НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ "МАТОТ-МАСЕЙ"
ГОРОДА-УБЕЖИЩА
Глава Торы, читаемая на этой неделе, повествует о том, как Моше (Моисею) было
заповедано создать "города-убежища" для евреев, которым суждено было войти в
Землю Обетованную. Еврейский Закон позволяет человеку, совершившему непредумышленное
или даже умышленное убийство, укрыться в одном из таких городов от мести родственников
убитого. Никто не имел права трогать его, пока он в ожидании судебного разбиратедьства
находился там. Чтобы облегчить беглецу путь, к городам-убежищам были проложены
широкие мощеные дороги. На перепутье были установлены большие указатели с надписью:
"УБЕЖИЩЕ! УБЕЖИЩЕ!", позволяющие выбрать правильное направление.
Тора — вечна. Ее повествования и законы всегда актуальны и являются руководством
для всех поколений, И хотя в наши дни законы о городах-убежищах не применяются
на практике, мы можем извлечь из них очень важный урок.
Многие евреи оказались сегодня на перепутье: одна дорога (жизнь по Торе) ведет
к счастливой, наполненной и в духовном и в материальном смысле жизни, другая
(без Торы и Заповедей) — к ассимиляцли и в конечном итоге к разочарованиям,
неудовлетворенности и горечи.
Наш долг — выйти на такие дороги и помочь евреям, находящимся в растерянности,
не знающим, в каком направлении идти, и крикнуть им: "Сюда! Убежище здесь!"
Сверните направо, и вы придете в город-убежище. Там вы сможете укрыться от "мстителя"
— искусителя и сил зла, которые хотят вашей духовной гибели. Не сворачивайте,
избави Б-г, налево — этот путь ведет к духовному упадку!".
Однако некоторые не хотят выступать в роли "проводников" или "дорожных указателей"
для недостаточно осведомленных евреев, ибо для этого нужно "опуститься" на их
уровень или выйти из своего безопасного дома и постоянно стоять на дорогах.
К тому же всегда есть опасность попасть под влияние этих менее просвещенных
людей. Тем не менее долг всех и каждого из нас — быть таким "указателем", ибо
именно таким путем мы исполняем наше предназначение, как говорил Баал-Шем-Тов:
"Иногда душе приходится спуститься в земной мир и жить в нем 70 или 80 лет с
единственной целью — помочь всего лишь одному еврею материально и особенно —
духовно".
Каждый еврей обязан помогать своему ближнему в материальных вопросах (даже наибеднейший
может найти способ сделать это). Точно так же в сфере духовной мы все обязаны
помогать нашим менее осведомленным собратьям, стоя на дорогах и с готовностью
указывая им путь, который ведет в "город-убежище" Торы — путь к синагоге, путь
к кошерному дому, путь к полноценному еврейскому образованию детей.
БЛЕСТЯЩИЕ МОНЕТЫ
В главе Торы, читаемой на этой неделе, рассказывается о дочерях Целафхада —
мудрых и добродетельных женщинах. Их традицию сохранили и достойно продолжили
последующие поколения еврейских женщин. Этой теме посвящена одна хасидская история.
Один из хасидов Альтер Ребе — реб Гавриэль и его жена Хана-Ривка прожили вместе
двадцать пять лет, но детей у них не было. Реб Гавриэль был зажиточным витебским
купцом, но тяжелые времена и преследования разорили его. Альтер Ребе в это время
хлопотал об освобождении нескольких заключенных-евреев. Чтобы заплатить за них
выкуп, нужно было очень много денег, и Ребе пытался собрать эту сумму среди
своих последователей. Все рассчитывали, что реб Гавриэль сможет пожертвовать
определенную сумму, но у него ее не было. Он очень расстраивался из-за того,
что не может должным образом принять участие в исполнении великой заповеди Пидьен
Швуим ("Вызволение пленников").
Узнав о причине горя своего мужа, его жена продала свой жемчуг и другие украшения
и набрала нужную сумму. Она почистила и отполировала монеты так, что они ярко
засверкали, а затем, помолившись о том, чтобы удача засияла для заключенных
так же ярко, отдала монеты реб Гавриэлю для передачи Ребе.
Приехав к Алтер Ребе в Лиозно, реб Гавриэль положил на стол перед Ребе сверток
с монетами. По просьбе Ребе он развернул его: монеты сверкали необычайно ярко.
Альтер Ребе погрузился на некоторое время в размышления. Затем он сказал: "Из
всего золота, серебра и меди, что приносили евреи на строительство Мишкана (Передвижного
Храма), сверкал только медный сосуд для омовений". (Он был сделан из небольших
медных зеркал, которые еврейские женщины радостно жертвовали на нужды Храма.)
"Скажи мне, — продолжил Ребе, — где ты взял эти монеты?". Реб Гавриэль рассказал
Ребе о своих бедах и о том, как его жене Хана-Ривке удалось собрать нужную сумму.
Альтер Ребе, опустив голову, надолго задумался. Затем он благословил реб Гавриэля
и его жену и пожелал им детеЙ, долгих лет жизни, богатства и милости от Всевышнего,
посоветовав при этом реб Гавриэлю закрыть его дело в Витебске и заняться торговлей
драгоценными камнями.
Благословение Ребе полностью сбылось. Реб Гавриэль "носей хен" ("Милосердный"),
как стали называть его, стал богатым человеком и отцом — у него родились сыновья
и дочери. Он умер в возрасте 110 лет, а жена пережила его на два года.
"Монеты благотворительности" (материальной и духовной) и числом и достоинством
могут быть точно такими же, как обычные монеты, но когда заповедь исполняется
от чистого сердца и с радостью, она приобретает бесконечно большую ценность
и озаряет своим светом всю жизнь человека.