Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266-270). Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского (1426). Память преподобного Лазаря Писца (ок. 857). Мученик Гоброн, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914). В 1445 г. Великий Князь Московский Василий II Васильевич (Темный) (род. в 1415, правил 1425-1433, 1433-1434, 1434-1446, 1446-1462), освобожденный ханом Мехметом из плена, с горестью въехал в Москву, медленно возникающую из пепла после пожара. В 1815 г. Император Александр I даровал Конституцию царству Польскому. В 1830 г. польские повстанцы напали на дворец наместника царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича. Начало польского восстания. В 1939 г. началась советско-финская война.
В 1445 г. Великий Князь Московский Василий II Васильевич (Темный) (род. в 1415, правил 1425-1433, 1433-1434, 1434-1446, 1446-1462), освобожденный ханом Мехметом из плена, с горестью въехал в Москву, медленно возникающую из пепла после пожара
В 1815 г. Император Александр I даровал Конституцию царству Польскому
В 1830 г. польские повстанцы напали на дворец наместника царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича. Начало польского восстания
В
1939 г. началась советско-финская война
Завтра, Четверг, 1 Декабря 2011 года (18 Ноября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1853 г. Вице-адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот у Синопа
В 1879 г. совершено покушение на жизнь Александра II на станции Лозово-Севастопольской железной дороги близ Александровска
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского
Страница 1
Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского
Святой Григорий происходил из славного и великого города
Неокесарии1, от родителей язычников. В
молодых годах он потерял их. Занявшись изучением Еллинской премудрости2, начал он уразумевать и совершеннейшую
премудрость, которая состоит в познании Единого Истинного Бога: из творений
познавал он Творца и старался благоугождать Ему незлобием и целомудренной жизнью. Ознакомившись
со святым Евангельским учением, он немедленно стал последователем его и, приняв
крещение, старался жить по заповедям Христа, в чистоте и нестяжательности,
отказался от всей суеты мирской, богатств, гордости, славы и временных
наслаждений. Отказавшись от угождения плоти, Григорий пребывал в великом
воздержании, умерщвляя свою волю, и оберегал чистоту своего девства так строго,
что в течение всей жизни, от чрева матери до блаженной кончины своей, не познал
плотского греха и сохранил себя от скверны, чтобы быть угодным Единому Чистому
и Безгрешному, от Безгрешной Девы рожденному, Христу Богу. Предавшись Ему от
юности, с помощью Его он преуспевал от силы к силе, от добродетели к
добродетели, и проходил путь жизни беспорочно: за то возлюбил его Бог и люди
добрые, а злые ненавидели.
Когда
он, будучи еще юношей, изучал в Александрии философию и врачебное искусство
вместе со многими юношами, стекавшимися туда от всех стран3,
то целомудренная и непорочная жизнь его возбудила ненависть его сверстников.
Будучи невоздержны и порабощены страстями, они жили нечисто, входя в дома
блудниц, как было в обычае у языческих юношей; а святой Григорий, как юноша
христианский, уклонялся от этого пагубного пути, избегал нечистоты и ненавидел
беззаконие; как крин среди терния4, так среди
нечистых светился он своею чистотою. Многие знали о его чистой и непорочной
жизни, и за то многие достойные философы и граждане весьма почитали его и
славили; сверстники же, не будучи в состоянии смотреть на юношу, который
воздержанием и чистотою превосходил не только юношей, но и старых, замыслили
распространить худой слух между людьми, будто и он жил так же нечисто, как и
прочие, и тем помрачить ту добрую славу, которою по справедливости он
пользовался между людьми. Они научили какую-то блудницу, чтобы она оклеветала
и разнесла худую молву о неповинном и чистом сердцем отроке. Однажды, когда
святой на виду всех беседовал с достойными философами и первейшими учителями,
блудница, наученная сверстниками святого, приступила к нему, бесстыдно прося у
него должной платы за совершенный будто бы с нею плотской грех. Это слышали все
и удивились; одни соблазнились, считая это за истину, а другие, зная чистоту и
непорочность Григория, не дали веры словам бесстыдной блудницы и отгоняли ее.
Она же, громко крича, докучала святому, чтобы он отдал плату за совершенное
любодеяние. О, как совестно стало святому Григорию, когда такие бесстыдные и
несправедливый нарекания женщины явно грешной услышал он в присутствии столь
многих честных людей! Как чистая девица, покраснел он в лице; однако, будучи
незлобивым, и кротким, не сказал блуднице ничего жесткого, нимало не показал
гнева, не стал оправдываться или представлять свидетелей своей неповинности, но
кротко сказал одному из своих друзей:
- Дай
скорее ей плату, сколько требует, чтобы она ушла от нас, не докучая нам более.
