Глава Бо
"И простер Моше руку свою к небу и была тьма густая по всей земле Египетской
три дня. Не видели друг друга и не вставал никто с места своего три дня; у всех
же сынов Израилевых был свет в жилищах их."
Шмот (10:22-23)
"Сказал Б-г Моше "Скажи народу, пусть возьмет в долг каждый у знакомого своего
и каждая у знакомой своей вещей серебряных и вещей золотых." И дал Б-г милость
народу в глазах египтян..."
Шмот (11:2-3)
"А сыны Израиля сделали по слову Моше и взяли в долг у египтян вещи серебряные
и вещи золотые и одежды. А Б-г дал милость народу в глазах египтян и те давали
им, и опустошили они Египет."
Шмот (12:35-36)
"При помощи трех дней темноты дал Святой Благославен Он милость евреям в глазах
египтян. И те давали им в долг - заходили евреи в дома египтян во время трех
дней темноты и видел в них серебряные и золотые вещи и одежды. Евреи просили
в долг у египтян серебряные и золотые вещи и одежды и если те отказывали, говоря:
"Нет у нас одолжить вам," то отвечали им евреи: "Эти вещи в таком-то месте."
Говорили тогда египтяне: "Если бы они хотели обмануть нас, то взяли бы эти вещи
в дни темноты, и мы бы не почуствовали этого. Поскольку они не взяли без разрешения,
то и теперь не присвоят " И египтяне одалживали их евреям. Тем самым сбылось
то, что было сказано Аврааму: "А после выйдут с большим имуществом" (Берейшит
15:14).
Так говорит Писание: "...у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их".
Не сказано: "В земле Гошен в стране пребывания евреев", а "в жилищах их", тем
самым допуская понимание - во всех местах их нахождения - то есть во всяком
месте, где бы не появлялся еврей, свет входил вместе с ним и освещал ему все,
что было в бочках, ящиках и в тайниках".
Мидраш Шмот Раба (14:3)
"И была тьма ... три дня. Зачем навел на них казнь тьмою? ...И кроме прочего
еще чтобы дать возможность евреям искать египетские вещи и выяснить их местонахождение.
После же трех дней пришли евреи к египтянам и просили у них в долг различные
вещи Когда же те отказывались, говоря: "Нет у нас одолжить вам", отвечали им
евреи: "В дни тьмы видели мы в твоем доме, что лежат эти вещи в таком-то месте".
Комментарий Раши на Шмот (10:22)
1. На первый взгляд кажется, что Раши объясняет текст Торы в полном соответствии
с Мидрашем: смысл стиха "у всех же сынов Израилевьис бьш свет в их жилищах"
заключается в том, что евреи могли видеть вещи египтян во тьме. Однако такой
подход к словам Раши вызывает серьезные затруднения. Во-первых, Мидраш толкует
слова " в жилищах их" как места, в которых находились евреи, и поэтому "во всяком
месте, где бы ни появлялся еврей, свет входил вместе с ним". Однако это толкование
не соответствует простому смыслу слов, и если бы Раши согласился с ним, то выделил
бы его особо, однако ничего подобного в комментарии Раши нет.
Во-вторых, (и это главное возражение) комментарий Раши был написан к 22-му стиху
("И была тьма ... три дня") для того, чтобы объяснить причину казни тьмой -
"Зачем навел Б-г на египтян казнь тьмой". При этом Раши даже не упоминает слова
из 23-го стиха: "у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их". Таким образом,
он выделяет два различных аспекта:
а) наличие света в каждом еврейском доме в земле Гошен ("у всех сынов Израилевых
был свет в жилищах их") - простой смысл 23-го стиха.
б) евреи видели вещи египтян в их домах. Этот факт, по мнению Раши, является
одной из целей казни тьмой: ведь она была наведена также и для того, чтобы евреи
могли увидеть и в дальнейшем одолжить вещи у египтян.
2. Таким образом, мы видим существенную разницу между комментариями Раши и Мидрашем.
