НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БАЛАК"
ДНИ ПОСТА
17 Тамуза — день поста. С него начинаются так называемые "Три Недели", которые
считаются полу-траурными (как и дни "отсчета Омера". Завершаются они 9 Ава другим
постом — Тиша-бе-Ав.
Эти посты напоминают нам о трагических событиях, происшедших в ранний период
истории нашего народа, и в первую очередь о разрушении Храма.
В разные эпохи 17 Тамуза произошло пять бедствий:
1) были разбиты скрижали, полученные Моше (Моисеем) на горе Синай;
2) прекратились ежедневные жертвоприношения;
3) были разрушены участки крепостной стены вокруг Иерусалима;
4) некий Апустмус — командир римского оккупационного гарнизона — публично сжег
свиток Торы;
5) в Святом Храме был поставлен идол.
Первое из этих событий произошло в 2448 году от сотворения мира, в год Исхода.
Через три месяца и два дня после освобождения сынов Израиля из египетского рабства
и всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай они начали поклоняться
золотому тельцу, совершив тем самым тяжкий грех идолопоклонства. Моше (Моисей)
спустился с горы Синай со скрижалями, на которых Б-г начертал десять Заповедей,
и, увидев литое изваяние тельца, разбил скрижали. С большим трудом Моше удалось
вымолить у Б-га прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым
днем для нашего народа, ибо грех не был искуплен полностью.
Прошло почти девять столетий. Сыны Израиля поселились в Земле Обетованной. У
них были короли, первосвященннки, пророки. Но десять Заповедей снова были нарушены:
сыны Израиля забыли Тору. В 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией.
В итоге в 3338 году был разрушен Храм и потеряны земля и свобода.
Колесо истории продолжало вращаться. Народ усвоил преподанный ему урок, раскаялся
и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм. У народа были такие отважные
и верные вожди, как Маккавеи. такие великие ученые и учителя, как Таннаим, но
"царство священников и народ святой" снова стали нарушать предписанные им нормы
и правила. Их постигло Б-жественное наказание: Иерусалим снова был осажден.
На этот раз римлянами. Осада продолжалась долго. В городе начался голод, и —
опять 17 Тамуза — в Иерусалиме не осталось жертвенных животных для приношения
в Храме: каждый день утром и вечером в Храме совершались жертвоприношения от
имени всего еврейского народа, и каждый еврей ощущал, что между ним и его Творцом
существует прямая связь. Теперь, когда эта связь прервалась, народ почувствовал
ужас постигшего его несчастья.
Осада продолжалась, и — опять-таки 17 Тамуза — римляне, пробив брешь в стене
Иерусалима, захватили Святой город. За поражением последовали разрушение Храма
и изгнание. Это случилось в 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения
Первого Храма.
Все эти беды нанесли тяжелый удар духовной жизни нашего народа. Однако благодаря
Всемилостивому мы пережили их, как пережили многие другие бедствия, постигшис
нас за долгую историю жизни нашего народа.
Мы смогли их пережить, так как поняли, что "за грехи наши мы были изгнаны из
земли нашей". Принимая Тору на Синае, мы взяли на себя очень высокие обязательства.
Святая Земля была дана святому народу с условием, что обитать на ней он сможет
только в том случае, если будет выполнять взятые обязательства. Бедствия в нашей
истории послужили уроком нашему народу и приблизили нас к Б-гу и Торе.
Чаша наших страданий уже переполнилась. Вскоре сыны Израиля, преданные нашей
Торе, увидят просвет в "тучах". Недаром после трех отрывков "увещевания" из
книги "Пророки" читаемых в течение "Трех Недель", мы будем читать семь отрывков
"утешения", в которых пророк Исайя предрекает полное Освобождение с приходом
праведного Mошиаха.