НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТИСА"
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — ПРЕЖНИЙ И НЫНЕШНИЙ
В главе Торы, которая читается на этой неделе, содержится рассказ об идолопоклонстве
евреев — их поклонении золотому тельцу.
"Новые интерпретации" иудаизма не связаны с прогрессом науки, как нас порой
пытаются уверить. Развитие науки не требует изменений в Торе. Первые попытки
"модернизировать" иудаизм делались почти одновременно с началом нашей истории.
Уже через 40 дней после того, как с горы Синай прозвучали Десять Заповедей,
евреи начали поклоняться золотому тельцу. Они не отрицали своего еврейства —
нет, они объявили: "это твои боги, Израиль" — вы по-прежнему — Израиль, хотя
теперь ваш бог — золотой телец.
Совершенно ясно, что эти "толкования" не были результатом увеличившегося объема
знаний, прогресса человечества или же более глубокого постижения сути, а являлись
порождением "йецер а-ра" (сил зла внутри человека). Это совершенно очевидно:
мы видим, что "новые интерпретации" иудаизма не являются отличительным признаком
нашей эпохи (как ошибочно полагают многие): неприглядный счет отклонений от
Торы начался с поклонения золотому тельцу и продолжается на протяжении всей
истории нашего народа.
Едва евреи достигли Святой Земли, как тут же появились почитатели идолов Ваала.
Хотя Земля Израильская с изначально присущей ей святостью не смогла уберечь
евреев от влияния окружающих идолопоклонников, даже отступники не отвергали
своей связи со Святой Землей. Несколько колен Израилевых продолжали служить
Б-гу, а другие поклонялись ханаанским богам. Чем же все это завершилось? Еще
при жизни одного поколения отступники, поклонявшиеся Ваалу, вернулись к сохранившим
верность Б-гу коленам Израиля.
Затем наступил период Первого Бейт а-Микдаш (Священного Храма). Появился один
нечестивец по имени Иеравам, который утверждал, что можно оставаться евреем,
но при этом вовсе не обязательно делать усилия и ходить на поклонение в далекий
Иерусалим, когда есть золотой телец в колене Дана, что на севере, и другой —
в Беер-Шеве, на юге, — это намного удобнее, чем идти в Иерусалим! И кроме того,
объяснял Йеравам, традиционные жертвоприношения можно совершать и в этих новых
местах, с соблюдением всех деталей ритуала. Так продолжалось несколько столетий,
пока золотые тельцы Иеравама не были окончательно отвергнуты.
В Вавилонском изгнании у евреев было несколько сект, как и в период Второго
Храма, и позже, вплоть до наших дней. Практически по каждому периоду нашей истории
существует достаточно свидетельств, говорящих о том, что попытки ввести новшества
и изменения в иудаизм никак не зависят от уровня развития науки и культуры,
а являются результатом отчуждения от иудаизма (каковы бы ни были причины такого
отчуждения). И когда евреи отходят от иудаизма, они пытаются обмануть себя словами
"это твои боги, Израиль", — пусть это даже золотой телец вместо Единого Б-га,
возгласившего: "Я — Б-г Всемогущий твой, Который вывел тебя из земли египетской".
"Новшества" и "современные интерпретации" не только не являются признаком интеллектуального
прогресса, а, наоборот, свидетельствуют о духовной скудо сти: сегодня даже больше,
чем когда-либо в прошлом, ибо поклонявшиеся золотому тельцу могли подумать,
что были правы — у них еще не было исторического опыта, который мог бы ясно
указать им на ошибку. Ошибочно, хотя и вполне "благочестиво", они могли бы объявить,
что Тора имела значение только в течение сорока дней, а на сорок первый — нужен
новый бог. Но сегодня, когда история так ясно показала, что все течения, отходящие
от Торы, не способны надолго сохранить принадлежность к еврейству, мы не имеем
права совершать подобные ошибки.
По беседам Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха