НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЭТХАНАН"
К ЕВРЕЙСКОИ ЖЕНЩИНЕ
В главе Торы, читаемой на этой неделе, обсуждаются законы, которые регулировали
отношения между евреями и иноверцами в Ханаане: "Не вступай с ними в родство;
дочери своей не отдавай за сына его и дочери его не бери за сына твоего...".
На основании этого текста наши Мудрецы сформулировали известный принцип, по
которому ребенок, рожденный матерью-еврейкой, считается евреем независимо от
происхождения отца.
Ребенок наследует разные аспекты принадлежности к еврейству от обоих родителей.
В соответствии с комментариями РАШИ к предписанию "Исчислите все общество сынов
Израилевых по семействам их и по родам их", по отцу определяется принадлежность
ребенка к колену: "Тот, у кого отец принадлежит к одному колену, а мать — к
другому, считается относящимся к отцовскому колену". Подобным же образом по
отцу определяется принадлежность ребенка к Коаним (священникам), Левитам или
Израэлитам. Ребенок может быть Коэн, только если его отец Коэн, и т.д.
В связи со сказанным может показаться, что роль отца является определяющей.
Но при ближайшем рассмотрении этих правил становится ясно, что они определяют
скорее степень иудаизма, нежели его сущность. Решающим фактором в определении
принадлежности ребенка к еврейству является принадлежность матери к еврейству.
Если мать — еврейка, ребенок считается евреем в соответствии с еврейским законом.
Вывод очевиден. Если еврейская женщина хранит верность еврейству, еврейство
ее детей не вызывает сомнений. кем бы ни был ее муж. Только после того как еврейство
ребенка установлено по его матери, отец вносит свою долю, "степень" еврейства
— будет или не будет ребенок Талмид Хахам (знатоком Торы), будет или не будет
Левитом, будет или не будет Коэном и т.п.
И мужчины и женщины обязаны исполнять Б-жественные заповеди. Мужчина обязан
исполнять все 613 заповедей. Женщина, однако, освобождается от исполнения некоторых
позитивных предписаний, ограниченных определенным периодом времени, в знак признания
ее неотложных обязанностей по отношению к дому и семье.
Однако еврейская женщина обязана исполнять три конкретные заповеди, начальные
буквы которых образуют акроним А-ХЕЙН (милость) или имя ХАНА. Вот эти заповеди:
1. Хала — отделение от теста, приготовленного для выпечки хлеба, небольшого
кусочка, который не идет в вьшечку, а откладывается в сторону. После этого произносится
благословение, и позднее этот кусок теста сжигается.
2. Адлакат Нерот — зажигание Субботних и праздничных свечей.
3. Нида — законы, относящиеся к Таарат а-Мишпаха (семейная чистота). Из этих
трех заповедей две — Хала и зажигание свечей — могут также исполняться и мужчинами,
хотя они и считаются особой привилегией женщин, но одна заповедь доверена только
еврейской женщине и целиком принадлежит ей — заповедь Таарат а-Мишпаха.
В чем значение этой заповеди, целиком доверенной еврейской женщине?
Заповедь Таарат а-Мишпаха (семейная чистота), предписывающая омовение в Микве
и содержащая ряд правил, касающихся супружеских отношений, самым непосредственным
образом связана со способностью к деторождению. Произведение потомства — это
"дар бесконечности", заложенный в человеке. Человек может иметь детей, и его
дети, в свою очередь, — своих детей, и так далее, до бесконечности. И тем не
менее заповедь, контролирующая эту способность, полностью возложена на еврейскую
женщину
Можно ли представить себе более важную роль, чем та, которую Тора отводит еврейской
женщине!