Мидраш считает, что в казни тьмой было сотворено два чуда: 1)тьма для Египта;
2) чудесный свет для евреев. Раши же усматривает лишь одно чудо - тьму, которая
пала лишь на египтян. На евреев же тьма изначально не пала - ведь они должны
были видеть вещи египтян.
По мнению Раши, слова Торы "у всех сынов Израилевых был свет в жилищах их" подчеркивают,
что от казни пострадал лишь Египет, а не земля Гошен; в стихе 23-ем говорится,
что землю Гошен не затронуло наказание тьмой.
Вышеупомянутая разница между Раши и Мидрашем выражается также в их языке Мидраш
подчеркивает чудесное происхождение света и его особые свойства: "свет входил
вместе с ним и освещал ему все, что было в бочках, ящиках и тайниках" Раши же,
напротив, 1) не упоминает ни о каком чудесном свете, а говорит лишь, что евреи
могли видеть предметы в домах египтян, 2) подчеркивает, что евреи должны были
искать вещи, а свет не указывал на их местонахождение и 3) не упоминает о том,
что сыны Израиля видели спрятаное в тайниках и т. п.
Приведенное выше объяснение позволяет понять причины такой разницы. Мидраш считает
тот факт, что "у всех сынов Израилевых был свет в жилищах их" частью чуда. Из
этого следует, что свет имел чудесное происхождение. Поэтому Мидраш и пишет:
"свет ... освещал ему все что бьию в бочках, ящиках и тайниках", то есть, делал
то, чего не смог бы сделать обычный свет.
Принцип Раши состоит в том, что в своем комментарии он объясняет простой смысл
Торы. Следуя этому принципу, он считает, что никакого чудесного света не было
Именно поэтому евреи вынуждены были искать вещи в домах египтян, и вполне возможно,
что сыны Израиля не нашли того, что было спрятано в тайниках.
Исходя из вышесказанного можно объяснить еще одну разницу между Раши и Мидрашем.
Для Раши тот факт, что евреи смогли входить в дома египтян и видеть их вещи
является одной из целей казни тьмой. Мидраш же не связывает этот факт с тьмой
и описывает его как отдельное чудо. Исходя из вышесказанного можно объяснить
эту разницу. Поскольку Мидраш считает, что природа света была чудесной, то египтянам
вовсе не нужно было находиться во тьме, чтобы евреи могли видеть их вещи - свет
и без этого показал бы им все необходимое. Раши же не считает, что этот свет
был чудесным. Следовательно, евреи смогли увидеть вещи египтян лишь благодаря
тьме, которую Б-г наслал на Египет.
3. Теперь следует объяснись, почему Раши не принимает толкование Мидраша.
Известно, что всегда следует стараться исполнять заповеди Всевышнего естественным
образом. Это означает, что ни предмет, с помощью которого исполняется заповедь,
ни само действие заповеди не должны иметь в своей основе чудо. Более того, даже
подготовка к исполнению заповеди должна проходить естественным путем.
Известен случай, который произошел с Алтер Ребе. Когда он находился в заключении
в Петропавловской крепости, его возили в Тайный Совет на лодке через реку Неву.
Однажды, во время переправы, настало время освящать новый месяц, и Ребе попросил
охранника остановить лодку, чтобы произнести соотетствующее благословение стоя.
Охранник отказался , и тогда Алтер Ребе совершил чудо и остановил лодку. Однако
он не стал произносить положенное благословение, а только взял слово с охранника,
что после того как лодка вновь тронется с места, он (охранник) вновь остановит
ее. Охранник выполнил свое обещание, и тогда Ребе освятил месяц. Во всем этом
он исходил из вышеизложенных соображений: он хотел, чтобы подготовка к выполнению
заповеди (освящению месяца) прошла естественным путем. Поэтому он не произносил
благословения до тех пор, пока охранник сам не остановил лодку.