Друг
тотчас отдал ей, сколько она хотела, искупая неповинного Григория от стыда. Бог
же, верный на небесах Свидетель, открыл эту неправду следующим образом. Он
допустил духа нечистого к бесстыдной и льстивой блуднице, и когда она приняла в
руки неправедную мзду, то сейчас приняла и лютую казнь: ибо бес напал на нее и
начал ее мучить пред всеми. Блудница упала на землю, вопила страшным голосом,
трепетала всем телом, скрежетала зубами и приходила в оцепенение, испуская
пену, так что все предстоявшие исполнились великого страха и ужаса, видя столь
скорое и лютое отмщение за неповинного юношу. И не перестал мучить ее бес до
тех пор, пока святой не сотворил о ней прилежной молитвы к Богу и тем отогнал
от нее беса. Это послужило началом чудес юного Григория, добродетелям которого
дивились и старцы.
У
Григория был благоразумный и добронравный друг, по имени Фирмиан, родом из
Каппадокии. Открыв ему свою заветную мысль - оставить все и служить единому
Богу, Григорий нашел, что и Фирмиан имеет ту же мысль и желает идти тем же
путем. По взаимному совету, оба они оставили мирскую философию, оставили
языческие училища и начали учиться христианской премудрости и тайнам
Божественного Писания. В то время среди учителей Церкви Христовой славился
знаменитый Ориген5. Пришедши к нему вместе с
другом своим Фирмианом, святой Григорий стал учиться у него и, пробыв у него
довольно времени, возвратился на родину свою, в Неокесарию. Граждане
неокесарийские и все знавшие его, видя его великую премудрость, хотели, чтобы
он был среди сограждан в почете и принял на себя обязанности судьи и
градоправителя. Но Григорий, избегая гордости, пустой славы человеческой и тех
многочисленных сетей, которыми враг опутывает мир, оставил свой отечественный
город и, поселившись в пустыне, жил в глубоком уединении, для одного Бога - в
каких подвигах и трудах, о том знает лишь Один "создал сердца"
наши и "вникающий во все дела" наши (Пс.32:15).
Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского
Преподобный
Никон родился в городе Юрьеве Польском2,
недалеко от обители преподобного Сергия. Он происходил от благочестивых
родителей и с юного возраста был воспитан в богопочтении. Еще в ранней
молодости он слышал об Ангельской жизни преподобного Сергия, подвизавшегося с
братиею в своей обители близ города Радонежа3.
Подвиги преподобного Сергия, слава о которых далеко распространялась,
приводили в умиление душу Никона, и сердце его горело желанием видеть сего
святого мужа и подражать ему в жизни. С сокрушением сердечным и проливая
обильные слезы, Никон горячо молил Господа Бога:
- Боже и Господи,
Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать
ему во всей моей жизни, да спасуся и я его ради и достоин буду вечных Твоих
благ, которые Ты обещал любящим Тебя.
И вот вскоре он
оставляет дом своих родителей и стремится в обитель преподобного Сергия.
Достигнув обители, Никон поспешил увидеть самого великого подвижника Сергия и,
припав к его стопам, стал усердно молить, чтобы он постриг его в иноческий чин
в своей святой обители. Преподобный Сергий видел благоразумие и душевную чистоту
отрока и тотчас всем сердцем возлюбил его. Однако, провидя в нем духовными
очами будущий светильник Божественного света, он не оставил Никона без
испытания, но поступил с ним так же, как некогда поступил Евфимий Великий с
Саввою Освященным4, когда сей, еще [в
юношеском возрасте, пришел к нему. Он не принял Савву в свою обитель и отослал
его в далекий монастырь к сопостнику своему - преподобному Феоктисту5. Так и преподобный Сергий отослал юного отрока
в научение к ученику своему Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского
монастыря, - мужу, славившемуся добродетельною жизнью и искусившемуся в
иноческих подвигах6.
- Иди без всякого
размышления, - сказал он отроку, - и, если Богу угодно, ты примешь там
иноческий образ".
Со смирением принял
Никон такое повеление от преподобного. Горя любовью к Богу и стремясь
соделаться иноком, он с поспешностью отправился к блаженному Афанасию.
Когда он достиг
обители его, то, смиренно подойдя к келлии Афанасия, тихо постучал в дверь.
Афанасий, приотворив немного оконце, спросил его:
- Чего ты хочешь, и
кого ищешь"? - Старец любил безмолвие и не часто выходил из своей келлии.
Отрок, поклонившись
ему до земли, отвечал:
- Великий авва,
блаженный Сергий прислал меня к тебе, дабы ты облек меня в иноческий чин".
На сие старец, не
глядя на него, со строгостью, сказал:
- Ты не можешь быть
иноком: иночество - дело великое; ты молод, а правила старцев суровы".
Отрок ответил:
- Отче! не все люди
одинаковы; ты только прими меня, а время покажет, могу ли я переносить
трудности иноческого жития".
Но старец продолжал:
- Многие приходили
сюда, но обленившись и не выдержав трудности постничества и воздержания,
отбегали; и тебе я говорю, что ты не сможешь пребывать здесь; иди в другое
место и предавайся посту".
