НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАИКРА"
МЕСЯЦ НИСАН
“По одному вождю в день пусть приносят жертву свою для освящения жертвенника.
И в первый день принес жертву свою Нахшон сын Аминадава из колена Йеуды” (Бемидбар,
гл. 7, раздел Насо).
1. Первые 12 дней месяца Нисан в утренней молитве читают дополнительные отрывки
из Торы о жертвенных подношениях предводителей колен (наси). В эти дни не произносят
печальные молитвы “Таханун”, т.к. “...с первого Нисана (день, когда в пустыне
впервые поставили переносной храм Мишкан) и до тринадцатого приносили вожди
колен от своего имени жертвенные подношения для освещения жертвенника, каждый
в свой день, и день подношения был для данного вождя праздничным” (“Шулхан Арух
а-Рав”, “Тур” на “Ор а-Хаим”). А поскольку вместе с семью днями Песаха выходит,
что “большая часть месяца прибывает в святости” (“Шулхан Арух дэ Рав”), то “таханун”
не читают весь месяц Нисан.
Есть в этом одна странность: хотя все, о чем говорит Тора, пребывает вечно,
однако же мы не находим, чтобы в порядке молитв установили упоминать каждое
событие, но лишь наиболее общие и фундаментальные, как выход из Египта и подобн.
Если так, тогда отчего же упоминание о приношениях вождей (наси) установлено
на все времена? Ведь это событие было а) лишь однажды и б) в Мишкане (т.е. не
только до нынешнего галута, но и прежде и Второго Храма, и вавилонского плена,
и Первого Храма!). Вдобавок, упоминание это установлено двойным способом - а)
чтением отрывка “Наси” и б) прекращением чтения молитвы Таханун.
2. По окончании чтения отрывка “наси” говорят следующую молитву: “...Да будет
воля Твоя, Превечный, Б-г мой и Б-г отцов моих, что если я Твой раб их колена
(имярек), о вожде которого читал я в Торе Твоей раздел “Наси” сего дня, то да
озарят меня все искры и все отблески от святости сего колена, дабы понимать
и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою во все дни жизни моей
- и я, и потомство мое, и потомки потомков моих отныне и вовеки, амен”.
То есть, каждый еврей (а не только особо избранные) молится, чтобы его озарили
все искры... от святости сего колена”. Более того, он просит не о сокрытом и
неощутимом воздействии, но чтобы этот свет в действительности влиял на его служение
“дабы понимать и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою”; и более
того: “во все дни жизни моей - и я, и (более того) потомство мое, и потомки
потомков моих (притом таким образом, что) отныне и вовеки”!
Поскольку не принято в молитве просить о чуде, ясно, что эта просьба для каждого
еврея может осуществиться естественным путем, несмотря на непроницаемую духовную
тьму нынешнего галута. Еврейская молитва исполняется вообще, а тем более, когда
молится множество народа, да еще завершают ее словом “амен” (от “эмет” истинно),
что придает ей особую благославляющую и победоносную силу.
Тогда получается, что постоянное, на протяжении поколений, упоминание о приношениях
вождей для освящения жертвенника (путем чтения отрывка “Наси”) не просто воспоминания
о давних делах, но протяженное в вечность действие, причем такое, что на самом
деле “все искры и все отблески от святости сего колена” светят “дабы понимать
и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою во все дни жизни моей
и я, и потомство мое, и потомки потомков моих отныне и вонеки”!
3. Теперь возникает новый вопрос: как может быть, что каждый еврей читает все
12 разделов “Наси”, и после каждого чтобы озарили его отблески “от святости
сего колена”? Ведь можно принадлежать лишь к одному колену (да и из формулировки
“...что если я отношусь к колену”... понятно, что может быть и не относится
к нему).
А если так, то выходит, что одиннадцать раз из двенадцати он читал молитву,
не имеющую отношения к нему.
Надо сказать, что каждый еврей включает в себя всех остальных (другие колена),
и настолько, что способен получать свет святости от всех колен; и тогда формулировка
“Да будет воля Твоя” на самом деле может быть выражением уверенности в том,
что в результате молитвы “озарят меня все искры и все отблески от святости колена...”
