Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТИСА"
ЦДАКА — ПОДАЯНИЕ ИЛИ ДАР?

Продолжается месяц Адар, освященный праздником Пурим. В связи с этим уместно
рассмотреть смысл одной из важнейших Заповедей Пурима — "Мишлоах Манот".

ДАР. Заповедь "Мишлоах Манот" предписывает нам посылать еду своему другу и делать
подарки нуждающимся. Стоит отметить, что Мегила ("Свиток Эстер") называет такую
помощь нуждающимся словом "дар", а не термином Цдака (благотворительность, милостыня),
обычно употребляемым в Торе. Причина здесь — в существенной разнице между благотворительным
пожертвованием и даром.

Цдака подается обездоленным, потому что они нуждаются в помощи. Она рождается
из чувства сострадания к ближнему. Подарки делаются совсем из других побуждений.
Как объясняет Талмуд, подарок подразумевает, что получающий его приносит дарящему
радость и удовлетворение. Подарком дарящий выражает получающему свою признательность.

Именно об этом говорят слова из Мегилы, которые должны внушить нам правильное
отношение к благотворительности. Помощь нуждающимся нельзя рассматривать только
как акт любезности, милость высшего к низшему; она должна оказываться и как
дар, который приносит чувство удовлетворения дарящему. Это чувство рождается
у человека, когда он понимает, что только благодаря бедным людям он может исполнить
эту великую Заповедь, которая по значению равна всем остальным Заповедям!

Благодаря нуждающимся он приобретает эту великую заслугу. Эта мысль, разумеется,
порождает чувство удовлетворения и понимание того, что бедный человек, с помощью
которого он смог выполнить эту великую Заповедь, заслуживает щедрого подарка.
Это можно сравнить с символическим подарком в знак благодарности человеку, при
содействии которого без особых затрат и усилий была заключена чрезвычайно выгодная
деловая сделка.

ЦДАКА — благотворительность, однако даже представление о ней у евреев коренным
образом отличается от подобных представлений у других народов. На всех языках
слово "благотворительность" подразумевает идею подаяния, сострадания или снисхождения
по отношению к адресату. Такое понимание благотворительности подразумевает,
что дающий берет некую вещь, принадлежащую только ему, и отдает ее другому,
которому она ни в какой степени не принадлежит. Такой поступок выражает чувство
сострадания, возникающее при виде мучений ближнего. В результате, дающий, в
своей доброте, дает ближнему что-то из своего достояния и помогает ему.

В древнееврейском языке слово Цдака этимологически связано со словом цедек —
справедливость. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает
своим даром справедливость: помощь нуждающимся — не добровольный акт милосердия,
а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности,
т.е. греховностью.

Более того, еврейское понятие Цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то
часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний,
награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным,
то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным. Поступая
так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая
греховного поведения.

УРОК ПУРИМА. Урок, который следует извлечь из Пурима, состоит в том, что даже
если тот, кем дается Цдака, не ощущает снисходительного отношения к берущему
и сознает, что он лишь исполняет свой долг как доверенное лицо Б-га, этого еще
не достаточно. Пурим помогает нам осознать, что нуждающийся дает дарящему даже
больше, чем дарящий — нуждающемуся. Это должно проявляться не только в том,
как вы дарите — Цдака должна даваться с радостью, — но и в том, сколько вы дарите.
Дающий должен давать радостно, давать даже больше, чем от него ждут, и больше,
чем он сам предполагал дать, пока не понял, какую радость этот дар принесет
ему самому.


По беседам Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное