НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ЭКЕВ"
ЧЕМУ УЧАТ РЕМНИ ТФИЛЛИН?
Глава Торы, читаемая на этой неделе, содержит известную заповедь о тфиллин,
или филактериях: "...и ты повяжешь их [слова Торы] как знак на руку твою, и
будут они напоминанием меж глаз твоих". Коробочки тфиллин, закрепляемые на левом
предплечье, на уровне сердца, и на голове, символизируют подчинение действий,
сердца и разума человека Всевышнему, а также подчинение эмоций разуму.
Поскольку изучение Торы требует интеллектуальных усилий, а молитва — это прежде
всего выражение эмоций, и в своей совокупности они затрагивают и разум и сердце,
то в чем же тогда заключается смысл тфиллин, в частности — ремней, которые "связывают"
еврея не только физически, но и духовно?
В такой стране, как Америка, где евреев не так много, еврейским детям зачастую
приходится расти в нееврейском окружении. Многие из них получают лишь самые
поверхностные сведения об иудаизме, а иногда вообще их не получают. Действительно,
с какой стати юноша должен встать на требовательный путь иудаизма? Ведь очень
часто ему рассказывают о его наследии "между прочим": "Ты — самостоятельный
человек, и ты сам, без всякого (избави Б-г!) давления, должен принять решение,
и мы, родители, не можем тебя ни о чем просить (ибо это тоже форма давления)
и ни в коем случае не ждем от тебя никаких жертв. Мы лишь объективно познакомим
тебя с различными идеологиями (конечно, мы расскажем и про иудаизм), а ты сам
сделаешь выбор".
Даже такие наставления дают детям только терпеливые родители, а терпение в наше
время — редкость. Кроме того, многие ли родители знакомы с основами иудаизма?
Им самим приходилось ограничиваться лишь внеклассными занятиями. А кто может
поручиться за религиозный, педагогический и моральный уровень их учителей?
Ремни тфиллин говорят с молодым евреем совсем на другом языке (и языке вполне
определенном). Они говорят ему: "В качестве первого шага на пути реализации
своих способностей ты должен повязать ремни тфиллин на руке и таким образом
дисциплинировать себя. Этот шаг — "мы исполним" — ведет к следующему — "мы услышим".
Когда ты выполняешь то, чего требует Б-г, ты обязательно в какой-то момент "услышишь",
т.е. осознаешь и поймешь. Совокупность всех Заповедей — это требование Б-га.
Ты говоришь, что ты — всего лишь бренное создание, лишь плоть и кровь и не готов
принять на себя все заповеди сразу? Хорошо, тогда выполняй их постепенно, но
помни, что заповедей — 613. В них — твоя жизнь, твое бытие. Каждый день исполняй
все, что можешь исполнить. В воскресенье делай то, что можешь сделать в этот
день, в решимости завтра сделать больше. Тогда в понедельник у тебя прибавится
сил и ты сможешь сделать то, что еще накануне казалось невыполнимым".
Каким же будет отклик нашей молодежи на этот урок ремней тфиллин? Наши юноши
будут настаивать, что они в состоянии исполнять заповеди, что они могут соблюдать
дисциплину. И они еще удивят старшее поколение. Наши юноши не станут просить
награду у Б-га, их не волнуют "дожди в свое время" (символ материального процветания,
обещанного Торой в награду за соблюдение заповедей). Они ищут путь, который
дает надежду на обретение истины.
В этом и заключается смысл тфиллин — "связать" — ограничить дисциплиной свои
руки, сердце и разум.