и т.д., ибо не исключено, что данный еврей имеет отношение ко всем коленам.
И это подобно тому, что сказал Ребе Шолом Дов-Бер (РаШаБ): что даже коэн и леви
(они-то уж точно из колена Леви) каждый день должны говорить отрывок “Наси”
и “Да будет воля...”
Теперь, когда еврей прочел все 12 отрывков “Наси” с “Да будет воля после каждого
а Пресвятой, Он благословен, исполняет такие просьбы, в нем светят “все искры
и все отсветы” от каждого из колен а в них заключены искры святости всего мира
(который ради евреев создан); и известно, что 12 колен проявление всех возможных
способов служения (12 общих типов служения).
Понятна теперь сила воздействия отрывков “Наси” на то, чтобы “понимать и постигать
Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою”, ибо воздействие это производится
протяжением “искр святости” от всех колен. Теперь можно объяснить, в чем особый
смысл приношений глав колен и чтения отрывков о них.
4. Освящение жертвенника положило начало евреискому служению на все времена.
В этом оно схоже с воспитанием ребенка: как воспитанием создается фундамент
всего будущего служения воспитанника, так освящением жертвенника был заложен
фундамент служения в Мишкане, а оно - цель служения человека на все века, как
сказано: “И сделают Мне Святилище, и поселюсь внутри вас” (гл. Трума, 28, 8).
По этой причине а) все колена приняли участие в освящении - т.к. в них заключены
все типы служения Б-гу; б) жертвенные приношения на освящение жертвенника были
именно от вождей “ибо наси это все” (Раши на гл. Хукат, 21, 21), т.к. наси -
вождь - един со своим коленом, а через это и со всем еврейством (со всеми коленами).
Теперь ясен смысл установления на все времена вспоминать о приподношениях вождей,
ибо воздействие этого события не ограничено во времени, ощутимо и действенно
влияние его на служение каждого еврея, даже в нынешней непроницаемой тьме галута
тем, что светят все “искры святости ...чтобы понимать... во все дни жизни моей...
отныне и навеки”.
5. В силу сказанного выше, из особенностей месяца нисан следует выделить: а)
вечность категории наси - главы еврейского народа, ибо каждый наси в своем поколении
то же, что первый наси (Моше) в своем поколении; б) единство каждого еврея (и
в каждом поколении) с главой еврейского народа, проистекающее из того единства,
что было в дни освящения жертвенника - связь, протяженная в вечность.
Следует сказать, что взаимосвязь еврейских вождей с месяцем нисан особенно подчеркнуто
проявилась в связи с наси нашего поколения, моим святым учителем и тестем (Ребе
Раяц).
Второго нисана ушел из мира наси Ребе Шолом Дов-Бер, и в тот же день занял его
место его сын наси Ребе Раяц. И в обоих обнаруживается проявление категории
вечность - как в вещах материальных, так и в их связи с каждым отдельным евреем
(а каждого еврея - с ними).
Покидая мир, Ребе Рашаб сказал: “Их гейн ин гимл; ди ксовим лоз их эйх” (я ухожу
на небеса, а писания - хасидизм - оставляю вам).
Вот как следует это понять: “Праведники подобны их создателю (Мидраш Рабо);
как Б-г “поместил себя в свою Тору”, и так и праведники “помещают” себя в свои
писания. Именно это имел в виду сказать Ребе Рашаб, говоря “Я ухожу на небеса,
а писания оставляю вам”: всякий, изучающий его труды, объединяется с ним самим
(постольку, поскольку вместил себя в свои писания), с той его сущностью, что
находится в положении “вознесения в небеса”.
Но поскольку “писания” пребывают внизу, в материальном мире, то через них и
Ребе находится в материальном мире; т.е. таким образом материально проявляется
связь между наси и евреями.
То же самое можно сказать и про его сына и преемника - р. Йосеф-Ицхака (Раяц)
через его писания, книги и вещи мы объединяемся с ним и материально, и (духовно)
с его сущностью.
6. Став наси, Ребе Раяц в первом своем маамаре подчеркнул именно этот аспект.
