Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы (III). Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского (1470). Память святых Апостолов Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога (I). Память святого Григория, епископа Александрийского (ок. 813-820). В 1917 г. произошло избрание патриарха Тихона. В 1918 г. адмирал А.В. Колчак принимает титул "Верховного правителя России" и назначается Верховным главнокомандующим всех белогвардейских сил.
В 1796 г. скончалась Государыня Императрица Екатерина II Великая в Петербурге
В 1796 г. восшествие на престол Императора Павла I
В 1942 г. началось контрнаступление Советской армии под Сталинградом (1589 по 1925 годы - Царицын, с 1961 г. - Волгоград). С 1944 года в этот день празднуется День артиллерии, а с 1964 года День ракетных войск и артиллерии - в знак признания выдающихся заслуг артиллеристов в ВОВ
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы
Страница 1
Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы
В Финикии1, в городе
Эмесе, жил некто Клитофон, человек благородный, знаменитый и богатый. Жена его,
по имени Левкиппия, дочь епарха2 Мемнона,
была беcплодна и сильно скорбела об этом, так как за бесплодие ей часто приходилось
выслушивать упрёки от мужа, аиногда переносить брань и даже побои. Оба
они были язычники, держались эллинского3лжеверия
и особенно чтили богиню Артемиду4.
В то время городом управлял некто Секунд сириец, который
чрезвычайно немилосердно и жестоко относился к верующим во Христа. Он придумал
множество различных орудий для мучения и выставил их посреди города на страх
христианам. Вследствие сего, многие из верующих, из боязни тяжких мучений,
скрывались, а другие, смело исповедуя Христа, сами отдавались в руки мучителей
и умирали за имя Господа своего. Там был, между прочим, один инок, именем
Онуфрий, который, чтобы не узнали, что он - христианин, скрыл свое иночество
под нищенским рубищем, и, переходя с места на место и от дома к дому, просил,
как убогий, куска хлеба, а между тем, где можно было, учил истинной вере и
обращал к Богу души человеческие. Таким образом пришел он и к дому Клитофона,
и, стоя у ворот, начал просить хлеба. Левкиппия, видя человека, одетого в
рубище и просящего хлеба, приказала одной из рабынь затворить перед ним двери:
в тот день она была рассержена, так как муж нанёс ей побои из-за её бесплодие.
Инок же продолжал, как это в обычае у нищих, стоять у ворот, прося милостыни.
Вскоре Левкиппия смилостивилась, велела пустить старца во двор и снабдила его
всем нужным. Старец, принимая милостыню, услыхал тяжкий сердечный вздох
Левкиппии и спросил ее:
- Что за
печаль у тебя, госпожа моя, что ты вздыхаешь так тяжко"?
Она
отвечала ему:
- Нет у
меня, старец, детей, так как я бесплодна, и за это притесняет и гонит меня муж
мой; много раздала я золота врачам и чародеям, чтобы они помогли мне и
разрешили мое бесплодие, и нет мне от них никакой помощи, а только впадаю я всё
в большее уныние".
Старец
спросил:
- Какому
Богу служишь ты"?
- Я
служу великой богине Артемиде", - отвечала она.
-
Потому-то ты и бесплодна, что не имеешь упования на Бога, могущего. дать плод
чреву твоему, - отвечал старец.
- Но на
какого же бога мне нужно надеяться, который мог бы дать мне такую благодать,
чтобы я могла называться матерью"? - спросила Левкипия.
- Уповай
на истинного Бога Иисуса Христа, - отвечал старец, - и веруй в Него и в
Безначального Отца Его и в Святого Единосущного и Животворящего Духа.
Левкиппия
спросила:
- Не о
том ли Боге ты говоришь мне, Которому служат галилеяне?5
- Именно
о Нем, - отвечал старец, ибо Он сотворил небо, основал землю, создал человека
и всякое живое существо".- Я боюсь, - заметила на это Левкиппия, - как бы
не узнал о такой моей вере начальник области Секунд и не предал меня смерти,
как сделал он со многими другими: всех верующих в Того Бога, о Котором ты
говоришь, он убивает без милосердия"
- Если
ты боишься начальника области, - сказал старец, - то можешь тайно служить
Святой Троице: вот и я, боясь угроз мучителя, тайно служу Богу моему и, по
благодати Его, надеюсь получить спасение, ибо я, как видишь, - христианин,
инок и пресвитер, - изменил свой вид, чтобы не быть узнанным; по внешности для
всех я - один из нищих, а на самом деле - раб Христов. Так и ты, служа Христу
тайно, не лишишься чрез то спасения.
- Если я
приму веру эту, отче, - спросила Левкиппия, - а муж мой останется в язычестве,
то не будет ли тщетна вера моя ради неверного мужа?
