НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БАЛАК"
ИСКРА ИУДАИЗМА
На этой неделе отмечался хасидский праздник Юд-Бейт Тамуз — двенадцатый день
месяца Тамуза, день освобождения из тюрьмы Предыдущего Любавичского Ребе, Рабби
Йосеф-Ицхака Шнеерсона. Публикуемый комментарий к этой недельной главе основан
на одной из бесед Предыдущего Любавичского Ребе.
В главе Торы, читаемой на этой неделе, рассказывается о событиях, произошедших
после того, как сыны Израиля стали станом у границ страны Моав. Балак, царь
Моава, пригласил знаменитого пророка Билама (Валаама), чтобы тот проклял еврейский
народ и навлек на него тем самым беды и несчастья. Билам поднялся на холм, с
которого хорошо был виден лагерь сынов Израилевых. Совершив несколько языческих
жертвоприношений. Билам стал ждать "вдохновения" для проклятий. Однако Б-г расстроил
его намерения, ниспослав на него истинно Б-жественное вдохновение: вместо того,
чтобы проклясть еврейский народ. Билам благословил его полными драматизма и
поэтической красоты словами.
В благословении Билама есть фраза: "...Я вижу его (Израиль) с вершины скалы
из кремня..." Комментаторы поясняют, что здесь имеется в виду непоколебимое
"основание" еврейского народа — его патриархи. Спустя много лет пророк Исайя
выразил ту же мысль, сказан своему народу: "Посмотри на скалу, от которой ты
отколот...". В оригинале слово "скала" передается словом "цур", что означает
также — "кремень".
Кремень обладает замечательным свойством — при ударе о другой камень он высекает
искры. Этого свойства он не утрачивает, даже пролежав в воде сотни и тысячи
лет. Еврейский народ — это кремень. Еврей никогда не утрачивает своего еврейства.
В душе еврея, даже если он многие годы был погружен в поистине "океанские" пучины
духовно опасных влияний, искра еврейства никогда не гаснет. Если приложить соответствующие
усилия, из Б-жественной искры еврейского самосознания можно разжечь бушующее
пламя.
Ни один еврей не должен считать ни себя, ни тем более других "потерянными" для
иудаизма. Эта мысль проходит красной нитью через многие работы нынешнего Любавичского
Ребе шлита Короля Мошиаха. Это убеждение — одна из главных движущих сил его
деятельности, направленной на повышение уровня изучения Торы и соблюдения Заповедей
всеми евреями.