Все, через что или посредством чего открывается Его воля - как, например, мицвы,
облекшиеся в материальные предметы (пергамент мезузы, шерсть цицит) - становятся
как бы сосудами для святости, источник которой - сам Б-г. Поскольку Он существует
независимым и самостоятельным и вечным существованием, тон Его проявления, именуемые
“свет” и “святость”, существует независимым и вечным существованием. В результате
то, что использовали для целей служения, остается в состоянии святости навсегда.
Вот что пишет Ребе Раяц: “Место Торы и служение праведника несут отпечаток его
святости даже после перехода его от жизни тела к жизни истинной, и отсвет от
света его служения остается на этом месте. Иными словами, на том месте, что
он учил и исполнял там Тору, и на всех предметах, которые он ис- пользовал для
служения, пребывает святость его трудов по исправлению мира”.
В связи с этим он приводит рассказ своего отца: “Однажды я видел, как мой святой
отец вошел в комнату своего отца (ребе Шмуэль), и все там было как при его жизни;
он вошел подпоясавшись как для молитвы, встал перед столом напротив его кресла,
и губы его шевелились и он сильно плакал”.
7. Из рассказа ясно, что Ребе вошел в комнату на ехидут аудиенцию точно так
же, как при его жизни! (И слово “йехидут” говорит об объединении йехиды - высшего
уровня Б-жественной души - вошедшего с йехидой Ребе).
Так же тот, что соединятся с праведником посредством изучения его книг, получает
из категории независимого вечного существования святости праведника и наси,
в результате чего в нем начинают светить “все искры и все отблески от святости”
главы поколения, а уж это ведет к тому, чтобы “...понимать и постигать Тору
Твою” (включая книги и писания наси), а также “в трепете исполнять волю Твою
во все дни жизни моей - и я, и потомство мое, и потомки потомков моих отныне
и вовеки”.
8. Сила учения в том, что оно приводит к действиям исполнению мицвот. В частности
таких, которые ограничены во времени, в т.ч. Песаха: готовиться самому и помогать
в подготовке другим. Позаботиться, чтобы у каждого было все необходимое как
в материальном, так и в духовном плане (знать законы Песаха, начиная с подготовки,
и кончая порядком проведения седера).
9. Каждый еврей (равно мужчины, женщины и дети) должен превратить свой дом,
свою комнату в “малое святилище” - место пребывания Торы, молитвы и добрых дел,
так что материальные предметы (стол, стул и т.д.) станут инструментами священного
служения, т.е. будут служить для нужд учения, молитвы и милосердия.
Особенно следует обратить внимание на воспитание детей. С самого начала привлечь
их к подготовке и проведению праздника Песах; принять меры, чтобы малыши не
заснули за пасхальным столом и чтобы задали четыре вопроса. Необходимо также
позаботиться, чтобы у каждого ребенка был свой молитвенник, Тора, баночка для
пожертвований и, разумеется, агада с картинками.
А когда комната, стол, кровать и пр. превратятся в “малое святилище”, войти
туда “подпоясавшись гартлом” и встать “перед столом”, исполняя требование “Знай,
перед Кем ты стоишь!” (Брахот, 25, 2), и начать говорить со слезами радости,
как сын с отцом. Как единственный сын у престарелых родителей (ведь “сыны вы
Б-гу вашему”), Исраэль с Отцом своим небесным*. Будет доволен Отец, а удовольствие
Творца удовольствие творения.
А полностью все сказанное здесь откроется в виде “большого Святилища” Третьего
Храма, а в нем в Святая Святых, месте раскрытия аспекта единства Всевышнего,
йехиды мира. Там йехида каждой еврейской души соединяется единой связью с высшей
йехидой, йехидой Мира. Придет это с истинным и полным избавлением силой праведного
Мошиаха в ближайшее время и в материальном виде.
*Из маамара Баал-Шем-Това: “Каждый еврей дорог Всевышнему как единственный сын,
рожденный родителями его в старости и даже еще дороже” (Кетер Шем Тов).
Беседа Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха 5 нисана 5747 г. 1987 г.