НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТЭЦЭ"
ПЛАЧ РЕБЕНКА
На следующей неделе, в восемнадцатый день месяца Элул, отмечается день рождения
двух великих представителей хасидизма — рабби Исраэля Баал-Шем-Това и рабби
Шнеур-Залмана из Ляды.
Неудивительно, что этому дню хасиды придают большое значение. Особый смысл несет
в себе и число 18, буквенный эквивалент которого на иврите дает слово хай —
"живой". Вот почему этот день получил назнание "Хай Элул". Считается, что он
"оживляет" и наполняет смыслом весь месяц Элул.
В жизни рабби Шнеур-Залмана, известного под именем Алтер Ребе, был такой поучительный
эпизод. Его старший сын рабби Дов-Бер (который впоследствии стал преемником
отца на посту Ребе), будучи женатым, жил в одном доме с отцом. Он отличался
изумительной способностью концентрировать внимание на том, что изучал. Однажды,
когда рабби Дов-Бер был погружен в изучение Торы, его ребенок, спавший в колыбели
в той же комнате, выпал из кроватки и заплакал. Отец не услышал его плача. Но
дедушка - Алтер Ребе, кабинет которого был на втором этаже и который в это время
тоже был погружен в занятия, - этот плач услышал. Он прервал занятия, спустился
на первый этаж, поднял ребенка, успокоил его и уложил спать. Отец же младенца
всего этого даже не заметил.
Впоследствии Алтер Ребе сделал замечание сыну: "Каким бы возвышенным предметом
человек ни занимался, он не должен оставаться глухим к плачу ребенка".
Эта история иллюстрирует один из основных принципов ХАБАДа — услышать плач попавшего
в беду еврейского ребенка. Это может быть и младенец, и школьник, "выпавший
из колыбели" подлинного еврейского образования, и взрослый человек, еврейское
самосознание и образование которого находятся на младенческом уровне. Души этих
"детей" плачут, ибо они живут в духовной пустоте, зачастую даже не осознавая
этого.
Каждый еврей, как бы он ни был погружен в свои самые благочестивые занятия,
должен услышать их плач, ибо нет ничего важнее, чем оказать помощь такому еврейскому
"ребенку" и вернуть его в еврейскую "колыбель".
"Живой источник", №123