Страдание святых мучеников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Память святых мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (IV). Память святого мученика Димитрия (ок. 307). Преподобный Паисий Величковский (1794). Купятицкая икона Божией Матери (1180). Начало Рождественского поста.
В 1855 г. войсками ген. Н.Н. Муравьева взята турецкая крепость Карс
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Гурия, Самона и Авива
Страница 1
Страдание
святых мучеников Гурия, Самона и Авива
Когда на Церковь
Божию было воздвигнуто нечестивыми царями Диоклитианом и Максимианом жестокое
гонение и она была обуреваема бедствиями, как корабль в бурном море, в то время
близ города Едессы1, жили в уединении, как бы
в тихом пристанище, два благочестивых и добродетельных мужа, Гурий и Самон.
Воспитанные в самом городе Едессе, они не захотели жить в нем, по причине суеты
и беззаконий, господствовавших в городе, но, избегая мира и мирских забот, ушли
вон из города и, удаляясь нечестивых людей, стремились к Единому Богу, веруя в
Него и усердно служа Ему день и ночь. И не только они сами неуклонно работали
Господу, но наставляли к тому и других, кого только могли, и много язычников
отвращали от безбожного идолопоклонства и приводили к истинному Богу. Узнав об
этом, бывший тогда в Едессе представитель римских царей, воевода Антонин,
приказал немедленно взять их и всех, кто последовал их учению. Взятые
язычниками, исповедники Христовы Гурий и Самон и с ними множество христиан содержались
до времени под стражею. Затем Антонин, призвав захваченных христиан, приказывал
всем подчиниться царскому повелению и принести жертву идолам; но ни один из них
не захотел быть отступником от Господа своего. Тогда он приказал подвергнуть их
биению; но затем сообразил, что если самих наставников склонить к
идолослужению, то и другие, смотря на них, легко могут быть склонены к тому
же, и, в этих видах, оставил для истязания только предводителей Христова стада,
Гурия и Самона; прочих же, подвергнув биению, отпустил по домам, притворно
показывая себя милостивым. А двух святых исповедников он призвал к себе на суд
и сказал им:
- Великие цари наши повелевают вам, чтобы
вы поклонились великому богу Дию2 и принесли
ему курение в его храме.
Самон отвечал на это:
- Не будет того, чтобы мы отступили от
истинной веры, за которую ожидаем получить бессмертную жизнь, - мы не
поклонимся делу рук человеческих.
Тогда Антонин сказал:
- Повеление царей во всяком случае вы
должны исполнить.
- Мы никогда не откажемся от святой и
непорочной нашей веры, - отвечал Гурий, - и не уступим злой и пагубной воле
человеческой; но мы исполняем волю Господа нашего, Который говорил: "всякого,
кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а
кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцоем Моим
Небесным" (Мф.10:32-33).
Тогда судья начал угрожать им смертью,
если они не подчинятся царской воли. Но святой Самон смело сказал ему:
- Мучитель! Мы, исполняя волю Создателя
нашего, не умрем, но жить будем во веки; а если последуем царскому повелению,
то, и не убитые тобою, сами погибнем.
Услыхав это, Антонин приказал бросить
святых в мрачную темницу.
В то время прибыл в Едессу правитель
области Музоний, нарочно присланный царями для предания христиан смерти. Выведши
святых мучеников Гурия и Самона из темницы, он поставил их пред собою и сказал
им:
- Таково повеление царей всей земли, чтобы
вы принесли вино и курение на алтарь Дия; если же не принесете, то я заставлю
вас претерпевать различные мучения: посредством ударов раздроблю тело ваше,
повесив вас за ноги и руки, разорву все суставы вашего тела; изобрету для вас
новые и неслыханные мучения, которых вам не перенести.
На все это святой Самон отвечал:
- Мы более боимся червя
неусыпающего и огня неугасимого, уготованного для всех отступников от Господа,
нежели тех мучений, какие ты перечислил, ибо Тот, Которому мы приносим духовную
жертву, прежде укрепит нас в перенесении мучений и сделает неодолимыми, а
затем, избавив нас от рук твоих, вселит нас в светлые обители, где находится
пребывание всех веселящихся. Итак мы не боимся твоей угрозы, потому что ты
вооружаешься только против тела, но не можешь повредить душе, которая, пока
живет в теле, до тех пор всё более очищается и просвещается наносимыми телу
страданиями. "Если
внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"
(2Кор.4:16). "Посему… с терпением будем проходить предлежащее нам
поприще" (Евр.12:1).
Правитель сказал снова:
- Оставьте свое безрассудство,
послушайтесь моего совета и, отступив от своего заблуждения, исполните царское
повеление, ибо вам не перенести тех мучений, какие я приготовил для вас.
Святый Гурий отвечал:
- Мы и не заблуждаемся, как ты думаешь, и
не послушаемся твоего безумного совета и не подчинимся царской воле. Не будем
настолько малодушны и безумны, чтобы убояться твоих мучений и прогневать
Господа нашего. Мы - рабы Того, Кто, являя нам богатство Своей благости,
положил душу Свою за нас; как же и нам не стоять за Него, даже до крови? Станем
мужественно, укрепляемые Христом Иисусом, станем непоколебимыми при всех
вражеских ухищрениях, станем, пока не низложим врага, восстающего на нас.
