых имен в мире. Если же ты
желаешь знать то имя, какое я имею от рождения, я скажу тебе: от плотского
рождения я получил имя Орест, от духовного же рождения называюсь христианином;
а так как духовное рождение выше плотского, то я и считаю для себя большею
честью называться христианином, нежели Орестом.
Тогда
князь, надеясь хитростью соблазнить раба Христова, стал ему говорить так:
- Жалею я,
Орест, твою молодость, и желаю пощадить тебя; слышал я, что ты и во врачебном
деле искусен, и потому не буду тебя губить, но советую исполнить царское
распоряжение. Сделав так, ты будешь мне вместо сына, будешь почитаем и
прославляем всеми; о тебе узнает царь и от него ты получишь великую милость.
Но святый
отвечал:
- Не
прельстишь меня, князь, хитрыми твоими словами, ибо я не ищу временной почести
и не избегаю поношения за Господа моего, но готов претерпеть за Него
всевозможные мучения, потому что желаю обрести Его благоволение и наречься Его
сыном в Царстве Небесном, ибо "которые приняли Его, верующим во имя
Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1:12). На сие князь сказал
Оресту:
- Безумный
и дерзкий человек, ты прельщаешься, считая Единым Богом Христа, Коего, как
злодея, распяли Иудеи.
Орест
отвечал ему:
- Если бы
ты узнал великую силу Распятого, то отверг бы суетное почитание идолов и
поклонился бы Тому, Кто действительно есть Бог, рожденный от истинного
невидимого Бога, соединивший Своею волею Божеское естество с человеческим и
избавивший нас от пагубного диавольского прельщения.
Выслушав
ответ Ореста, князь сказал ему:
- Своими
лукавыми словами ты раздражаешь мой слух; неужели ты и меня хочешь обратить в
твою нечестивую веру? Знай, что своих богов я не оставлю и вашему Христу не
поклонюсь, а тебе скажу: оставь твоего Христа, поклонись нашим богам и принеси
им жертвы, и если это сделаешь, получишь власть, равную моей.
Но сие не
прельстило святого, и он ответил князю:
- Я
покланяюсь вечному Богу, всегда мне оказывающему благодеяние, - Господу Иисусу
Христу, и Ему служу, бесам же вашим не принесу жертвы и никогда не буду
участником в вашем пагубном нечестии.
После
этого князь привел святого Ореста в идольский храм, украшенный золотом и
серебром и наполненный драгоценными идолами, и там сказал ему:
-
Поклонись, Орест, сим честным богам.
Но святой
отвечал на это:
- Ты
сильно ошибаешься, князь, не зная истины: твои боги сделаны на соблазн людям из
золота, серебра, меди и из железа; они не видят, не слышат, так как сделаны
руками людей, и не могут ни себе помочь, ни кому-нибудь другому сделать добро,
-ради чего же я буду им покланяться?
Святой епископ Милий происходил из
Персидской страны1.
Приняв
святое крещение, он еще в юных летах занялся изучением Священного Писания.
Достигши совершенных лет, он задумал служить в военном звании при бывшем тогда
Персидском царе. Но ему было видение от Бога, в котором с угрозами запрещено
было поступать в военное звание. После этого он, получив христианское
образование2, пребывал в непрестанных молитвах
о себе и о своем народе, и, спустя некоторое время, оставил свой город и
предался иноческой жизни в Сузах, в стране Еламской3.
Затем он был рукоположен в сан епископа Геннадием, мучеником и исповедником.
Святой Милий много потрудился, обличая и словами и делами обитавших там
закоренелых язычников, за что подвергся со стороны их грубым оскорблениям;
наконец раздраженная толпа избила его и полумёртвого бросила за городом. Это
вынудило его оставить Сузы. Удаляясь, святой предрёк скорую гибель Сузам.
Не прошло
и трех месяцев, как предсказание это исполнилось. На этот город сильно
разгневался царь4, вследствие злоупотреблений
и заговора градоправителя и других знатных Еламитян, и выслал войско, которое
разрушило в конец самый город, а жителей избило мечами. Святой же отправился в
Иерусалим, а оттуда к Аммону5, ученику
великого Антония, в пустыню Нитрийскую6. Пробывши
там два года, он возвратился в Персию. По дороге он зашел к одному иноку,
проживавшему в пещере. Войдя в вертеп, он увидал огромного змия и сказал:
- Оружие
Господне да погубит тебя, змий!
И,
сотворив крестное знамение, святой дунул на змия, и змий тотчас умер. Отсюда он
отправился в свой город, где построил церковь, для того, чтобы выпросить
прощение непокорившемуся и уже претерпевшему строгое наказание народу.
По
прошествии многих лет, он отправился в Ктезифонт7,
где в это время происходил собор против одного епископа, по имени Папы8. На этом соборе Милий обличил епископа сего в
его неправильных притязаниях. И после того, как епископ Папа сталь укорять и
унижать святого, похваляясь своими трудами, святой предрек ему имевший вскоре
постигнуть его суд Божий. И действительно, на следующий же год осужденный Папа
умер.
Из
Ктезифона Милий отправился в другой город. Князь этого города быль сильно болен
уже два года. Узнав о пришествии святого, он послал просить его, чтобы он
посетил страждущего и помолился о нем. Когда посланной передал это святому,
последний сказал ему:
- Иди и
скажи пославшему тебя больному: так велит епископ: во имя Иисуса Христа, Коего
я, недостойный, проповедую, препояшь, не взирая на болезнь твою, чресла свои и
приди ко мне, чтобы я увидал тебя.
