Святого мученика Артемия (362). Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца (1545). В 1894 г. скончался Государь Император Александр III - Миротворец. В 1864 г. родилась преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. В 1696 г. при Петре Великом, Боярская Дума провозглашает "Морским судам быть..." Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения -- 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности. В 1995 г. скончался митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн Снычев. (родился 9 октября 1927 года).
В 1894 г. скончался Государь Император Александр III - Миротворец
В 1864 г. родилась преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна
В 1696 г. при Петре Великом, Боярская Дума провозглашает "Морским судам быть…" Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности
В 1995
г. скончался митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн Снычев. (родился 9 октября 1927 года)
Завтра, Четверг, 3 Ноября 2011 года (21 Октября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1894 г. восшествие на Всероссийский Престол святого Царя Николая II
В 1894 г. присоединение к Православию святой Царицы Александры Феодоровны
В 1840 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) венчался с Еленой Ивановной Милюковой при обстоятельствах, предсказанных преподобным Серафимом. Отъезд в родовое имение в Симбирской губернии
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Святого мученика Артемия
Страница 1
Святого мученика Артемия
О святом мученике Артемии древние сказания сообщают, что он был
родом из знатного Римского семейства, имел звание сенатора и при императоре
Констанции заведовал всем царским имуществом.
Артемий
начал свою службу при Константине Великом, в войсках этого благочестивого
императора. Когда ему пришлось, вместе с Константином, увидеть на небе чудесное
знамение святого креста, то он утвердился в вере христианской и стал верным
слугою императора Константина и его дома1. По
смерти Константина, он все время пребывал при сыне его, Констанции2, как его лучший друг, и царь давал ему самые
почетные поручения. Так, когда Констанций узнал от одного епископа, что тела
апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии3,
то поручил Артемию перенести сии драгоценные сокровища в Константинополь.
Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых
апостолов в царствующий град, и за сие получил от царя повышение, которого он
был вполне достоин: именно царь сделал его дуксом и августалием4
Египта, и Артемий жил там, благоугождая Богу. Распространяя честь и славу имени
Иисуса Христа, он низвергнул и сокрушил много идолов в Египте.
Когда царь
Констанций, сын Константина Великого, скончался, то власть над всею Римскою
империей принял нечестивый отступник Юлиан5,
который прежде тайно, а теперь явно отвергся от Господа нашего Иисуса Христа и
открыто стал покланяться идолам. Он разослал по всем странам своего царства,
восточным и западным, указ о том, чтобы те храмы, которые в царствование
Константина Великого были отняты христианами у язычников, теперь были снова
отданы язычникам; вместе с тем он повелел в этих храмах снова поставить кумиры
и совершать жертвоприношения богам.
Так, сей
нечестивый царь восстановил повсюду многобожие которое пало при святом царе
Константине, христиан же подверг сильным притеснениям, мучая и умерщвляя их,
разграбляя их имущество и изрыгая хуления на святое имя Иисуса Христа.
Чтобы
унизить христианство, нечестивый Юлиан, взяв из раки кости святого пророка
Елиссея и мощи святого Иоанна Крестителя – кроме честной его главы и правой
руки, которые лежали в Севастии – и смешав их с костями животных и нечестивых
людей, сжег их, а пепел рассеял по воздуху; христиане собрали тот пепел и
оставшиеся от сожжения кости и сохранили их в почетном месте.
Затем он
узнал, что в городе Панеаде6 находится
изваяние Христа Спасителя, устроенное кровоточивою женщиною, исцелившеюся чрез
прикосновение к краю риз Христовых (Мф.9:20). Сие изваяние царь ниспровергнул и
повелел влачить его по площади, доколе оно все не разбилось; только голову сего
изваяния один христианин похитил и сохранил. На месте же, где стояло это
изваяние, царь повелел поставить свою статую, которая, однако, была разбита
ударом молнии.
Собрав
большое войско, нечестивец Юлиан решил идти против персов, и во время сего
похода, прибыв в Антиохию, воздвиг здесь, по своему обычаю, гонение на Церковь
Христову, умерщвляя верующих.
В то время
к нему приведены были два Антиохийских пресвитера, Евгений и Макарий, – люди
ученые. С ними Юлиан долго спорил о богах, приводя для доказательства нечестивых
своих мыслей различные слова языческих греческих писателей, но не смог
принудить к молчанию богоглаголивые уста мудрых старцев; напротив, он сам был
ими поражен, посрамлен и обличен в нечестии. Не вынося своего посрамления,
Юлиан повелел бить святых нещадно, предварительно обнажив их, и Евгению было
дано пятьсот ударов, а Макарию – без числа.
Когда
святые сии подвергнуты были тяжким мучениям, в то время на месте казни
случилось быть великому Артемию. Услышав, что воцарился Юлиан, и что он идет в
поход против Персов, – в виду чего и ему был послан указ о прибытии со всеми
своими войсками в Антиохию, – Артемий пришел сюда с своими войсками, воздал
Юлиану почтение, подобающее царю, предложив ему при сем подарки, и стоял около
царя в то время, когда подвергаемы были мучению святые исповедники, Евгений и
Макарий. Слыша, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами Господа
Иисуса Христа, Артемий исполнился ревности и, подойдя к царю, сказал:
– Зачем
ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и
принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты – человек
немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все-таки ты можешь подвергнуться
искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла – лукавый диавол. Как некогда
он испросил у Бога позволение искусить Иова7 и
получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими
руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания
и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на
коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская.
Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый
народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и
непреодолимы.
Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца
Страница 1
Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца
Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532
году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по
течению от Кевролы2. Родители его, – отец
Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села. Они
воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет
уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был
тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в
его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
Однажды,
будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно
надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над
головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок
пал мертвый 3.
Так
милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные
обители душу праведного раба Своего.
Односельчане
Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по
суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим,
наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как
умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его
положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и
берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми
забытое.
Однажды
летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по
тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок,
подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским
крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких
почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв
гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока 4.
Но Господь
благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали
источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в
Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от
этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын
Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении
сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв
бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди
умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем
своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и
начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И
умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро
прекратилась.
С того
времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени
Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад
и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и
праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись.
Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при
церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти
мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
Когда
принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным
младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу
Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один
крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и
ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна
женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою,
что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав
о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила
скорое исцеление.
Видя
умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать
на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех
остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на
хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие
те стружки, получали исцеление от своих недугов.
Один
человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г.
привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие
получили тогда исцеление.
В 1619-м
году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и
благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца
Николая, 6-го декабря5. Несколько времени
спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал,
что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что
пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому.
Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к
нему с усердною молитвою о своем исцелении.