11 От Павла,
по воле Божьей апостола Христа Иису́са, и от брата Тимофея —
2 святому
народу Божьему в Колоссах, верным братьям во Христе.
Милость
и мир вам от Бога, нашего Отца!
3 В своих
молитвах за вас мы всегда благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса
Христа,(4) потому что мы услышали о вашей
вере в Христа Иисуса и о любви ко всему святому народу Божьему,
(5) которые рождены надеждой — той,
что дожидается вас на небесах. Вы впервые услышали о ней,
когда к вам пришло слово истины — Радостная Весть. (6) Эта Весть
распространяется и приносит плоды во всём мире. Она точно так же плодоносит
и у вас с того дня, как вы услышали ее, узнали великую
доброту Бога и убедились в ее истинности. (7) Вы узнали
о ней от Эпафра́са. Это он, наш любимый сотрудник, верно
служащий Христу ради вас,(8) известил нас о любви,
которая вам дарована Духом.
9 Вот
почему мы с того самого дня, как услышали о вас, не перестаем
за вас молиться и просить Бога, чтобы Он дал вам в совершенстве
постигнуть Свою волю во всей полноте духовной мудрости и понимания.
(10) Мы молимся и о том, чтобы
вы жили жизнью, достойной Господа, во всём поступая так, как Ему приятно,
и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды и вы всё больше
и больше постигали Бога. (11) И пусть
для этого Он всячески укрепит и усилит вас, соразмерно величию
Своей мощи, и даст вам великое терпение и стойкость.
12 С радостью
благодарите Отца за то, что Он дал вам право разделить жребий*
святого Своего народа в Царстве света. (13) Он избавил
нас от власти тьмы и переселил в Царство Своего любимого Сына,
(14) благодаря которому
мы получили свободу — прощение грехов.
15 Он — видимый
образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения. 16 Потому что через Него
было создано всё: и небесное, и земное,
и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти.
Всё было создано через Него и для Него. 17 Он был
раньше всего, в Нём всё обрело единство и строй. 18 Это Он — Глава Тела, то есть
Церкви. Он есть Начало, Первенец, первым воскрешенный
из мертвых, чтобы первенствовать во всём, 19 потому что Бог пожелал, чтобы в Нём
обитала полнота Божества. 20 Он всё
примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте
мир заключив со всем земным и небесным.
21 И вас,
некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел, (22) Он теперь
примирил с Богом через Свое земное тело, через Свою смерть, чтобы в день
Суда поставить вас перед лицом Бога святыми, незапятнанными и безупречными, —
(23) если, конечно, вы и дальше будете
стоять на твердом и прочном основании веры, не отклоняясь от надежды,
что дарована вам Радостной Вестью. Вы ее услышали —
она была возвещена всему творению под небесами, и я, Павел,
стал ее служителем.
24 Теперь
я радуюсь моим страданиям за вас. Страдая в земной жизни, я восполняю
недостающую меру страданий последних времен ради прихода Помазанника, Христа.
Я страдаю ради Его Тела, а это — Церковь. (25) Я стал
ее служителем во исполнение Божьего замысла: Он повелел мне возвестить
вам во всей полноте слово Бога — (26) тайну,
веками сокрытую от всех поколений. А теперь она явлена Его святому
народу, (27) которому Бог захотел открыть
всё богатство и славу этой тайны среди всех народов. Тайна в том,
что Христос живет в вас, Он — ваша надежда на грядущую
славу. (28) Это Его мы возвещаем,
увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить
их перед Богом совершенными в единении с Христом. (29) Ради
этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой
Христа, которая мощно действует во мне.
1.2Колоссы — город, который был расположен во Фригии,
недалеко от Лаодикеи и Иераполя. Нашего Отца — в некоторых
рукописях следует: "и Господа Иисуса Христа".
1.3Бога, Отца Господа — в некоторых рукописях: "Бога
и Отца нашего и Господа".
1.7Эпафра́с
— сокращенная форма от имени Эпафродит. Эпафрас был уроженцем
Колосс; он упоминается еще раз в 4.12-13
и в Флм 23
как Павлов товарищ по тюрьме. Возможно, это тот же человек, который
упоминается в Флп 2.25;
4.18.
1.12Отца за то, что Он дал вам право разделить жребий —
в ряде рукописей другое чтение: "Бога и Отца за то, что Он призвал
нас разделить жребий".
1.14получили
свободу — в некоторых рукописях следует: "через Его
жертвенную смерть" (дословно: "кровь").
1.16Престолы, Господства, Начала и Власти — сверхъестественные
духовные силы, враждебные человеку и противящиеся Божьим замыслам о нём.
По древним представлениям, они обитали на небесах, в их нижних
сферах (см. тж. Еф 1.21).
Возможно, то же, что "стихии мира" (Гал 4.3;
Кол 2.8,20).
1.20-22Возможно
иное понимание, когда подлежащим предложения является Бог: "Он (т.е. Бог)
всё примирил с Собой через Него (т.е. Христа), через смерть Его
на кресте.... (22) Он теперь примирил с Собой земным
телом Христа, Его смертью".
1.24я восполняю недостающую меру страданий —
по представлениям, широко распространенным в Израиле, перед приходом
Помазанника-Мессии вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые
назывались "родовыми муками Мессии", ибо после них должен был прийти
Помазанник (см. Дан 12.1, а также Мф 24.8;
Мк 13.8). Должна
была исполниться некая мера страданий, предопределенная Богом (см. 1Енох
47.1-4; 2Варух 30.2). Апостол рассматривает страдания, которые приходится переносить
ему и колоссянам, как эту необходимость. Христиане должны терпеливо
переносить их, беря пример с Христа, но, с другой стороны, эти страдания
должны радовать их, потому что они свидетельствуют о том, что наступили
последние дни и близко начало Нового Века, когда явится Христос и Бог воцарится
зримым образом во всём мире.