Таким образом можно объяснить, почему Раши счел нужным изменить написанное в
Мидраше и исключить из него рассказ о чудесном свете. Перед исходом из Египта
евреи получили приказ от Всевышнего: "Скажи народу, пусть возьмет в долг каждый
у знакомого своего и каждая у знакомой своей вещей серебряных и вещей золотых"
Поиск вещей во время казни тьмой был, таким образом, подготовкой к выполнению
этой заповеди, а в соответствии с вышеизложенным принципом при подготовке к
выполнению заповеди не должны применяться сверхъестественные методы. Потому-то
Раши и говорит, что никакого чудесного света не было - евреи высматривали вещи
египтян при обычном свете.
Можно было бы возразить, что казнь тьмой сама по себе является чудом, которое
предшествовало выполнению заповеди "пусть возьмет". На это возражение можно
ответить так: тьма нужна была для того, чтобы египтяне не препятствовали евреям
заходить в их дома. Именно поиски, а вовсе не тьма, являлась подготовкой к изъятию
вещей у египтян. В рассказе про Алтер Ребе мы наблюдаем тот же принцип. Сопротивление
охранника было сломлено с помощью чуда. Однако сама остановка лодки (подготовка
к выполнению заповеди) была сделана естественным образом.
4. Теперь следует разобраться в том, почему Мидраш игнорирует вышеизложенный
принцип (подготовка к выполнению заповеди и ее выполнение должны должны происходить
естественным путем, без применения чуда) Этому есть две причины:
1) этот принцип, по мнению Мидраша, действует в основном только после Дарования
Торы (важнейший аспект Дарования Торы заключается в возможности изменения материального
мира, поэтому все заповеди Торы исполняются именно естественным путем, а большинство
из них - с помощью материальных предметов). Однако в данном случае речь идет
о заповеди, данной до Дарования Торы.
2) приказ "пусть возьмет в долг каждый у знакомого своего" является не столько
заповедью, сколько исполнением обещания, данного Г-сподом: "А после выйдут с
большим имуществом".
Именно поэтому выполнение приказа "пусть возьмет" зависело не столько от действий
евреев, сколько от того, что "Б-г дал милость народу в глазах египтян". Поэтому
такой приказ и подготовка к его выполнению может быть выполнена с помощью чуда.
Следует добавить, что по мнению Мидраша свет неприменно должен быть чудесным.
Ведь цель приказа "пусть возьмет" заключалась не только в том, чтобы евреи вышли
из Египта с большим имуществом, но и в том, чтобы Египет был опустошен. Сказано
ведь: "и оберете египтян" (Шмот 3:22). Поэтому евреи должны были видеть также
и те вещи, которые нельзя было обнаружить естественным путем. А сделать это
можно было лишь с помощью чудесного света.
5. Как мы объяснили выше, предмет спора между Раши и Мидрашем состоит в следующем:
является ли тот факт, что "у всех сынов Израилевых был свет в жилищах их" частью
казни или нет. Это расхождение можно пояснить также с точки зрения скрытой части
Торы. В книгах говорится, что "большое имущество", которое евреи вынесли из
Египта - это также искры святости, находившиеся там. Отобрав у египтян их вещи,
евреи тем самым освободили эти искры из-под власти зла и вернули их во владение
святости.
Сущность этой работы ("освобождение искр") есть основная часть служения каждого
еврея. Ведь кроме изучения Торы и молитвы, которые предназначены в основном
для исправления самого человека, необходимо также соблюдать заповеди, призванные
освободить искры святости из окружающего нас материального мира (поэтому все
заповеди выполняются с помощью материальных предметов).
Согласно утверждению Раши, в этом и заключаются два различных аспекта событий,
описанных Торой:
а) сама казнь тьмой, которая дала евреям возможность входить в дома египтян;
б) наличие света в еврейских жилищах. Второму аспекту соответствует работа по
изучению Торы и молитвы, посредством которых в еврее раскрывается свет святости.
Первый же аспект (опустошение домов египтян) - это работа по очищению окружающего
мира ("освобождение искр").
Раши объясняет простой смысл Торы и поэтому его комментарий соответствует общепринятой
позиции, согласно которой эти два аспекта служения еврея являются различными
и даже в чем-то противоположными друг другу.
