Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого (846). Страдание святых мучеников Никандра епископа и Ермея пресвитера (I). Преставление блаженного Симона Юрьевецкого (1584). Преподобный Меркурий Киево-Печерский (XIV). Преподобный Никандр Городноезерский (XVI). В 1770 г. скончался святитель Павел, митрополит Тобольский. Память его празднуется также в день памяти Сибирский святых 23 (10) июня. В 1920 г. последние части Белой армии оставили Крым.
В 1918 г. адмирал А.В. Колчак принимает титул "Верховного правителя России" и назначается Верховным главнокомандующим всех белогвардейских сил
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого
Преподобной
Иоанникий родился в Вифинской области, в селении, носившем название Марикати1. Отца его звали Миритрикием, а мать -
Анастасиею. Когда Иоанникий стал подрастать, родители поручили ему пасти
домашний их скот. Наукам он хотя и не обучался, однако превосходил разумом
многих учёных, потому что изучил заповеди Господни. Следуя внушениям
вразумлявшего его Духа Святого, он быль весьма добродетелен, кроток, смиренен,
терпелив и послушлив, а к молитве имел такое усердие, что часто, оставивши свое
стадо, по целым дням стоял в каком либо уединённом месте и усердно молился
Богу. Когда же он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением,
и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и
блаженной отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо
домой.
Так проводил жизнь святой до тех
пор, пока не вступил в юношеский возраст. В то время в Греции царствовал
нечестивый Лев, сын Константина Копронима, зараженный иконоборческою ересью2. Этот царь сталь собирать со всей империи
в свое войско молодых людей, отличавшихся красотою и храбростью. Посланные им
для производства этого набора пришли и в Вифинскую область. Посетивши то
селение, где жил Иоанникий, они увидели, что сей юноша был красив, имел высокий
рост, крепкое тело и был способен к военной службе; посему они взяли его с
собою и зачислили его в экскувиторы3. С
того времени Иоанникий начал военную службу и был страшен своим мужеством врагам,
а по кротости и смирению своему - любезен своим сотоварищам; всего же приятнее
был он Богу, так как тщательно соблюдал Его святые заповеди. Но диавол, из
зависти к такой добродетельной жизни Иоанникия, увлек его в иконоборческую
ересь. Эта ересь в то время производила большое смущение в церкви Божией: из
храмов Господних выбрасывались святые иконы, а те, кто покланялся им,
подвергались преследованиям. И так обольщен был Иоанникий тою ересью, что даже
и слышать не хотел ничего о святых иконах. Но Бог, хотящий всем спасения, спас
и его от такого обольщения следующим образом.
По устроению Божию, Иоанникий был послан с своим отрядом на
восток и, на возвратном пути оттуда, проходил чрез гору Олимп4, на которой в то время жил один инок,
отличавшийся особою прозорливостью. Сей инок, узнавши от Духа Божия, что мимо
него идет с отрядом Иоанникий, вышел из своей пустынной келлии и сказал ему:
- Чадо Иоанникий! Если ты называешься
христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в
добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры.
Услышав
сие, Иоанникий удивился, что его назвал по имени тот; кто его не знал, и что о
его делах знает человек, никогда его не видавший. Понявши, однако, что
говоривший с ним исполнен Духа Божия и что он узнал все его дела в силу своей
прозорливости, Иоанникий упал пред ним на землю, кланяясь ему и прося у него
прощения. Он говорил, что согрешил по неведению, и обещался воздавать
подобающую честь и поклонение иконе Христа и изображениям всех святых. С этого
времени блаженный Иоанникий начал усердно почитать святые иконы и глубоко
раскаивался в том, что, по невежеству своему, презирал их. Желая загладить свой
грех, он стал изнурять себя постом и различными способами умерщвлять свою
плоть. Пребывая в сенях царского дворца, он ложился на голую землю, молился по
целым ночам, вкушая очень немного пищи; однако, когда ему приходилось бывать на
общей трапезе с воинами, он старался скрыть от них свое постничество.
Когда он
провел целых шесть лет в таковых подвигах, на Греков ополчились с большими
силами Болгары и стали опустошать Фракию5.
Царь Греческий вышел против них со всем своим войском, в котором находился в то
время и блаженный Иоанникий. Когда оба войска, сойдясь, начали сражение и
Болгары стали одолевать Греков, то Иоанникий показал чрезвычайную храбрость,
поражая иноплеменников, как новой Давид; он, пред лицом самого царя, спас свой
отряд от вражеских мечей, мужественно отражая нападете врагов и посекая их, как
тростник. Он избавил также одного знатного греческого вельможу, вступившего в
бой с Болгарами, которого те уже захватили было в плен: бросившись на них,
Иоанникий одних зарубил мечем своим, других разогнал и, таким образом,
освободил плененного вельможу. Царь, обратив внимание на его храбрость, спросил
о его отечестве, происхождении и имени и повелел всё это записать в памятную
книгу6, чтобы, по окончании сражения,
можно было почтить такого храброго воина высоким саном и другими подарками.
