Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЭТХАНАН"

Б-ГУ НУЖНА ДУША
В главе Торы "Ваэтханан", читаемой на этой неделе, содержатся строки из Шма,
ставшие неотъемлемой частью наших ежедневных молитв. Вот что говорится в них
о любви к Б-гу: "Возлюби Б-га, Всемогущего твоего, всем сердцем твоим, всей
душой твоей, всем существом твоим. И да будут эти слова, которые Я заповедаю
тебе сегодня, в сердце твоем. И обучай им детей своих, и возглашай их, сидя
в доме своем или находясь в пути... И повяжи их как знак на руку твою, и да
будут они напоминанием меж глаз твоих. И начертай их на косяках дверей дома
твоего и ворот твоих".

Вам, конечно же, неоднократно приходилось слышать: и слова "У меня доброе еврейское
сердце", и объяснения по поводу отхода от практического исполнения религиозных
предписаний тем, что иудаизм прежде всего требует "любить Б-га всем сердцем
твоим и душою и существом" и что "Б-гу нужна наша душа". Те, кто заявляет, что
самое главное — это любовь к иудаизму, игнорируют простое, понятное даже ребенку,
логическое суждение, а именно: если вы любите кого-то, вы делаете то, о чем
он вас просит; если вы утверждаете‚ что любите Б-га, то вы и должны делать то,
о чем Он вас просит.

Эти люди искажают значение цитируемых ими строк. Сразу же после заповеди "Возлюби
Б-га твоего" в ежедневной молитве Шма идут совершенно конкретные предписания:
"Повяжи их на руку твою, начертай их на двери твоей", а также "Обучай им детей
твоих", чтобы они также исполняли заповедь "Возлюби Б-га твоего".

Есть родители, не получившие, к сожалению, полноценного еврейского воспитания,
возможно, по причинам, от них не зависящим: например, их никто не учил иудаизму
или же они не смогли преодолеть препятствия личного характера. Поэтому их любовь
к Б-гу может оказаться неполноценной. Тем не менее они исполнены решимости дать
своим детям то, чего сами были лишены, — и лучшая проверка истинности любви
человека к Б-гу — направление, в котором он ведет своих детей.

Когда еврей жертвует деньги на йешиву, поддерживает синагогу или другие достойные
учреждения, — это, безусловно, прекрасно. Но это еще ничего не говорит нам о
том, как он растит своих собственных детей. Отец, обучающий детей надевать тфиллин,
укреплять на дверях Мезузу, начинать день словами Шма Исраэль и ими же день
завершать, действительно исполняет Волю Б-га. Он любит Б-га всем сердцем своим,
всей душой и всем существом своим. Довольствоваться лишь добрыми чувствами к
Иудаизму, исходя из того, что "Б-гу нужна душа", далеко не достаточно.

Родители, должным образом исполняющие заповедь "Обучай детей своих", получают
самую большую награду: поколение их детей сохраняет верность еврейскому наследию.
Тех, кто пренебрегает этой заповедью, напротив, ожидает горькое разочарование.
Мы все являемся свидетелями трагических последствий, к которым ведет пренебрежение
этой заповедью.

В наши дни, к несчастью, распространение получил ошибочный взгляд на роль родителей
в воспитании: им, дескать, не следует вмешиваться в дела своих детей или высказывать
им свое мнение. В лучшем случае они могут ненавязчиво рассказать о том, как
они смотрят на те или иные вещи. Эта ошибочная позиция укрепилась до такой степени,
что стала неотъемлемой частью педагогической системы и философии образования.
К сожалению, мало кто из родителей протестует против этой трагической ошибки.

Молчание старших перед лицом деградации их собственных детей, пассивное соучастие
в саморазрушении, которому предаются их дети, — это поистине трагическое явление.
Такая пораженческая позиция ("Что поделаешь с молодежью!") просто абсурдна.
Молодежь хочет знать правду и готова выслушать нас, если слова идут от сердца.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное