Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (41–42).
Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую
Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
41
1 О смерть, как горька о тебе память для мирно живущего
в своих владениях, свободного от забот, во всём успешного,
еще способного наслаждаться пищей! 2О смерть, как твой приговор
отраден человеку в нужде, обессилевшему, престарелому, от забот
согбенному, отчаявшемуся и потерявшему терпение! 3Не
бойся приговора смерти, помни: жили до тебя и будут жить после. 4 Это приговор от Господа всему живущему. Разве поспоришь с волей
Всевышнего? Проживи десять лет, сто или тысячу попрекать тебя
этим не будут в могиле.
41.1-4
Смерть. Смерть для одних несчастье, а для других благо.
41.1 наслаждаться пищей в евр. тексте: "наслаждаться". 41.4 в могиле
дословно: "в аду"; см. прим. к 14.12. [Могила
буквально: "ад", но он соответствует еврейскому "шеолу",
месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова.
День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле.
Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).]
5 Дети грешников мерзкое племя, с нечестивыми
они водят знакомство! 6 Наследие грешников погибнет, потомство
их будет в вечном бесчестье. 7 Нечестивого отца укорят дети:
из-за него они будут в бесчестье. 8 Горе вам, нечестивые
люди, вы оставили Закон Бога Всевышнего! 9 Если родились, на проклятье
родились, умрете уделом вашим будет проклятье. 10
Что из земли вышло, всё возвратится в землю, так нечестивцы идут
от проклятья в погибель. 11Люди оплакивают смерть тела
недоброму имени грешников не пережить его. 12Так позаботься
об имени, оно с тобой остается дольше, чем тысячи слитков золота. 13Все сочтены дни доброй жизни, но доброе имя вовеки останется.
41.5-13 Участь грешников. Их участь ужасна: печальна
судьба их детей, но еще хуже то, что о них не сохранится память.
Так как Сирах не знал о жизни после смерти, для него единственным бессмертием
была жизнь в потомках и доброе имя. 41.7 В древности
верили, что дети грешников умрут в детстве или проживут несчастную
жизнь. Ср. 40.15. 41.9-10 В евр. тексте: "Если вы плодоносите,
то на несчастье; если вы рожаете, то для печали; если вы спотыкаетесь,
то для радости мира; если вы умираете, то для проклятия. Всякий, кто приходит
из небытия, вернется в небытие. Так же и нечестивый, придя
из пустоты, возвращается в пустоту". 41.11-13 Тело
ничего не значит (ср. евр. текст ст. 11: "тело человека
суета"), имеет значение только доброе имя. Ср. 15.6; 37.26; 39.9.
41.13 Даже добрая жизнь коротка.
14Будьте верны наставлению, дети, и в мире
живите. Скрытая мудрость и сокровище спрятанное в том
и другом какая польза? 15Лучше человек, скрывающий глупость,
чем тот, кто свою скрывает мудрость.
16Так отнеситесь с почтением
к моему слову: не всегда стыдливость бывает уместна и не всегда
все у всех в почете. 17Перед отцом и матерью стыдитесь
разврата, лжи перед властителем или вельможей, 18
перед судьей и правителем прегрешения, беззакония
перед собранием народа, 19перед товарищем и другом
несправедливости, перед соседями кражи. 20Стыдитесь
этого перед истиной Бога и Его Договором. Стыдитесь
о стол облокачиваться, 21обманывать при займе или отдаче,
отвечать молчанием на приветствие, 22не отводить глаз от продажной
женщины, отворачиваться от родственника, 23отнимать у кого-то
его долю, пялиться на замужнюю, 24ухаживать за его
рабынею, залезать к ней постель стыдитесь. 25Стыдитесь
перед друзьями слов упрека, не попрекай того, кому помогаешь, 26
стыдись повторять то, что услышал, и раскрывать чужие секреты. 27
Тогда ты будешь стыдлив воистину и всякому человеку станешь приятен.
41.14-27
Чего нужно стыдиться. Ср. 42.1-8; 4.20-21;
4.22-27; 20.22-23. 41.14-15 Не совсем понятно, завершается ли
этим текстом предыдущий отрывок или он вводит раздел о стыде. Перечислено
двадцать видов того, чего нужно стыдиться. Почти все они уже обсуждались
в других местах книги. 41.20б Смысл
слов не совсем ясен. В греч. тексте: "облокачиваться о хлебы".
41.22 от родственника возможно иное понимание:
"от законной жены".
42 1Но вот
чего стыдиться не следует: не греши из страха чужого мнения, 2 не стыдись Закона Всевышнего и Его Договора,
не стыдись на суде оправдать нечестивца, 3 заключить
с товарищем или спутником сделку, разделить наследство с другими
наследниками, 4 пользоваться точными весами и мерами,
приобретать имущество, большое иль малое, 5 получать от торговли
доходы, подвергать детей частому наказанию, сечь до крови раба-бездельника. 6 При негодной жене имей покрепче запоры. Где много рук, там запирай
имущество. 7 Если даешь на хранение, замеряй и завешивай,
когда даешь и берешь, всё точно записывай. 8 Не стыдись
вразумить дурака и невежду и престарелого, спорящего с молодыми.
И тем выкажешь истинное воспитание, тебя похвалит всякий живущий.
42.1-8 Чего не надо
стыдиться. 42.2 Под нечестивцем, вероятно, понимается
язычник. Суд должен быть беспристрастным, к иноплеменнику и иноверцу
нужно относиться с той же справедливостью, что и к израильтянину.
42.36 Возможно иное понимание: «отдать наследство друзьям».
