23
Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:
2 —
Учителя́ Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место.
(3) Поэтому слушайтесь их и во всем
поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому
что сами они не исполняют того, чему учат. (4) Они громоздят
ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец
о палец не ударят. (5) А если
что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они,
когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других,
и кисти на одежде у них длиннее. (6) Они
любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах
(7) и чтобы их почтительно приветствовали
на площадях, а люди звали их: "Учитель".
8
А вас пусть не зовут "учитель", потому
что вы все братья друг другу и у вас один лишь
Учитель. 9 И "отцом"
никого на земле не зовите — у вас
лишь один Небесный Отец. 10 И пусть не зовут
вас "наставниками", потому что у вас один
лишь Наставник — Помазанник Божий. 11 А кто из вас самый главный, пусть
будет слугой вам. 12 Всякий, кто возвышает
себя, будет унижен, а кто принижает себя,
тот возвысится.
13
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вхо́дите,
и тех, кто хочет войти, не впускаете.
(14)
15
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пересекаете моря́ и су́шу, чтобы
добыть одного обращенного, а обратив,
делаете из него человека вдвое больше
достойного ада, чем сами.
16
Го́ре вам, слепые поводыри! Вы у́чите: "Если
кто поклянется Храмом, тот клятвой не связан,
а кто поклянется золотом Храма, тот
обязан исполнить". 17 Слепые глупцы!
Что важнее: золото
или Храм, освящающий золото?
18
И еще говорите: "Кто поклянется жертвенником,
тот клятвой не связан, но кто
поклянется даром на жертвеннике, тот
обязан исполнить клятву". 19
Слепцы! Что важнее: дар
или жертвенник, освящающий дар?! 20 Тот, кто
клянется жертвенником, клянется и тем, что на нём. 21 И тот, кто клянется Храмом, клянется
и Тем, кто живет в нём. 22 И тот,
кто клянется небом, клянется престолом Бога и Тем,
кто на нем восседает.
23
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пла́тите десятину с мяты, укропа и тмина, а самое
важное в Законе: справедливость, милосердие и верность
— отбрасываете! А делать
надо это, и о другом не забывая!
24
Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара, но проглатываете
верблюда!
25
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо, а внутри они
наполнены тем, что вы в своей алчности
награбили! 26 Слепой фарисей!
Вычисти сначала внутренность чаши, тогда
и снаружи она будет чиста!
27
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы как побеленные гробницы: снаружи они кажутся красивыми,
а внутри полны мертвых костей и всяческой
мерзости! 28 Так и вы: снаружи
вы кажетесь людям праведниками, а внутри полны лицемерия
и порока.
29
Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы строите гробницы для пророков и украшаете надгробия
праведников. 30 Вы говорите:
"Если бы мы жили во времена наших отцов, мы
не были бы повинны в крови пророков". 31
Вы сами свидетельствуете против себя: вы —
сыновья тех, кто убивал пророков. 32 Так завершайте
то, что начали ваши отцы! 33 Вы, зме́и и отродье
змеиное! Не избежать вам осуждения и ада! 34 Слушайте! Я посылаю
к вам пророков, мудрецов и учителей. Одних вы
убьете и распнете, других будете бичевать в синагогах
и гнать из города в город. 35 Так вот, на вас падет
кара за кровь всех праведников, пролитую
на земле от сотворения мира: от невинного Авеля до Захарии,
сына Берахии, которого вы убили между жертвенником
и святилищем. 36
Да, говорю вам: на это поколение падет кара за всё!
37
Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий
камнями тех, кто послан к нему!
Сколько раз Мне хотелось собрать весь народ твой
вокруг себя, как собирает наседка выводок под крылья,
но вы не захотели! 38
И вот "ваш Дом оставлен и пуст!" 39
Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор, пока*
не скажете: "Благословен
Идущий во имя Господа*!"
6.2Святоши — буквально: "лицемеры"; в данном
контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь
к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах;
тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.
23.2сели на Моисеево место — т.е. являются последователями
Моисея и имеют право учить. Кроме того, здесь возможен намекна специальное
сиденье в синагогах, которое называлось "Моисеевым местом" и с которого
произносилась проповедь, по крайней мере, в позднейшие времена.
23.4
Ноша фарисеев была тяжела потому, что они обязывали людей в повседневной
жизни соблюдать законы ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников;
они не принимали в расчет справедливость, милосердие и верность
(см. 23.23) и не помогали людям, в отличие
от Иисуса (11.30
и 28.20), нести
эту ношу. Палец о палец не ударят — их слова
расходятся с делами. Эти слова можно понять и по-другому: они не помогают
другим нести эту ношу (ср. Гал
6.2).
23.5
В знак исполнения заповеди (Исх 13.9) евреи во время молитвы надевали
на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые
по-еврейски назывались "тефилли́м", а по-гречески "филакте́рии".
Они содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония.
Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды
кисти. Фарисеи, вероятно, увеличивали размеры этих коробочек и носили
их весь день, а не только во время молитвы, а также имели
более длинные, чем у остальных, кисти на одежде.
23.6
Места в первом ряду были расположены на возвышении, люди сидели
на них лицом к собранию.
23.9
Возможен также перевод: "И "отцом" никого из вас на земле
не зовите". Традиционно отцами назывались наиболее уважаемые учителя
Закона.
23.13Святоши — см. прим. к 6.2. Не впускаете —
возлагая на них слишком тяжелые бремена (23.4) или препятствуя
христианам нести Радостную Весть о Христе.
23.(14)
В некоторых рукописях имеется ст. 14: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
Святоши! Вы пожираете дома́ вдов, а потом напоказ долго молитесь!
Вас ждет самое суровое наказание!"
23.15Обращенный — язычник, уверовавший в единого Бога и соблюдавший
Закон Моисея.
23.16-22
Типичный пример казуистики. Об отношении Иисуса к клятвам см. 5.33-37.
23.19Слепцы — в некоторых рукописях: "Глупые и слепые
люди".
23.23
Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе
Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности
фарисеев.
23.25в своей алчности — в некоторых рукописях: "в грехе"
или "в неправедности".
23.26чаши — в некоторых рукописях: "чаши и блюда".
23.27Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно
к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице
делало человека ритуально нечистым.
23.35
Бытие, первая книга Священного Писания ВЗ, повествует об убийстве Авеля —
первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии
считается последней, т.е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве
пророка Захарии.
23.38Домом назывался иерусалимский Храм. Дом оставлен и пуст —
в некоторых рукописях: "Дом вам оставлен пустым".