Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТЭЦЭ"

ДВА ВЕЛИКИХ СВЕТИЛА
История рождения рабби Шнеур-Залмана — основателя движения Хабад

Хасидизм возник во втором четверти 18-го века и стал одним из самых выдающихся
направлений в еврейской религиозной философии нового времени. Основателем хасидизма
был рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (1698—1760), уроженец Подолии (Украина), в те
времена входившей в состав Польши, где Баал-Шем-Тов (сокращенно — БЕШТ, или
Бешт) начал проповедовать свое учение. Это новое движение быстро распространилось
по всей Польше. Оттуда оно проникло в Белоруссию, Литву. Румынию и Венгрию.
С течением времени, в результате массовой эмиграции восточно-европейских евреев
в Америку в 1881—1914 гг., хасидизм укоренился практически во всех частях света.
Сегодня, более чем через два столетия после кончины его основателя, хасидизы
— мощная религиозная и социальная сила в жизни евреев.

В течение столетия с момента своего возникновения хасидизм охватил половину
еврейского населения Восточной Европы. Этот феномен был вызван социальными,
культурными и экономическими особенностями жизни восточноевропейских евреев
той эпохи.

Зная о духовном упадке охватившем широкие слои взрослого населения, и о том,
как остро в связи с этим стоит проблема образования молодежи, Бешт стал помогать
своим единоверцам — молодым и старым. Но поскольку общественная атмосфера была
неблагоприятной, он не мог действовать открыто. Будучи последователем другого
Баал-Шема — рабби Адама Баал-Шема из Ропщица, ученика рабби Йоэля Баал-Шема
из Замостья, Бешт начал свою деятельность подпольно. Еще 18-летним юношей Бешт
стал членом группы "тайных служителей" — бродячих мистиков (нистарим), последователей
рабби Адама Баал-Шема. Эти "тайные служители" ходили по городам и селам и пытались
воздействовать на религиозный и моральный уровень местных евреев. Во время своих
странствий Бешт изучил условия жизни молодежи. Он стал помощником учителя (меламеда)
и на какое-то время посвятил себя воспитанию маленьких детей.

После кончины рабби Адама Баал-Шема Бешт стал руководителем группы нистарим.
Когда в возрасте 36 лет Бешт открыто выступил как руководитель нового хасидского
движения, его последователи в разных общинах Польши уже основательно подготовили
почву для распространения хасидизма. Среди них было многе крупных знатоков Торы,
но Бешт был и оставался Учителем. Его связь с народом была прочной. Излагая
глубокие философские понятия, он нередко пользовался языком притч, метафор и
афоризмов, стремясь таким образом сделать эти понятия доступными для всех своих
слушателей.

Шнеур-Залман (Борухович) родился 18 Элула 5505 года (сентябрь 1745 г.) в маленьком
белорусском городке Лиозно Могилевской губернии. У его родителей — Боруха и
Ривки — было еще трое сыновей, которые впоследствии стали выдающимися талмудистами
и раввинами.

Раннее детство Шнеур-Залман провел на лоне природы, в поместье неподалеку от
Лиозно, где его отец был управляющим. Отец Шнеур-Залмана — реб Борух был, судя
по всему, человеком состоятельным. Он являлся членом Хевра Кадиша (Похоронного
Общества) в Лиозно, а также занимался благотворительностью, помогая семьям беженцев
из Богемии налаживать хозяйство в Лиозно. Сам реб Борух происходил из семьи,
жившей некогда в Богемии. Он был потомком знаменитого каббалиста рабби Йеуда-Лива
из Праги (1520-1609).

Как это случалось со многими другими выдающимися деятелями еврейской истории,
появление на свет Шнеур-Залмана сопровождалось разными предзнаменованиями, восходящими
к области мистики и сверхъестественного. Вот что рассказывают семейные предания
и хасидский фольклор о родителях Шнеур-Залмана и обстоятельствах его рождения.

Его отец, Борух, был членом общества последователей Баал-Шем-Това, выполнявших
свою просветительскую миссию в условиях строгой конспирации. В первые годы руководства
Бешта деятельность этих нистарим была настолько засекречена, что даже единомышленники
ничего не знали друг о друге. Только Бешт, а позднее и жена Боруха, Ривка, знали
о том, что он — член общества нистарим.

