НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ДВАРИМ"
ИЗРАИЛЬ: ТОРА И ЗЕМЛЯ
Глава Торы Дварим, читаемая на этой неделе, повествует о том, что когда сорокалетнее
пребывание евреев в пустыне подошло к концу, Моше (Моисей) собрал всех сыновей
Израиля, чтобы обратиться к ним с предсмертным напутствием. Глаза, сердца, мысли
всех были сосредоточены только на одном: Святая Земля, Эрец Исраэль!
НЕДЕЛИМАЯ ТОРА
Тора - неделима. В ней нет "неважных", второстепенных страниц. Изучать Тору
и знакомиться с заповедями можно лишь постепенно, часть за частью. При этом
следует четко осознавать, что это - лишь начало, и только со временем все это
будет усвоено. Нельзя выдавать какую-то часть Торы, заповедей или иудаизма за
целое, ибо в этом случае изучаемая часть становится ложной и искаженной.
Два других компонента, входящих в структуру еврейства, обладают, как и Тора,
свойством неделимости. Каждый из них, а именно - еврейский народ и Святая Земля
Израиля, - жизненно важен для целого.
НЕДЕЛИМЫЙ ИЗРАИЛЬ
Еврейский народ - это совокупность, включающая "старейшин ваших.., и секущего
дрова твои, и черпающего воду твою", т.е. и величайших мудрецов и самых простых
работников. В момент Дарования Торы все без исключения должны были присvтствовать
у горы Синай; Моше, при всем своем величии, один не мог получить Тору. В неделимости
Торы усматривается параллель с единством еврейского народа. Любая буква. слово
или фраза так же жизненно важны для целостности Торы, как необходим самый, казалось
бы, незначительный человек для целостности Израиля. Торе важна каждая буква,
Израилю - каждый еврей.
НЕДЕЛИМАЯ ЗЕМЛЯ
В Земле Израильской жизненно важна каждая песчинка, каждая пядь. Как и Торой,
этой Землей нельзя овладеть сразу, целиком. Народ Израиля завоевывал ее пядь
за пядью, но Земля Израиля - едина. Вся она - Эрец Исраэль, и неважно, кто на
ней проживает в тот или иной период истории. Первоначально Йеошуа захватил только
Йерихон, но это была ключевая победа, ставшая залогом постепенного завоевания
всей Святой Земли. На это ушли многие годы.
Принадлежность к еврейскому народу - неотъемлемое свойство каждого еврея. Его
еврейство - это не внешний фактор, не внешняя примета, которую, как одежду,
можно надеть или снять. Еврей может тяжко согрешить; он может заявить о своем
желании быть "как все народы", но, невзирая на это, он - часть Израиля. Подобным
же образом нас можно изгнать с нашей земли, другие народы могут занять ее, но
ставшая однажды "Землей Израиля", она никогда не изменит своей сущности, как
не стала она землей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима или других народов, которые
временно правили ею. Принадлежность Святой Земли еврейскому народу - вечна,
непоколебима, неизменна.
Народы называют ее "Святой Землей" потому, что Тора провозгласила ее таковой.
Эта Земля - родина "святого народа". Нельзя ожидать, что Израиль откажется даже
от пяди предназначенной ему Святой Земли: "Вы владеете ею, вы сражались за нее,
почему же вы сомневаетесь, когда она по справедливости и по праву принадлежит
вам!"
"Нас изгнали, - говорим мы в наших молитвах, - из нашей земли" - нашей, хотя
в течение многих столетий мы были далеки от нее. Когда арестовали предыдущего
Любавичского Ребе, он сказал, что только тела наши можно сослать в изгнание,
но не души. Душа еврея - всегда в Эрец Исраэль. Изгнание, на всем своем горестном
протяжении, было следствием наших грехов, и как только мы ликвидируем причину
изгнания, оно придет к концу.
Речь идет не только о физическом, "за пределы Святой Земля", изгнании. Оно может
произойти и в самом Эрец Исраэль, если еврей, живущий там, не видит, что это
- особая земля, "Земля, на которую взгляд Б-га обращен от начала года и до конца
года", земля, где простой смертный может узреть Б-га. Когда рассматривают ее
просто как новую страну, лежащую к югу от Ливана, к западу от Иордании и несколько
севернее Египта, - это и есть изгнание!
Земля Израиля принадлежит народу Израиля, ибо дана ему по вечному завету с Авраамом
сорок столетий назад. Это законное наследие, которым Израиль вправе владеть,
но которое он не должен, не имеет права расточать или кому бы то ни было уступать.