НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ПИНХАС"
ОБ ОДНОЙ МЕЛОДИИ
Хасидизм отрицает пессимизм и предписывает служить Б-гу с радостью в сердце
и желанием приобщиться к Святости. В связи с этим хасидские песни и мелодии
занимают в жизни хасидоч важное место, ибо музыка позволяет рассеять в сердце
мрак безнадежности и заменить его светлой радостью. Поэтому первые хасидские
наставники сами сочиняли эмоционально насыщенные мелодии и поощряли к этому
других. Иногда хасидские композиторы находили "Б-жественную искру" в народных
мелодиях тех мест, где они жили (например на Украине и в Бессарабии), и использовали
их в своих сочинениях. Поэтому хасидские песни иногда поются на различных языках.
Через двенадцать лет после кончины основателя хасидизма Баал-Шем-Това его учение
возродилось в Движении ХаБаД, названном так по начальным буквам еврейских слов
Хохма (Мудрость), Бина (Понимание) и Даат (Знание), ибо эти три принципа являются
философской основой этого движения. ХаБаД использовал идеи учения Баал-Шем-Това,
придан им свои особые черты. Основатель движения ХаБаД Рабби Шнеур-Залман из
Ляды, известный под именем Альтер Ребе, развил и расширил идеи хасидизма. Кроме
того, он открыл новые глубины хасидской песни. Баал-Шем-Тов возродил для евреев
песню, а Альтер Ребе раскрыл душу хасидской мелодии.
Мелодии ХаБаДа отличаются от других хасидских мелодий. Они не всегда проникнуты
весельем и радостью, порой в них звучат тоска и мистические ноты. Примером ХаБаДской
песни (нигун) с глубокой моралью и интересным сюжетом может служить нигун "Шамиль"
("Песня Шамиля").
Более ста лет назад на Кавказе жил вождь дагестанского племени по имени Шамиль.
Русская армия воевала с дагестанцами, пытаясь отнять у них свободу. Дагестанцы
сражались храбро, и русским никак не удавалось их одолеть. Тогда русские генералы
предложили обманный мирный договор и таким образом заставили дагестанцев сложить
оружие. Сразу после этого они заманили Шамиля в ловушку и взяли его в плен.
Глядя из окна своей темницы, Шамиль вспоминал дни своей свободы. Он оплакивал
свое положение узника. Утешала его только надежда, что он вырвется на свободу
и власть и слава его станут еще больше, чем прежде. Именно эти чувства выражены
в печальной, но полной надежды песне.
Мораль. Душа, опустившись в этот мир с Небес, облачается в земное тело человека.
Это облачение — тюрьма для души, поэтому душа жаждет чистой духовной жизни.
Стремясь освободиться от "изгнания" в физическое тело с ее земными страстями,
душа направляет его на путь Торы и Заповедей.