Между тем Иоанникий, увидевши одного болгарина, страшного видом, подобно
Голиафу, - который загородил путь Грекам и убивал их, - устремился на него и
тотчас обезглавил ого Таково было мужество блаженного Иоанникия в борьбе против
врагов видимых; оно предуказывало собою его будущую борьбу с врагами невидимыми
и победу его над ними.
Возвращаясь
после войны мимо горы Олимпийской, Иоанникий вспомнил о том иноке, который,
выйдя к нему из пустыни, обличил его в иконоборческой ереси. Вспомнив об этом,
он решил в уме своем оставить всё и, поселившись на той горе, жить в
безмолвии, как инок, пребывая в общении с одним только Богом. Свое решение он
вскоре исполнил. Ибо когда он пришел в царскую столицу и за оказанное им в боях
мужество должен был получить здесь почётное звание и подарки от царя, то всё
сие он презрел, почитая за уметы7.
Удалившись от своих товарищей по оружию, он пошел к инокам на двадцать пятом
году своей военной службы, чтобы начать новую брань - против "духов злобы
поднебесных"8. Прибыв в монастырь
Авгарский и будучи хорошо принят жившими там иноками, Иоанникий открыл игумену
Григорию свое намерение идти в пустыню и жить там в одиночестве и безмолвии.
Игумен сначала одобрил его решение, но потом сказал:
Страдание святых мучеников Никандра епископа и Ермея пресвитера
Страница 1
Страдание святых мучеников Никандра епископа и Ермея пресвитера
Святые Никандр и Ермей просвещены были светом учения
Христова и поставлены на священнослужение святым Апостолом Титом1. Многих эллинов2
они обратили от языческого заблуждения и привели ко Христу. За это они были
схвачены и приведены на допрос к комиту3
Ливанию. Когда Ливаний, после долгих стараний отвратить их от Христа, ничего не
мог достигнуть, он повелел привязать их к резвым коням и, гоняя последних,
влачить рабов Христовых. Влачимые таким образом долгое время, они обагрили
землю своею кровью. Тела их, ударяясь по земле о камни и пни, покрывались
ранами и, по закону естества человеческого, им надлежало бы умереть, если бы
Сам Господь не укреплял их во время мучений. Потом едва живых их ввергли в
темницу и морили голодом и жаждою; но Господь питал их хлебом небесным4 и исцелял их раны. По некотором времени, они
опять были приведены на допрос и, когда отказались повиноваться мучителю, были
повешены на дереве, строгаемы железом и палимы свечами. Затем они были брошены
в разожженную печь, но остались невредимы, ибо Ангел Господень, сошедши к ним,
остудил печь и сохранил их невредимыми от огня. Наконец, мучитель приказал
вбить им железные гвозди в голову, сердце и чрево, и после того для них
выкопали яму и еще дышащих бросили туда и засыпали землею. Скончавшись такою
жестокою и тяжкою смертью, святые Никандр и Ермей достигли вечной радостной
жизни с Господом, Которому слава во веки. Аминь.
1 Снятой Тит -
ученик и ставленник святого Апостола Павла. Он был епископом на острове Крите.
Память его совершается 25 августа.
2 Эллинами
назывались собственно Греки; но в житиях святых этим именем иногда обозначаются
вообще язычники.
3 Комит -
градоначальник.
4 Под хлебом
небесным можно разуметь или действительную пищу, которая чудесно посылаема была
святым мученикам в темнице, ила вообще подкрепление их свыше, при котором они
не нуждались и в пище.
Сей блаженной отец наш родился в Плесской волости1 в селе Оделеве от благочестивых родителей
Иродиона и Марии. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел из
родительского дома в густые и непроходимые леса. Однажды поселяне из веси
Ялнатской в уезде города Юрьевца Поволжского, занимаясь рубкой деревьев и
собиранием мёда, нашли в дебрях сего блаженного Симона. Они стали спрашивать
его, кто он и откуда родом. Но святой ничего не сказал им, кроме своего имени.
Видя, что на святом Симоне была очень ветхая одежда, поселяне сжалились над ним
и привели его в свое селение к священнику, по имени Иосифу. В доме сего
священника святой Симон стал заниматься работой, особенно он любил исполнять
тяжелые работы и через то умерщвлял плоть свою: он часто молол муку на ручных
жерновах, рубил дрова для всех жителей селения и ни от кого не брал никакой
платы. Также часто и ревностно посещал он храм Божий, где возносил Господу свои
молитвы и прославлял Его святое имя. Не раз святой подвергался насмешкам и
поношениям, но все сие переносил кротко, не питая злобы на своих досадителей.