- Приими
только знамение Христово, т. е. святое крещение, и веруй, не сомневаясь, в
истинного Бога, и если останешься твёрдою в истинной вере, то и сама спасешься
и мужа своего спасешь, ибо наши Писания говорят: "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и
жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а
теперь святы" (1Кор.7:14). Когда Онуфрий утвердил Левкиппию своими словами, она
сказала:
- Отче!
Можешь ли ты совершить надо мною святое крещение?
Святой Иона, в мире Иоанн, родился в конце XIV столетия.
Когда ему было три года, его мать по воле Божией, предала Господу свою душу, а
через четыре года после сего семилетний отрок остался полным сиротою. Но
Господь не оставил его без Своего попечения. Он вложил мысль одной
добродетельной вдовице Наталии Медоварцевой взять к себе бедного сироту на
воспитание. С материнским попечением она заботилась об отроке Иоанне, которой
от рождения был слаб здоровьем и требовал хорошего и бдительного ухода. Наталия
Медоварцева кормила, одевала отрока. Не оставила она его и без пищи духовной:
она отдала его на обучение одному дьяку, у которого училось много других детей.
Слабой от рождения, робкий вследствие бедности, святой отрок с самого
поступления в училище сильно отличался от своих товарищей. Он не принимал участия
в шумных детских играх, любил тишину и уединение, со всем усердием и старанием
стал учиться и своими быстрыми успехами и добротою нрава всё сильнее снискивал
себе любовь у своей приёмной матери.
Однажды
товарищи святого Иоанна, после вечерни, стали играть на улице. Благочестивый
отрок был тут же. Он не принимал участия в игре своих сверстников, а только
наблюдал за ними. В сие время на улице показался какой-то неизвестный до сих
пор в Новгороде человек, которой походил на юродивого. Это был святой Михаил
Клопский1. Пришедший из далёкой области,
никому еще до сих пор неизвестный в Новгороде, никого из жителей не знавший, он
в первый раз был в Новгороде, еще до поступления своего в Клопский монастырь.
Завидев человека, идущего в странном одеянии, дети толпой кинулись к нему,
стали рассматривать его. Наиболее резвые стали смеяться над святым мужем, а
иные даже бросали ему под ноги камни и сор. Святой Иоанн стоял вдали на улице.
День клонился к вечеру. Уже сумерки спустились на землю и всё окружающее стало
скрываться во мраке. Но светло и ясно провидел святой Михаил будущее блаженного
отрока. Не обращая внимания на шум и шалости детей, он направляется к Иоанну,
берёт его за волосы и, приподняв его выше себя, говорит:
- Иван,
прилежно изучай книги: быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!
После
сего он обнял ребенка, поцеловал его и удалился. Так святой Михаил, не зная
прежде имени ребёнка, предрёк то, что действительно исполнилось через 50 лет,
спустя 4 года после блаженной кончины самого святого Михаила.
Между
тем отрок Иоанн достигнув совершеннолетнего возраста, решился посвятить себя
служению Господу. Еще с самого детства он строго соблюдал, все заповеди
Христовы и любил уединение. Теперь он вознамерился принять на себя иноческое
пострижение. В 50 верстах от Новгорода среди больших лесов, вдали от
человеческого жилища, находилась Отняя пустынь. Сюда то и поступил святой
Иоанн. Архимандрит сей обители Харитон с любовью принял прибывшего и постриг
его в иноки, дав ему имя Ионы. Строгую и суровую жизнь, исполненную великих
иноческих подвигов стал вести святой Иона. Его подвиги изумляли братию, так что
иноки после смерти Харитона избрали единодушно святого Иону игуменом своей
обители. На новой должности блаженный показал себя мудрым правителем, настоящим
пастырем, кротким руководителем и опытным наставником. Слава о его трудах и
подвигах быстро распространялась; вскоре о нем стало известно и в Великом
Новгороде. Многие жители Новгорода и других мест стали приходить к святому,
назидались его мудрыми наставлениями, просили его молитв и благословения.
Многие стали делать пожертвования в обитель, так что под мудрым управлением
святого Ионы скудная и бедная доселе средствами Отняя обитель стала процветать,
число иноков её умножалось, и все они подражали по мере сил своих святому
Ионе.
В 1458
году скончался святитель Новгородский Евфимий. Оплакиваемый всем народом, сей
пастырь, пользовавшийся любовью и уважением, был с честью похоронен2.
Новгородские
граждане единодушно желали видеть на архипастырском престоле святого Иону.