Слыша сии слова,
отрок, горя в душе Божественным огнем, со слезами обещал старцу терпеливо
переносить всякую скорбь. Старец, видя обильные слёзы отрока и его горячее
стремление к иночеству, ввел его в свою келлию и обратился к нему с
наставлением:
- Не оскорбляйся,
чадо, тем, что я тебе сказал; подвиг иноческий - дело великое: иноки называются
добровольными мучениками, и мучение их сугубое; многие мученики, кратковременно
пострадав, приняли кончину; иноки же в течение всей своей жизни претерпевают
страдания, и хотя не принимают ран от мучителей, однако, обуреваемые плотью и
воюя с врагами мысленными, страждут до последнего издыхания. Посему, сын мой,
если ты хочешь работать Господу, то приуготовь свою душу, дабы ты мог с
терпением переносить все искушения и страдания, причиняемые врагами".
Отрок же припал к
ногам старца и едва мог проговорить:
- Смилуйся надо
мной!
Тогда старец поднял
его и сказал:
- Встань, чадо!
Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Всё сие изрек я тебе потому, что
сам я человек грешный, хотя и взял на себя устроение дела Божия; ныне желание
твое исполнится.
Сказав сие, старец
сотворил молитву и облек Никона в иноческий образ.
Преподобный
Лазарь жиль в Константинополе и с молодых лет посвятил себя иноческим подвигам.
Измлада он проводил суровую жизнь, постоянно пребывая в посте и молитве. Но
преимущественно он упражнялся в делах милосердия, питая алчущих и одевая нагих.
За свою подвижническую и благочестивую жизнь преподобный был удостоен
священнического сана. Это было в царствование византийского императора Феофила1.
При Феофиле же
преподобный Лазарь претерпел и мучения за свою ревность в иконопочитании.
Посвятив себя служению Богу, Лазарь изучил иконописное искусство и ревностно
занимался писанием честных икон во славу Бога, Пречистой Его Матери и святых
Его. Феофил же был иконоборец; всех почитателей святых икон он подвергал
гонениям, а иконописцев заставлял плевать на иконы и попирать их ногами. Преподобный
Лазарь, как иконописец, был схвачен и подвергнуть испытанию в вере. Но
напрасно старались склонить его к иконоборческому зловерию, прибегая то к
льстивым увещаниям, то к угрозам; Лазарь оставался непреклонным; тогда стали
немилосердно бить его, а потом ввергли в темницу. Но и в темнице святой муж
продолжал писать иконы. Тогда беззаконный мучитель повелел прижигать пальцы
святого раскаленными плитами железа, чтобы отнять у него всякую способность
писать иконы. При этом, преподобному Лазарю угрожала даже смерть. И только с
трудом жизнь его была спасена заступничеством благочестивой царицы Феодоры2. Выпущенный на свободу, преподобный Лазарь
нашел убежище в церкви святого Иоанна Крестителя, и там написал икону, которая
быстро приобрела славу чудотворной. Когда же Феофил скончался, преподобный уже
безпрепятственно занимался писанием святых икон. При этом святой нисколько не
помнил зла, но даже молился за своего мучителя.
В царствование
императора Михаила III 3, сына Феофила и
Феодоры, преподобный Лазарь участвовал в числе посольства, отправленного к
римскому папе Венедикту III4, и на возвратном
пути из Рима скончался. Честные останки его были перенесены в Константинополь,
и здесь погребены в церкви святого Евандра5.
2 Царица Феодора известна в
истории своими заслугами в пользу православия. Когда, по смерти Феофила,
царица, за малолетством сына своего Михаила, сделалась управительницею
империи, то она восстановила иконопочитание. В столице иконы с особенною
торжественностью были поставлены на свое место для поклонения в первые воскресенье
Великого поста. День этот назван днем "торжества православия" и
ежегодно воспоминается церковью.
3 Император Михаил III
царствовал с 842- 877 гг
4 Папа Венедикт III управлял
римскою церковью с 866- 868 гг.
5 В 1200 году мощи
преподобного Лазаря видел в Константинополе русский паломник Антоний,
впоследствии архиепископ Новгородский.
Мученик Гоброн, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914)
Страница 1
Мученик Гоброн, во св. Крещении Михаила, и с ним
133-х воинов (914)
Мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина - грузинские
мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с
юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке "мужественный,
храбрый").
В 914 году арабский военачальник
Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и
осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно
нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких
защитников во главе с Гоброном.
Грузинский царь Адарнасе II (881 - 923) выкупил многих пленных, но на выкуп
святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил
ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ.
Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133
его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем
лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко
и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор
"Мученичества Михаила (Гоброна)" (914 -
918) Тбетский епископ Стефан повествует, что тело
святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в
общую яму. "Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников,
множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие".
Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его
воинов к лику святых и установила их память в день мученичества - 17 ноября.