Постоянно зимой и летом он ходил в одной рубашке, никогда не носил обуви; ложем
ему служила земля, кровом небо. Прожив немало лет в Ялнатском селении, Симон
переселился в город Юрьевец и здесь также продолжал подвизаться подвигом
юродства Христа ради. Часто добрые люди давали ему одежду или сапоги, но он
оставлял всё сие, а облекался в худое вретище. У святого был обычай приходить
часто на постоялой двор. В зимнюю пору он часто проводил здесь ночи. Тогда он
молился, бодрствовал; часто хозяева и ночевавшие там выгоняли его на стужу.
Нередко он ходил по берегу реки Волги, и часто в зимнее время можно было
видеть след его обнаженных ног. От суровой жизни кожа его совсем почернела и прилипла к костям. Часто
он при многих обличал и поносил сам себя; так смирял он свою плоть и дух. За
свою благочестивую жизнь он еще при жизни сподобился получить дар прозрения,
так что мог видеть то, что было скрыто от других.
Однажды,
юродствуя, он вошел в дом воеводы Третьяка Трегуба. Воевода разгневался на
блаженного и велел его силой вывести из дома. Выходя из дома, снятой сказал,
что на следующий день случится несчастье. Так и вышло. На другой день жена
воеводы упала, выходя из сеней, и сильно расшиблась. С сего времени воевода
сталь уважать блаженного Симона.
Чрез
некоторое время блаженный Симон снова пришел к тому же воеводе и предсказал,
что в городе произойдёт сильный пожар. Вскоре так и случилось. Уже более
семидесяти дворов было охвачено пламенем. Тогда воевода приказал привести к
себе блаженного Симона. Его нашли стоящим на коленях перед одной из городских
церквей. Он со слезами молился пред образом Пресвятой Богородицы. Блаженного
привели к воеводе. Воевода вместе с другими гражданами стал молить святого,
чтобы он избавил их от страшного бедствия. Симон, протянув руку, указал на
пламя и, юродствуя, ударил воеводу по щеке - и пожар тотчас же прекратился.
Святой
еще при жизни восприял такую благодать от Господа, что по молитвам его
совершались различные чудеса и подавались исцеление недугующим. Один
юрьевецкий житель Иосиф Зубарев переплывал реку Волгу. Внезапно поднялся
сильной ветер, волны стали заливать маленькую лодку. Испуганный Иосиф вдруг
увидел на берегу блаженного Симона; он стал мысленно просить святого, чтобы
блаженный своей молитвой спас его от неизбежной гибели. Тогда же Иосиф обещал
дать святому новую одежду и обувь. Буря тотчас же прекратилась, и Иосиф
благополучно переехал реку. Но потом, как то часто случается, он забыл о своем
обещании. Спустя уже много дней он встретился с блаженным.
- Иосиф,
– сказал ему святой, – ты не исполнил своего обещание. Помнишь ли, что обещал
ты, когда тонул на Волге?
Тогда
Иосиф вспомнил о своем обещании и почувствовал стыд. Упав к ногам святого, он
просил прощения.
- Ступай
- сказал блаженный - и отдай нищим то, что ты
мне
обещал, и никогда не забывай их, ибо милостыня избавляет нас от напастей и бед".
Священник
соборного храма юрьевецкого во имя святого и славного великомученика Георгия,
по имени Алимпий, однажды, вкушая рыбу, проглотил кость. Она остановилась у
него в гортани. Долго он страдал, ему всё становилось хуже, и он уже стал
отчаиваться в своем выздоровлении. Однажды он встретился с блаженным Симоном и
стал просить у него помощи. Святой коснулся несколькими перстами горла сего
иерея, и он тотчас же вместе с кровью выплюнул и кость и совершенно выздоровел.
Однажды
в осеннюю пору на Волге поднялось сильное волнение. Один из юрьевецких жителей
Петр, живший недалеко от берега реки, вдруг заметил, что кто-то идёт по волнам.
Он ужаснулся. Но, думая, что ошибся, он подошел к самому краю берега и стал
пристально всматриваться. Вдруг он ясно увидел, что это блаженный Симон идет по
воде с посохом в руке. От изумления Петр не мог тронуться с места. Подойдя к
нему, блаженный сказал ему:
Преподобный Меркурий Киево-Печерский подвизался в Дальних
пещерах в XIV веке, был строгим постником. При жизни
преподобный Меркурий был соединен глубокой духовной любовью с преподобным Паисием, и по смерти они были положены в один гроб. 24
ноября память преподобного совершается ради его тезоименитства святому
великомученику Меркурию, 28 августа - вместе с Собором Дальних пещер и во 2-ю
Неделю Великого поста - с Собором всех преподобных Киево-Печерских.
ПреподобныйНикандрГородноезерский в начале
XVII века основал пустынь на берегу озера Городного
(в 47 верстах от города Боровичи, в 4-х верстах от погоста Шероховичей).
Ранее на этом месте был Воскресенский монастырь. Когда он был основан,
неизвестно, но в 1581 году в монастырской описи говорилось, что в 10 келлиях жило лишь 3 старца. Преподобный Никандр
был погребен в возобновленной им обители. В храме
упраздненной в 1764 году обители был придел во имя преподобного НикандраГородноезерского.