Как только
посланный воротился и передал князю повеление святого, болезнь князя прошла, и
он выздоровел, как будто никогда и не болел. Пришедши ко святому, он припал к
честным стопам его и, обнимая их, целовал. При этом он воссылал благодарение
Богу, прославившему так святого мужа. Это преславное чудо обратило многих ко
Христовой вере. Святой Милий в стране той изгонял из людей бесов; расслабленную
жену, в течение 10 лет не сходившую с одра, исцелил, взявши за руку; одного
мужа, ведшего неправильной суд и даже давшего ложную клятву и ни во что
поставившего слова святого, он, для назидания многим, наказал проказою, как
Елисей Гиезию (4Цар. 5). В виду этого, многие приходили к нему и исповедывали
христианскую веру. Много чудесных знамений сотворил святой Милий и в других
местах.
Наконец,
он воротился на родину и там обратил многих ко Христу. Услыхав о сем, правитель
области Гормизда Гуфриз повелел заключить в темницу Милия и двух его учеников.
Когда затем святые исповедники, по его приказанию, были приведены к нему на
суд, жестокий правитель стал допрашивать их об их вере, угрожая смертью, если
они не докажут истинности своей веры. Но Милий на сие безбоязненно отвечал:
- Вера моя
истинная, и я не стану из-за лживых речей твоих защищать ее. Мое учение чисто,
и для твоего нечистого слуха я не буду раскрывать его, но скажу тебе истину.
Горе тебе, безбожный злодей, и всем, подобно тебе, оскорбляющим Бога! По правде
Своей Он в будущем веке осудит вас на геенну и её страшный мрак, и вы будете
вечно мучиться плачем и скрежетом зубов, ибо вы не хотите познать Подателя
благ, коими похваляетесь и утешаетесь.
Видя
твёрдую веру исповедников Христовых и раздраженный обличением святого Милия,
Гормизда в гневе вскочил и пронзил мечем грудь святого. Также и брат правителя
Нерсес, объятый таким же бешенством, ударил святого ножом в сердце.
Страстотерпец же Христов, еще дыша, сказал царю и его брату:
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта
Страница 1
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта
Святые принадлежали к лику семидесяти
Апостолов Христовых. Из них Олимп или Олимпан, о котором вспоминает Апостол
Павел в послании к Римлянам (Рим.16:15), последовал за Апостолом Петром в Рим,
и там, по повелению Римского императора Нерона, был усечен мечем в тот же день,
в который распять святый Апостол Петр.
Точно также и Апостол Родион или Иродион, бывший сродником
святому первоверховному Апостолу Павлу (Рим.16:11) и проповедывавший слово
Божие в Патрах1, где был и епископом, спутешествовал
Апостолу Петру в Рим и в день распятия его был обезглавлен2.
Святый Апостол Сосипатр был родом из Ахаии3
и также приходился сродником Апостолу Павлу, о чем упоминает сам Апостол Павел
в послании к Римлянам (Рим.16:11). Вместе с святым Апостолом Иасоном он был
учеником Апостола Павла и предпринимал Апостольские путешествия. Потом был
епископом Иконийской4 церкви и в маститой
старости скончался в мире5.
Подобным образом в мире отошел ко Господу и святый Апостол
Ераст, о коем также упоминает святый Апостол Павел в послании к Римлянам
(Рим.16:23). Святый Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем
Иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде6.
Святый Апостол Куарт или Кварт, упоминаемый святым Апостолом
Павлом (Рим.16:23), много пострадал за свое благочестие, обратил многих греков
к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа города Верита7.
Ныне все сии святые Апостолы предстоят пред престолом Божиим
в вечном веселии, приемля от Бога воздаяние за многочисленные свои подвиги и
труды8.
Кондак, глас 2:
Божественным светом ум озаривше, витийская плетения мудре
разористе: и языки вся уловивше, Апостоли славнии, Владыце приведосте, Троицу
Божественную славити научающе.
1 Патры, ныне Патрас -
богатый торговый город в королевстве Греческом, на берегу Патрасского залива.
2 Блаженная кончина
Апостолов Олимпа и Родиона последовала в 67 году.
3 Провинция в Греции.
4 Икония - город на высокой
плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным
городом Ликаонской области; ныне - Коние, главный город Малоазийской Турецкой
области Карамании.
5 В I веке, на о. Корфу, где
он вместе с Ап. Иасоном, проповедывал христианство
6 Город на севере Палестины.
7 Верит - нынешний Бейрут -
древний город Финикии, на берегу Средиземного моря. В настоящее время столица
Ливана.
8 Вместе с сими святыми
Апостолами Церковь воспоминает в сей день и Апостола Тертия, память и
изображение коего см. 30 октября. В церковной службе ныне воспеваются все шесть
свв. Апостолов.
Колесование святого великомученика Георгия.
Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной (+ 335),
родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (+ 303, память 23
апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из
наименований Грузии - в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во
многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он
совершается и поныне в Грузии 10 ноября - в воспоминание
колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села КахиЗакатальского округа,
построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, к которому стекается множество богомольцев
разных вероисповеданий.
Святой мученик Константин - грузинский
князь из Верхней Карталинии.
Он прославился в своей стране щедростью к бедным, покровительством церквам и
духовенству. В его время Грузия часто подвергалась нападениям от разных врагов.
В одной из битв с варварами Константин был взят в плен и отведен в Тифлис к
эмиру Буге, который сначала заключил его в темницу, а затем отправил к царю Джепару. Последний стал убеждать его отречься от Христа, но
Константин твердо исповедал свою веру. Его заключили в зловонную тюрьму. За
стойкость в вере, по повелению царя, он был усечен мечом в 842 году на 85-м
году жизни. Тело святого повесили на площади, но христиане взяли его и
перенесли в Грузию. Место погребения неизвестно.
При католикосе Иоанне II (871 -
893) в честь святого мученика Константина был установлен праздник, а позднее
составлена служба католикосом Антонием.