НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТИСА"
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ААРОНА
В этой недельной главе рассказывается о трагическом духовном поражении, которое
потерпели евреи, впавшие в грех идолопоклонства. Аарон, с присущей ему глубокой
любовью ко всем евреям, пытался сделать все возможное, чтобы предотвратить их
ошибку.
Наши Мудрецы учат: "Будь последователем Аарона... люби все создания и приближай
их к Торе". В этом уроке содержатся два указания. Одно из них — не совсем обычное
употребление слова "создания" (а не "люди", "человечество" и т.д.) подразумевает,
что мы должны приближать к Торе всех людей, даже тех, кто не имеет других достоинств,
кроме того, что они — создания Б-га.
Второе указание касается того, как именно мы должны воздействовать на других.
Мы должны приблизить их к Торе в ее цельном, полном и бескомпромиссном варианте,
а не "приближать" Тору к ним; мы не должны "перекраивать", "урезать" или приспосабливать
ее, в соответствии с потребностями других людей.
Мы должны постоянно стараться приблизить всех евреев, кем бы они ни были, к
осознанию еврейских ценностей. Хотя предполагается, что нам придется иметь дело
и с совсем далекими от религии людьми, мы не должны ни в чем уступать своих
позиций. В беседах с другими мы не должны, избави Б-г, идти на компромиссы в
вопросах, касающихся Торы и Заповедей. Если человек тонет, мы должны прийти
на помощь, но при этом следует соблюдать осторожность, чтобы, спасая другого,
не утонуть самому!
Некоторые не согласны с таким подходом. Они говорят: "Если я могу привлечь еврея
к иудаизму, к чему мне мелочные расчеты? Я пойду на небольшие уступки в вопросе
о совместном пребывании в синагоге мужчин и женщин или в других подобных мелочах,
но зато синагогу начнут посещать гораздо больше людей, которые тем самым станут
ближе к иудаизму".
Нередко приходится слышать и другое мнение. Его сторонники рассуждают примерно
так: в традиционной еврейской общине, конечно, необходимо очень строго следить
за соблюдением любой мелочи, когда речь идет о Законах Торы. Но когда мы живем
в обществе, где существует противостояние Торе и Заповедям, надо проявить гибкость
и уступить в "менее важных" вопросах, чтобы сохранить соблюдение "главных" предписаний.
Все это можно сравнить только с поведением человека, который в мирное время,
в своем собственном доме, постоянно вооружен до зубов, поскольку так он чувствует
себя увереннее. Однако когда во время войны он идет в бой, он вообще не берет
с собой оружия — во-первых, чтобы не показывать, что он солдат вражеской армии,
вовторых — чтобы облегчить себе передвижение и, при необходимости, маневрирование.
Абсурдность подобной позиции не нуждается в комментариях.
Много лет назад на конференции раввинов обсуждался вопрос о путях укрепления
иудаизма. Один из участников сказал, что, по его мнению, чтобы спасти положение,
нужно проявить некоторую "гибкость". "Вода для питья, — сказал он, — должна
быть чистой. Но когда водой тушат пожар — не имеет значения, чистая она или
грязная".
Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон также присутствовал
на этой конференции. Он резко возразил: "Ваше рассуждение справедливо только
в том случае, если вы на 100% уверены, что у вас в руках действительно вода,
и сомнения касаются лишь того, достаточно ли она чиста; однако если у вас в
руках вовсе не вода, а керосин — тогда вы не только не сумеете погасить пожар,
но, напротив, разожжете огонь еще сильнее, хотя керосин — тоже жидкость".
По беседам Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха