Страдание святого мученика Нестора (ок. 306). Житие преподобного Нестора летописца (ок. 1114). Память святых мучениц Капетолины и Еротииды (304). Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский) (1539). В 1505 г. преставление 60-летнего Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича (род. в 1440, правил в 1462-1505) - государя, завершившего объединение Русских княжеств в единое Российское государство и освободивший Россию от монголо-татарского ига (род. 22 января 1440 г.). Его тело погребли в новой церкви св. Архистратига Михаила. Иоанн III правил 43 года и 7 месяцев. В 1505 г. вступление на престол Великого Князя Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533). В 1612 г. поляки сдали Московский Кремль. Произошел торжественный молебен на Красной площади с участием архимандрита Дионисия (преподобный Дионисий; настоятель Троице-Сергиевой Лавры).
В 1505 г. преставление 60-летнего Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича (род. в 1440, правил в 1462-1505) - государя, завершившего объединение Русских княжеств в единое Российское государство и освободивший Россию от монголо-татарского ига (род. 22 января 1440 г.). Его тело погребли в новой церкви св. Архистратига Михаила. Иоанн III правил 43 года и 7 месяцев
В 1505 г. вступление на престол Великого Князя Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род.
в 1479, правил в 1505-1533)
В 1612 г. поляки сдали Московский Кремль. Произошел торжественный молебен на Красной площади с участием архимандрита Дионисия (преподобный Дионисий; настоятель Троице-Сергиевой Лавры)
Завтра, Четверг, 10 Ноября 2011 года (28 Октября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1571 г. венчание Царя Иоанна Васильевича и дворянской дочери Марфы Васильевны Собакиной (третий брак Ивана Грозного), которая неожиданно, после тяжелой болезни, скончалась через 15 дней после венчания
В 1866 г. венчание Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича и Великой Княгини Марии Феодоровны
В 1917 г. Поместный Собор принял решение о восстановлении патриаршества в России (без Царя). Начало революционных событий в Москве
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Нестора
Страница 1
Страдание святого мученика Нестора
Нечестивый
царь Максимиан, прозванный Геркулом, друг Диоклитиана, придя в город Солунь,
вверг в темницу святого Димитрия1 за
исповедание Христа, а сам предался зрелищам и присутствовал на играх.
При этом он хвастался одним своим борцом, по имени Лием,
происходившим из Вандальского племени, говоря, что его никто не может одолеть.
Сей Лий был вторым Голиафом2:
ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос
его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали
все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима,
ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред
ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма
любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться
человеческою кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на
пролитие человеческой крови.
Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и
обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на
виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий,
острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые
оружия, пронзенные коими падая умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу
с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем
множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим
борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много
верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они
тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые
насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом,
красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику
Димитрию, у коего и научился святой вере. Видя неповинно убиваемых христиан, он
воспылал ревностью и вознамерился вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к
святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан
убил Лий в тот день.
– Помолись обо мне, угодник Божий, – говорил он, – чтобы по
твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом,
одолею его и сниму поношение с христиан.
Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное
знамение, благословил его и предсказал:
– Лия ты победишь и будешь мучим за Христа. Приняв
благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у
всех верхние одежды и громко возгласил:
– Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его
красоте и молодости, сказал ему:
– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и
сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти
против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа
моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь
разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором
случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место
борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия,
Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:
– Боже Димитрия, помоги мне!
Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог,
укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора
против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на
радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости
сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого
помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг
свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его
гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь
народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную
победу, воскликнули громким голосом:
– Велик Бог Димитрия!
Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя
о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить
его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора
на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий
был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от
Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да
сподобимся молитвами святых страстотерпцев.
Кондак, глас 2:
Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси
ныне, яко воин изрядный Владыки был еси, молитвами Димитрия мученика: с ним
убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас.
Всякое
событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для
знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах
известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем
Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы
в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет
время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное
ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей,
Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя,
преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное
для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу1.
Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только
внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и
благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом
Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном
Антоние2, и о других последовавших ему и
порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был достохвальный сей
писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростию на хартии,
но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим
трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин
слышать о себе: "радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах"
(Лк.10:20).
В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя
безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая
принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда
только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во
всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и
душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании,
строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других
равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых
святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей
цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец –
молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди
гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую
великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь,
являемую "не словом или языком, но делом и истиною"
(1Иоан.3:18). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского
неба, он усердно прославлял Бога "в теле своем и в душе своей"
(ср. 1Кор.6:20). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония
и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими
делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским
образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена
Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе
двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал
свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину,
чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно
истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь:
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"
(Иоан.4:24). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины,
Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде
величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя "недостойным,
грубым, невеждою и исполненным множества грехов".
Когда же по внушению Божию, братия решили на совете –
выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую,
Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание
блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и
ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного
Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем,
чудес, о чем сам свидетельствовал.
И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания.
Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в
вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне
почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя,
что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя
нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием. По
молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в
книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и
Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
1 Преподобный Нестор в 17-ти летнем возрасте постригся
в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей
преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи,
жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи,
дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и
Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября.
2 Память преп. Антония Печерского празднуется 10
июля.
Сии
святые жили при императоре Диоклитиане и правителе Каппадокии1 Зеликинтии. Св.
Капетолина, происходившая из богатого и знатного рода2. Все имущество свое
раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена
и заключена в темницу, а затем, не согласившись принести жертву идолам, усечена
мечем. Служанка ее Еротиида была подвержена истязанию палками за то, что
бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания
невредимою, она также была усечена мечом.
В тот же день память
мученика Марка и иже с ним убитых после различных мук за проповедь о Христе в
Азии.
2
При допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с
Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По
другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью. Блаженная
кончина ее относится к 304 году.
Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский) (1539)
Страница 1
Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский)
(1539)
Происходил из рода смоленских князей.
Зависть и крамолы против князя Андрея его родичей побудили его оставить свой
удел. Бедным странником пришел он в г. Переяславль-Залесский и поселился у церкви Николая
Чудотворца, у городских ворот.
Через некоторое время князь был принят
пономарем и в такой должности подвизался 30 лет, скрывая свое знатное
происхождение. После многих трудов и подвигов св. князь Андрей мирно скончался
около 1390 г.
На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и
тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию,
которая была написана рукою почившего. Похоронили святого у той же церкви.
Через много лет, в 1539 г., мощи святого
благоверного князя Андрея были обретены нетленными, и при обретении мощей
произошло множество чудесных исцелений больных.