НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТЭЦЭ"
ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ
В конце главы, читаемой на этой неделе. Тора призывает нас пользоваться правильными
мерами и весами. Сразу за этими строчками следует заповедь помнить о вероломном
нападении Амалека на евреев, только что вышедших вэ Египта. Великий комментатор
Торы Раши объясняет, что такое соседство вроде бы не связанных между собой предписаниЙ
несет в себе предостережение еврейскому народу: "Если вы будете пользоваться
подложными мерами и весами, берегитесь Б-жественного возмездия в виде нападения
врагов, ибо, как сказано в Притчах: неверные меры и весы противны Б-гу".
На первый взгляд, столь суровое наказание за пользование неверными весами кажется
непонятным. Ведь это преступление — лишь разновидность воровства, за которое
полагается значительно более мягкое наказание.
Кроме очевидного смысла выражения "неверные меры и весы" есть и более глубокое
его толкование. "Неверные меры" могут означать и двойной стандарт, применяемый
некоторыми людьми к вере. Всем известно, что быть довольным своей долей — очень
хорошее качество, В Талмуде сказано: "Кто богат? Кто доволен тем, что у него
есть". Таким образом, рассуждаем мы, можно удовлетвориться тем, чего мы достигли
в нашей религиозной практике. Если мы ходим в синагогу три раза в год — этого
достаточно! Если наши дети учат лишь часть Торы, которая нужна для церемонии
Бар-Мицвы ,— этого достаточно! Если еврейская школа пытается расширить помещение,
мы недоумеваем: "В Европе, когда я был ребенком, наша еврейская школа была настоящей
развалиной — и ничего, никто не жаловался!".
В повседневной жизни мы, однако, поступаем наоборот. Мы хотим достичь как можно
большего. Работаем по восемь, десять, двенадцать, пятнадцать часов в сутки,
и сколько бы мы ни заработали — этого нам всегда мало. Как бы ни возросли наш
уровень жизни и социальное положение, нам этого мало.
Именно этот вопиющий двойной стандарт — "неверная мера" — и является "противной
Б-гу". Ведь именно о материальном говорится в Талмуде: "Кто богат? Кто довольствуется
тем, что у него есть". В материальной жизни мы должны довольствоваться малым.
Но если речь идет о религиозных обрядах и образовании — мы никогда не должны
говорить: "Все! Я достиг совершенства".