Видя их непоколебимость в вере, мучитель
приступил к истязаниям. Он велел повесить святых, связав руку одного с рукою
другого, и привязав к ногам их тяжелый камень. В таком положении они терпеливо
висели от третьего до восьмого часа; в это время правитель производил суд над другими.
Память святых мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия
Страница 1
Память святых мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия
Блаженный
Елпидий в царствование Юлиана Отступника был членом государственного совета.
Как христианина, его привели на суд Юлиана, который повелел надеть на него
власяную одежду, унизанную гвоздями и смазанную горячею смолою. После этого его
начали бить, так что гвозди вонзались в тело блаженного. Мученик мужественно
переносил страдания и не соглашался на убеждения отречься от Христа. Тогда его
бросили в ров и начали обливать сверху горячей водой, от чего тело его покрылось
струпьями. Для увеличения мучений, беззаконный правитель приказал смешать
смолу, вар и другие подобные вещества, разжечь их и поливать ими загнившие раны
мученика, а в рот лить ему горячую смолу. Наконец, святого Елпидия вместе с
Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням, чтобы они их растерзали. Однако
кони не причинили им никакого вреда. Тогда святых избили палками и бросили в
огонь, где они предали дух свой в руки Бога Живого.
Честные тела их были
погребены на Кармильской горе1 и некоторое
время находились там. Но однажды Христос, вместе с Ангельскими силами, при
блеске молнии и раскатах грома, явился туда и приветствовал святых мучеников.
При этом Господь оживил тело святого Елпидия и послал его на новые подвиги.
Слух об этих подвигах дошел и до Юлиана. Как только узнал Юлиан, что Елпидий
невредим, приказал растянуть тело святого мученика, привязав его к четырем
столбам, немилосердно бить, острыми пилами наносить раны и растирать их уксусом
и солью. Затем велел разложить тело его на горячие уголья и сверху посыпать горячим
пеплом. Когда святой мужественно перенес и эти мучения, его повесили на дерево
и стали прикладывать к телу его раскаленный щит, посыпая его пеплом. Во время
сих мучений произошло дивное чудо: по молитвам святого, стоявшие неподалеку
идолы рассыпались в прах. Видя это, язычники, в числе шести тысяч человек,
обратились к вере Христовой. После всего этого святого Елпидия бросили в
разожженную печь, где святой предал душу свою Господу, Коего возлюбил измлада2. Богу, дивному во святых Своих честь и слава
ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святой
мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии, и пострадал при
императоре Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту
Публию донесли на святого, что он христианин, и, по приказанию префекта,
святой был схвачен. На допросе Димитрий смело исповедывал Христа Богом, говорил
о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии.
Затем обличил душевредное идольское обольщение, показав, как слепы и глухи те,
кои разделяют его. Своими речами он сильно прогневал правителя, который
приказал отсечь ему голову1. Так скончался святой мученик, прияв от Господа
небесный венец. Честные мощи святого Димитрия были погребены верными и
богобоязненными мужами, и источают исцеления всем приходящим к ним.
Архимандрит Нямецкого
монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея,
17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в
скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на
Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет
был рукоположен
в священный сан. В 1763 г.
преподобный Паисий с 64 монахами переселился в
Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в
этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв.
Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита
и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность,
отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное
рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница,
церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский
монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. АвваПаисий, не видя возможности
мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за
собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил
предоставили им уединенный в горах бедный Секульский
монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Когда братия умножилась и преподобный Паисий
стал просить о помощи в строительстве келлии,
то ему было повелено переселиться с братией в
богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть
братии в Секуле.
Житие в Нямецком
монастыре преподобныйПаисий
устроил по образу Драгомирны и Секула
— общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих
книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства
преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс.
человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной
Церкви. В 1790 г.
преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита,
продолжая окормлять по-прежнему Секул
и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени
старческих подвигов в молдавских монастырях авваПаисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию
отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы
и преподобного Нила Сорского. ПреподобныйПаисий приводил многочисленные доказательства и
свидетельства святоотеческого почитания умной
молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные
церковные песнопения, для новоначальных — послушание
и труд», — поучал старец.
Многотрудная жизнь старца
подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром
преставился в 1794 г.,
15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был
погребен в Нямецком монастыре в соборном храме
Вознесения Господня.
Его переводы с
греческого на русский язык святоотеческих творений,
долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им
изданы: «Добротолюбие»,
сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита,
преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутыекласы» — сборник из
творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на
Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего
XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад
церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других
монастырях Русской Церкви.
Купятицкая икона
Божией Матери явилась в 1180 году около села Купятич,
расположенного в пределах бывшего Пинского уезда
Минской губернии. Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской девушкой
Анной, пасшей скот. Образ - в виде креста - излучал необычайный свет. Крестьяне
построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы,
где поставили обретенную икону. Через несколько лет татары сожгли церковь.
Вторично икона обретена через много лет на месте сгоревшего храма случайным
путником по имени Иоаким. Крестьяне перенесли
крест-икону в сельскую церковь. Иоаким же остался при
храме пономарем, по внушению Божиему. В начале XVII века при церкви был устроен
Купятицкий монастырь, который захватили в конце века
католические, а затем - униатские монахи. Православные иноки, покидая
монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую.
Они перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор.
Купятицкая
икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста
изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на
другой - Распятие.