Тягостно было ему оставлять тихую Отнюю пустынь, но он не решался противиться
желанию народному. В 1458 году он прибыл в Новгород, а в 1459 году был возведен
в сан архиепископа Новгородского всероссийским митрополитом святым Ионою3. Новой архиепископ был украшен всеми
добродетелями, так что Новгородцы увидели в нем вполне достойного преемника
почившего святителя Евфимия. Святой муж отличался своею любовью к пастве,
особенно же он защищал бедных и сирых, памятствуя о своем сиротстве. На нем
вполне исполнились слова Иова: "Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу
вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как
мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому" (Иов.
29:13-15).
Не было человека, кто бы мог дурно отозваться
о святителе; все любили и желали его видеть, все, кто слышал его, получали
наслаждение. Занимая такой высокий престол, он был со всеми кроток и прост.
Всем он старался оказать какое-либо добро, дать мудрый совет. Не только одни
Новгородцы уважали своего владыку, но даже и Московские князья любили святого
Иону, почитали его и нередко посылали ему послания и получали от него совет.
Ибо часто святитель пророчески предсказывал будущее и слово его всегда в
точности исполнялось. А в то время Московские князья Василий Темный и сын его
Иоанн III4 особенно недоверчиво относились к
Новгородцам, которые не могли забыть о прежней своей независимости от Москвы и
посему не раз навлекали на себя гнев царский. Святитель Иона, пользовавшийся
таким уважением у великих князей московских, защищал своих сограждан и смягчал
царский гнев. Сами Новгородцы просили у него ходатайства пред князьями московскими;
часто также он своим властным словом прекращал их постоянные неурядицы и
взаимные раздоры.
Память святых Апостолов Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога
Страница 1
Память святых Апостолов Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога
Святой
Апостол Патров был епископом в Неаполе и Путеоле1,
где многих крестил и привел ко Христу. Святой Апостол Ерм был епископом в
Филиппополе2. О святом Патрове и Ерме
Апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:14).
Святой Апостол Лин,
о котором упоминает Апостол Павел во втором послании к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого Апостола Петра.
Святой Апостол Гаий,
о котором воспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам, (Рим.16:23), говоря: "приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви",
был епископом в Ефесе3, после святого
Тимофея.
Святой Апостол
Филолог, о котором упоминает Апостол Павел в том же послании, (Рим.16:15)говоря: "приветствуйте Филолога",
был поставлен святым Апостолом Андреем Первозванным епископом в Синоны4.
Святые Апостолы,
проходя свое епископское служение в указанных городах, претерпевали многие
напасти и скорби ради благовестия и, многих научивши и приведши ко Христу, с
миром отошли ко Господу.
1 Неаполь, главной город
провинции Италианского королевства с тем же названием; расположен по северному
берегу Неаполитанского залива. Путеолы - приморский город в средней Италии.
2 Филиппополь - древний
укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице.
3 Ефес, при Эгейском море,
был важной торговой город в Малой Азии, Первый. Начала веры христианской
положены были в нем учениками Иоанна Крестителя; уже Апостол Петр нашел здесь
христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь Апостолом Павлом;
потом ученик его, Тимофей, был здесь епископом; наконец, Ефес был местом
пребывание Апостола и Евангелиста Иоанна, который тут в скончался. В настоящее
время на месте древнего г. Ефеса находится бедная турецкая деревушка,
называемая Айся Солюк.
Память святого Григория, епископа Александрийского
Страница 1
Память святого Григория, епископа Александрийского
Святой
отец наш Григорий с юного возраста возлюбил Христа и украсил себя всякими
добродетелями. По смерти папы Александрийского он был поставлен от собравшихся
по этому случаю епископов и народа во архиепископа Александрийского. Он был
примерным учителем православия: кроткий, смиренный, милостивый, сиротам отец,
вдовицам заступник, заблуждающим наставник, болящим врач, скорбящим утешение.
Но соблазнитель диавол внушил, царствовавшему в то время, Льву иконоборцу1 отправить Григория связанным в Константинополь.
Когда святый Григорий узнал об этом, он явился к царю и обличил его пред всем
синклитом2, назвавши еретиком и
нечестивцем. Царь, не вытерпевши обличения, приказал бить его воловьими жилами
и морить голодом в темнице. Святый терпел всё это с благодарением, говоря: "За
Христа Бога Моего и за святую икону я готов даже быть рассеченным на части".
Узнавши об этом, мучитель и нечестивый царь повелел отправить его в заточение.
Блаженный, проживши в заточении три года, предал дух свой в руки Господа.
1 Лев Армянин - с 813 по 820
г. Феодор Студит так описывает те несчастья, которые Церковь испытывала в это
царствование: "О страшно слышать! Досточтимая икона Спасителя, которой и
бесы страшатся, подвергается поношению и унижению, не только в царствующем
граде, но и во всех местах и городах, жертвенники истреблены, святыни
осквернены. Умолкли все уста благочестивые от страха смерти, открылся противный
и богохульный язык".
2 Синклит - правительство
воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников.