Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... религиозная статистика по России



[Text 643060 from CIS]

09 ноября 2006 года

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском
обществе представлены московскими социологами

Результаты масштабного социологического исследования "Реальная Россия", в
частности, по разделу "Религия и общество, были представлены Институтом
общественного проектирования на пресс-конференции в РИА Новости 8 ноября.
Как отметил руководитель социального отдела Института общественного
проектирования Михаил Тарусин, общероссийское исследование под общим
названием "Социальная стратификация современного российского общества"
является беспрецедентным по масштабу и задачам: по обширной анкете было
опрошено 15 тыс. респондентов; к сожалению, регионы исследования не были
указаны.

Представляя экспертам и журналистам результаты "религиозного" раздела
исследования, вице-президент "Медиа-союза" Елена Зелинская отметила, что его
результаты в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем
обществе. "Нельзя и даже преступно скрывать это от общества", – –
подчеркнула она, призвав прессу всемерно освещать данную тему. Михаил
Тарусин также отметил, что главный итог работы социологов – это разрушение
"некоторых мифов" и, в частности, мифа о том, что российское общество в
целом "равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего – старуха в
платочке".

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос "Какую религию вы
исповедуете?", назвали себя православными 62%, мусульманами – около 8%,
атеистами – 15%, "в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию"
– – 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе "другое": к ним социологи
причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее.

М. Тарусин особо обратил внимание на динамику роста православных: в 1991 г.
таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. – уже
две трети. Число же мусульман не меняется, отметил он, а вот атеистов стало
в два раза меньше. Социолог подчеркнул, что подобная динамика за столь
короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того,
он считает важным и "удивительным", что "освоение религиозного пространства
идет в формах традиционной религиозности".

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области – каковы критерии
"православности"? – специалисты проекта "Реальная Россия" отвечают, разделив
группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных – – 8,5
% активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются),
20,8% – – умеренных (в храме – 1 раз в месяц и реже), 21,3% – – пассивных
(заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62%
при подробном опросе оказываются и вовсе "нейтральными, неверующими", т.е.
относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам
удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих
исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных
увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989
г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа
православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс.
храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2015
г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов.
Ну а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35-40 тыс. храмов будут
регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными.

Опровергая мнение о "старушках", социологи создали портрет современного
российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на
75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а
средний возраст примерно такой же – 45,6 лет, что близко к средним значениям
по стране.

Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально
активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные
институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства,
проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные
(25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств
более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы
равенство свободе. "Вот электорат для "Единой России"!" – – воскликнул М.
Тарусин (институт, в котором он трудится, активно сотрудничает с этой
политической партией).

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений.
Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%)
мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего
перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом
преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов
в этом списке стоит на последнем месте (2,8% – православные, 6,5% – –
мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема
ксенофобии и национальной нетерпимости "искусственно раздувается в СМИ".

Доклад М. Тарусина был дополнен выступлением ответственного редактора газеты
"Церковный вестник" Сергея Чапнина, который рассказал о результатах более
скромного (2 тыс. респондентов) соцопроса, предпринятого в Интернете в
преддверии недавнего фестиваля православных СМИ. Исследование было посвящено
отражению ценностей современной России в СМИ. По словам С. Чапнина, этот не
вполне репрезентативный опрос все же подтверждает выводы Института
общественного проектирования и в части числа православных (здесь получилось
57%, но С. Чапнин приплюсовывает к ним еще 30%, считающих себя "вообще
христианами"), и в части некоторых ценностных установок. Один из главных
выводов второго исследования: ценности, пропагандируемые в светских СМИ,
диаметрально противоположны тем ценностям, которые сами люди считают
приоритетными.

Еще одно социологическое дополнение прозвучало из уст Андрея Осинникова – он
поделился данными соцопроса, проведенного осенью этого года в трех районах
Приморья. Несмотря на то, что в этом отдаленном регионе всего 3 православных
храма, около 60% респондентов считают себя православными, а треть из них
хотя бы раз в год ухитряются по бездорожью добраться в церковь. Большинство
опрошенных считают необходимым государственную поддержку православия в
регионе, а также введение в школах основ православия. Исследователь
посетовал на то, что в Приморье полторы тысячи человек из числа опрошенных
причисляют себя к различным религиозным организациям, которые А. Осинников
собирательно назвал "сектами": это Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого
дня, кришнаиты и другие.

Результаты исследований прокомментировали приглашенные эксперты. Главный
редактор журнала "Фома" Владимир Легойда призвал журналистов широко освещать
данные социологов, свидетельствующие о том, что религия перемещается с
периферии в центр общественной жизни и становится значимым общественным
фактором. Для зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина важно
социологическое подтверждение того, что ни 70 лет коммунистической
идеологии, ни 15 лет "промывания мозгов" в направлении идеалов общества
потребления не смогли искоренить в народе ценности, укорененные в Евангелии.
Вместе с руководителем пресс-службы Московского патриархата о. Владимиром
Вигилянским о.Всеволод обратил внимание социологов на необходимость
совершенствовать и выверять формулировки вопросов, касающихся религиозной
сферы, учитывая, что "вера в России всегда была невербальной".

Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид
Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов
исследования "Реальная Россия". Разделяя главный вывод – о возвращении
религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике "исламскую
составляющую" опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где
говорится о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их
численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя
разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что
не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета
муфтиев упрекнул в определенных "мировоззренческих приоритетах".

Председатель гильдии религиозной журналистики "Медиа-союза" Александр Щипков
выступил со своим обобщением: он считает, что "во все времена, во всех
регионах" соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная
задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько
качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных
следующим образом: "Если человек никогда в жизни не причащался и даже не
крещен, но верит в Бога и считает себя православным – значит, он
православный".

Результаты соцопроса "Реальная Россия" пока не опубликованы в интернете, но
А. Щипков обещал в скором времени представить их на портале "Религия и СМИ".

Источник: Благовест-инфо

В избранное