Ривка была образованным человеком. Она ежедневно изучала Тору, что в те времена
было необычным для женщины. Ее отец, рабби Авраам из Лиозно, отказался от должности
равнина, ибо захотел зарабатывать на хлеб физическим трудом — он работал садовником.
Тогда-то и нанялся к нему сторожить фруктовый сад молодой Борух. Серьезный и
рассудительный молодой человек понравился рабби Аврааму, и он выдал за него
свою дочь.

Свадьба состоялась в пятницу, 17 Элула 5503 (1743) года. Прошел год, а у молодой
четы все еще не было детей. Тогда Борух и Ривка отправились к Баал-Шем-Тову
за благословением. На праздничной трапезе (18 Элула) в день своего рождения
Бешт благословил Боруха и Ривку и пообещал, что ровно через год у них родится
сын. Даже Бешт не знал в то время, что душа, которой было суждено снизойти в
тело сына Боруха, была новой и чистой — никогда прежде не спускавшейся в наш
мир. Такие души — редки, ибо большинство спускающихся на землю душ просто перевоплощаются:
их посылают в земной мир, чтобы исправить ошибки или упущения, совершенные в
ходе их предыдущих жизней на земле.

Бешт, которому были открыты все небесные тайны, знал, что должно произойти нисхождение
на землю новой души. Такая душа готовится к этому нисхождению три года (все
остальные готовятся только год). Однако ему не было известно, в кого она вселится
— он не знал, что это будет сын Боруха. В праздник Рош-а-Шана ученики Бешта
заметили разительную перемену в поведении Учителя. Обычно "Дни Трепета" для
Бешта начинались с первого дня Элула, а заканчивались в Йом Кипур (Судный День,
10 Тишрея). Это время соответствует третьему сорокадневному периоду пребывания
Моше (Моисея) на горе Синай, когда он воззвал к "Тринадцати Атрибутам Милосердия"
Б-га и получил у Него прощение для своего народа за грех поклонения золотому
тельцу. Именно 10 Тишрея Моисей спустился с горы Синай со второй парой скрижалей,
на которых были высечены Десять Заповедей.

Для Бешта это всегда были торжественные и серьезные дни, когда он молился трепетно
и вдохновенно. Только после Йом Кипур и до конца Симхат Тора (Дня Радости Торы)
его служение было обычно исполнено нескрываемой радости. Поэтому всем показалось
очень странным, что в этот раз в Рош-а-Шана Учитель был так радостно настроен.
Это было заметно и тогда, когда он, по традиции, желал всем в Новом Году "быть
записанным в Книгу хорошего года", и когда он размышлял о Торе на трапезе, и
когда трубили в шофар, и во время молитвы Мусаф. Радость его стала еще более
явной после Йом Кипур. Ученики Бешта удивлялись его бурной радости, ибо не знали,
чем это объяснить.

Борух и Ривка провели осенние праздники в Межибуже — родном городе Бешта. Перед
отъездом домой они снова навестили Бешта. Их лица светились радостью, а когда
Бешт повторил свое благословение, то Ривка пообещала ему сделать все, чтобы
ее сын посвятил себя распространению Торы. хасидизма и учения Бешта.

Как уже говорилось, Ривка была образованной женщиной и регулярно занималась
изучением Торы. Однако она тщательно скрывала это от мужа. Теперь она решила
посвятить Торе еще больше времени. Она навестила свою золовку — жену витебского
равнина, чтобы попросить у нее совета: как ей молиться и изучать Тору во время
предстоящей беременности. Через некоторое время Ривка поняла, что благословение
Бешта сбылось. Хотя супруги были уверены, что Бешт об этом знает, они решили
известить его. В начале месяца Второго Адара Борух снова отправился в Межибуж.
Бешт пожелал ему Мазал Тов и велел передать жене некоторые указания. Борух отправился
домой в радостном расположении духа.