42.5 наказанию буквально: «воспитанию», но часто
под этим словом понималось физическое воздействие. См. также прим. к 30.1.
[Физические наказания были одним из важнейших методов воспитания
в древнем мире, о наказаниях в школе рассказывает шумерская и егип.
литература (см. также ст. 11). См. Притч 13.24; 23.13-14; 29.15; Евр 12.5-11.]
О наказании рабов см. 3.25-29. 42.8 Текст не совсем
понятен; есть разночтение: «подвергнуть престарелого суду за разврат».
42.9-14
Женская порочность. Этот раздел продолжает
тему стыда, здесь в применении к женщине. Женоненавистничество
частая тема книги; см. 7.24-25; 22.3-5; 26.9-12. 42.9-11 Проблемы
с дочерями. 42.1 В евр. тексте: «Дочь для отца
спрятанное сокровище», т. е. не приносящее пользы. 42.9 как
бы мужуне опротивела в случае развода дочь возвращалась к родителям.
42.10 не изменилабы мужу в этом случае
муж выгонял жену без разводного свидетельства, так что она не могла
выйти вторично замуж и не получала обратно своего приданого. Она должна
была возвратиться к родителям. Бесплодна- бесплодие считалось позором
и наказанием от Бога. 42.11 Непокорной дочерью Сирах
может называть дочь, отказывавшуюся выйти замуж за выбранного для нее отцом мужа.
42.12 Греч. текст не совсем понятен. В евр. тексте речь
идет по-прежнему о дочери: «Посели ее в спальню без окон, откуда
не видны входные ворота, пусть не показывает она свою красоту ни одному
мужчине и не ведет бесед с замужними женщинами, (13) чтобы она
не научилась порочности их путей». 42.14 Сирах еще более резко
высказывается о женщинах, чем авторы Притч. Такова традиционная точка
зрения и позднейшей раввинистической литературы. Считалось, что благочестивый
человек не должен был разговаривать с женщинами,
потому что это якобы навлекало на него зло и отвлекало его от изучения
Закона. Известно, что евреи в молитве благодарили Бога за то, что Он создал
его мужчиной, а не женщиной. Впрочем, отношение греков мало чем отличалось,
у них тоже была подобная молитва. Ср. также Екк 7.27-28. См. также
сатиру Семонида Аморгского: «Различно женщин нрав сложил вначале Зевс». Но такой
отрицательной оценки, как у Сираха, ни у кого не встречалось.
Некоторые даже высказывали предположение, что его женоненавистничество вызвано
личным несчастливым опытом.
42.15-25 ЧудесаБогав
творении. Ср. Иов 36.24-38.38; Пс 19 (18); 136 (135).4-9; 148. 42.15
по слову Господа указание на творение (Быт 1; Пс 33
(32).6; Прем 9.1-2; Ин 1.1-3. В евр. тексте добавлено: «и творение
повинуется Его воле». 42.16 В евр. тексте: «Как солнца восход
виден повсюду, так и Слава Господа во всех делах Его».
42.17 ангелам буквально: «святым» (ср. Втор 33.3; Иов 5.1;
15.15; Пс 89 (88).8). 42.18 бездну см. прим. к 1.3;
ср. Быт 1.2; Иов 38.16. Сердце здесь уподобляется бездне, оно
сокровенное вместилище мыслей, не известных никому, кроме Бога (ср. Притч
15.11). Знаки времени небесные святила, по которым узнается
время (ср. 43.6; Быт 1.14-18), а также знаки (знамения) того, что должно
прийти в мир; считалось, что это можно было узнать по звездам (ср. Быт 1.14).
9 Дочь для отца тайная бессонница,
забота о ней сон прогоняет: в юности не перезрела
бы; в замужестве как бы мужу не опротивела; 10
в девичестве не соблазнили бы, чтобы в доме
родительском не забеременела; в замужестве не изменила
бы мужу; с мужем живет а вдруг бесплодна. 111
Глаз не своди с непокорной дочери, не то сделает тебя
для врагов посмешищем и пойдут о тебе толки в городе и в народе,
опозорит тебя перед всеми. 12 Не смотри на красоту
человека и не сиди среди женщин. 13 Ведь как из одежды
моль вылетает, так от женщин порочность женская. 14 Лучше
мужская порочность, чем добродетель женская, ведь от женщины
стыд и позор исходят.
15Вспомяну теперь о делах Господних, расскажу
о том, что я видел: по слову Господа Его дела явились. 16
Как все освещается лучами солнца, так и дела Господни полны Его
славой. 17 Даже ангелам Господь не доверил о чудесах
Своих все поведать, что совершил Господь Вседержитель, чтобы стояла вселенная
в Его славе. 18 Он и бездну исследует, и сердце
человеческое, все хитросплетения их различает. Ведь Всевышний обладает
полнотой знания, наблюдает Он знаки времени, 19 возвещая прошедшее
и будущее и следы сокровенные открывая. 20 Никакая
мысль от Него не спрячется, никакое слово от Него не скроется. 21Он в прекрасном порядке выстроил величавые дела Своей мудрости,
прежде века Он пребывает вовеки. Ничего не прибавить и ничего не убавить,
не нуждается Он в советчиках. 22 Как дела Его все прекрасны,
даже искры, едва различимые глазом! 23 И всё это живет, пребывая
вовеки для всех нужд, и всегда у Него в послушании. 24
Всего по двое одно напротив другого, ничего не создал
Он несовершенным. 25 Одно дополняет благо другого. Кто насытится
зрелищем Его славы?!
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.