Мидраш (о котором сказано, что в нем содержится большинство тайн Торы) объясняет
это несколько иначе:
Наличие света в еврейских жилищах является частью казни. Таким образом, Мидраш
считает, что не существует разных типов служения. Молитва и изучение Торы также
призваны исправить мир. Как объясняется в книге "Тания", душа спустилась в тело
не для того, чтобы самой исправиться (в ней нет изъяна), но для того, чтобы
очистить тело еврея, его духовные качества и ту часть внешнего мира, которая
имеет к нему отношение.
Поэтому внутреннее содержание Мидраша можно выразить так: свет в жилищах евреев
был частью казни тьмой и сопровождал их в "дома египтян". Подобно этому, свет
Торы и молитвы, светящейся в душе еврея, необходимо нести в "дома египтян" -
в темноту мира - и освободить скрытые там искры.
. Однако углубляясь в комментарий Раши мы замечаем, что в нем скрыт намек на
еще более возвышенные понятия.
Раши не считает сказанное в 23-ем стихе ("у всех сынов Израилевых был свет в
жилищах их") частью казни, ибо в этих словах содержится намек на более высокое,
по сравнению с самой казнью, аспекты служения, которые становятся актуальными
лишь после окончания работы по очищению мира ("опустошение египетских домов").
Действительно, душа спускается в наш мир для того, чтобы обрести возможность
подняться на более высокую ступень, чем та, на которой она находилась перед
опусканием. Согласно этому объяснению, внутреннее содержание отрывка состоит
в следующем:
После окончания работы по исправлению материального мира (в этом заключается
смысл опустошения домов египтян) душа переносится в те сферы, где нет места
для Египта. Она поднимается на свое истинное место - туда, где существует полное
единство между Израилем и Всевышним. Об этом говорится в 23-ем стихе: "у всех
сынов Израи- левых был свет в жилищах их".
7. Все вышесказанное самым непосредственным образом относится к нашему служению
в последние годы изгнания.
Мы переживаем трудный период, когда к обычной тьме изгнания добавляется сгущение
тьмы времени перед приходом Мошиаха, но Всевышний управляет миром так, чтобы
евреи могли беспрепятственно выполнять свою работу.
Как мы объяснили выше, служение народа Израиля ни в коем случае не должно опираться
на чудеса. Однако это утверждение верно лишь в том случае, когда речь идет о
работе самих евреев. Что же касается устранения помех и препятствии на этом
пути, то нет никаких ограничений для Б-жественного вмешательства, которое чудесным
образом помогает евреям осуществлять свое служение в рамках природы. (Казнь
тьмой, например, была явным чудом, которое позволило естественным образом искать
и находить вещи египтян. Точно так же Алтер Ребе посредством чуда заста- вил
охранника остановить лодку). Эта мысль еще более ярко выражена в Мидраше, по
мнению которого в казни тьмой присутствовал чудесный свет. Наверняка этот свет
не был единичным явлением, и при грядущем освобождении из этого последнего изгнания,
которое будет похоже на Исход из Египта, мы безусловно увидим нечто подобное
(как сказано в пророчестве: "Как во дни исхода твоего из земли египетской явлю
ему (еврейскому народу) чудеса" (Миха7:5)).
Этот свет придаст евреям силы, чтобы вернуть в святость даже те вещи, которые
скрывают Б-жественное присутствие в нашем мире и мешают человеку выполнять волю
Творца.
Они изменятся настолько, что сами начнут содействовать выполнению этой воли,
подобно фараону, который после казни первенцев сам бросился помогать евреям
выйти из египетского изгнания.
И самое главное, что в конце нынешнего изгнания у всего народа Израиля есть
"свет в жилищах их" - удача и благословение во всех материальных и духовных
делах - и он готовится встретить Мошиаха "имея при себе свое серебро и золото"
(Ишайа 60:9), как в буквальном, так и в переносном смысле, вскорости, в наши
дни.
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!