На четвертый день третьей недели Элула, 18 числа, в день своего рождения, Бешт
пребывал в необычайно веселом настроении. Он сам вел молитву, распевая ее на
радостные мотивы. Было ясно, что для него этот день — праздник. Во время трапезы
после молитвы Бешт сказал своим ученикам: "В четвертый день Творения на небосводе
воссияли светила. Сегодня, в четвертый день недели, недели, на которой читают
Афтору "Восстань, свети... (Исайя, 60), на землю спустилась новая душа, которая
осветит землю Светом открытого и скрытого учения Торы и будет самоотверженно
распространять хасидизм, готовя путь для прихода Мошиаха". Затем Бешт поделился
размышлениями на тему стиха "Этот утешит нас..." (Берешит, 5:29), согласно комментарию
Мидраш Танхума. В следующую Субботу во время трапезы Бешт опять беседовал на
тему стиха из Пророков "Восстань, свети, ибо пришел Свет твой, и Слава Б-га
над тобой воссияла" (Исайя, 60:1).

В день обрезания Шнеур-Залмана в Лиозно, 25 Элула, Бешт устроил трапезу, за
которой разъяснял стих "В восьмой день да обрежут его необрезанную плоть" (Левит‚
12:3), а через три дня темой его Субботней беседы был стих "Возрадуюсь я в Б-ге"
(Исайя, 61:10) - Афтора этой недели. И опять Бешт был в очень хорошем настроении.
Ученики не могли понять, что происходит, ибо не знали, что стали свидетелями
того, как их Учитель праздновал рождение Шнеур-Залмана, его обрезание и критический
третий день после обрезания. В эти дни беседы Бешта были связаны с судьбой новорожденного.

К Судному Дню 5506 года Борух приехал в Межибуж к своему Учителю. Еще до этого
Бешт посоветовал ему никому не рассказывать о рождении сына и не говорить, как
его назвали. Перед отъездом домов Борух получил от Бешта наставления о том,
что ребенка нужно воспитывать в строгости, постоянно держать его под присмотром
и ни в коем случае не показывать досужим сплетникам.

На следующий год Борух опять приехал к Бешту на осенние праздники. Учитель самым
подробным образом расспросил его о сыне и повторил, что к мальчику нужно относиться
с особой заботой и вниманием.

После праздника Сукот, когда Борух собирался домой, Бешт еще раз велел ему оберегать
сына, не рассказывать никому о его разумных поступках и не повторять его слова,
как это любят делать родители, похваляющиеся "достижениями" своих детей.

Прошел еще год. Снова Борух приехал в Межибуж и рассказал Бешту, что когда он
вернулся домой год назад, жена рассказала ему, что у ребенка превосходно развивается
речь. Кроме того, родители заметили, что у мальчика феноменальная память — услышав
однажды слово или фразу, он никогда их не забывал. Бешт дал еще ряд указаний
по воспитанию ребенка. Когда Борух попросил разрешения привезти сына к Бешту
в день, когда ему исполнится три года, для традиционного обряда первой стрижки.
Бешт сказал ему, что ребенка должны сопровождать его мать и тетя Двора-Лея и
что они должны прийти к нему 18 Элула после утренней молитвы.

Когда Борух приехал домой, он обнаружил, что за время его двухмесячного отсутствия
ребенок достиг новых успехов: читал наизусть многие псалмы, проявлял острый
ум и необыкновенную память.

Как и было условлено, в день, когда мальчику исполнилось три года, Ривка и Двора-Лея
— сестра Боруха привели его к Бешту. Отрезав несколько локонов с головы Шнеур-Залмана,
Бешт оставил, по традиции, пейсы и благословил его тройным Благословением Коэнов
(Числа, 6:24-26). Затем он пожелал им счастливого возвращения домой и успешного
Нового Года.

Всю дорогу маленький Шнеур-Залман спрашивал мать, кто был тот старик, который
отрезал ему волосы. Она отвечала: "Это был Зейде (дедушка)". Мальчик, конечно,
не знал, что придет время, когда он действительно станет считать Бешта "дедушкой"
как Учителя своего Учителя — рабби Дов-Бера, Магида из Мезрича, ученика и последователя
Бешта , которому был обязан своим духовным становлением.


Из книги Н. Минделя "Рабби Шнеур-Залман из Ляды".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное