Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 41-42 / 14-15.IV.22 чт-пт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 14–15 апреля 2022 года (четверг–пятницу).

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sir41-42.htm.

Продолжаем читать новый перевод с древнегреческого библейской книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (41–42). Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.

На церковнославянском

Синодальный перевод

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

41 1 О смерть, как горька о тебе память
для мирно живущего в своих владениях,
свободного от забот, во всём успешного,
еще способного наслаждаться пищей!
2О смерть, как твой приговор отраден
человеку в нужде, обессилевшему,
престарелому, от забот согбенному,
отчаявшемуся и потерявшему терпение!
3Не бойся приговора смерти,
помни: жили до тебя и будут жить после.
4 Это приговор от Господа всему живущему.
Разве поспоришь с волей Всевышнего?
Проживи десять лет, сто или тысячу —
попрекать тебя этим не будут в могиле.

41.1-4 Смерть. Смерть для одних несчастье, а для других благо.
41.1
наслаждаться пищей — в евр. тексте: "наслаждаться".
41.4 в могиле — дословно: "в аду"; см. прим. к 14.12. [Могила — буквально: "ад", но он соответствует еврейскому "шеолу", месту пребывания всех умерших. Участь всех умерших, по мнению автора, одинакова. День смерти человеку неизвестен, но известно, что человек окажется в шеоле. Таков закон природы. Ср. Пс 49 (48).]

5 Дети грешников — мерзкое племя,
с нечестивыми они водят знакомство!
6 Наследие грешников погибнет,
потомство их будет в вечном бесчестье.
7 Нечестивого отца укорят дети:
из-за него они будут в бесчестье.
8 Горе вам, нечестивые люди,
вы оставили Закон Бога Всевышнего!
9 Если родились, на проклятье родились,
умрете — уделом вашим будет проклятье.
10 Что из земли вышло, всё возвратится в землю,
так нечестивцы идут от проклятья в погибель.
11Люди оплакивают смерть тела —
недоброму имени грешников не пережить его.
12Так позаботься об имени, оно с тобой остается
дольше, чем тысячи слитков золота.
13Все сочтены дни доброй жизни,
но доброе имя вовеки останется.

41.5-13 Участь грешников. Их участь ужасна: печальна судьба их детей, но еще хуже то, что о них не сохранится память. Так как Сирах не знал о жизни после смерти, для него единственным бессмертием была жизнь в потомках и доброе имя.
41.7
В древности верили, что дети грешников умрут в детстве или проживут несчастную жизнь. Ср. 40.15.
41.9-10
В евр. тексте: "Если вы плодоносите, то на несчастье; если вы рожаете, то для печали; если вы спотыкаетесь, то для радости мира; если вы умираете, то для проклятия. Всякий, кто приходит из небытия, вернется в небытие. Так же и нечестивый, придя из пустоты, возвращается в пустоту".
41.11-13 Тело ничего не значит (ср. евр. текст ст. 11: "тело человека — суета"), имеет значение только доброе имя. Ср. 15.6; 37.26; 39.9.
41.13
Даже добрая жизнь коротка.

14Будьте верны наставлению, дети, и в мире живите.
Скрытая мудрость и сокровище спрятанное —
в том и другом какая польза?
15Лучше человек, скрывающий глупость,
чем тот, кто свою скрывает мудрость.

16Так отнеситесь с почтением к моему слову:
не всегда стыдливость бывает уместна
и не всегда все у всех в почете.
17Перед отцом и матерью стыдитесь разврата,
лжи — перед властителем или вельможей,
18 перед судьей и правителем — прегрешения,
беззакония — перед собранием народа,
19перед товарищем и другом — несправедливости,
перед соседями — кражи.
20Стыдитесь этого перед истиной Бога
   и Его Договором.
Стыдитесь о стол облокачиваться,
21обманывать при займе или отдаче,
отвечать молчанием на приветствие,
22не отводить глаз от продажной женщины,
отворачиваться от родственника,
23отнимать у кого-то его долю,
пялиться на замужнюю,
24ухаживать за его рабынею,
залезать к ней постель стыдитесь.
25Стыдитесь перед друзьями слов упрека,
не попрекай того, кому помогаешь,
26 стыдись повторять то, что услышал,
и раскрывать чужие секреты.
27 Тогда ты будешь стыдлив воистину
и всякому человеку станешь приятен.

41.14-27 Чего нужно стыдиться. Ср. 42.1-8; 4.20-21; 4.22-27; 20.22-23.
41.14-15 Не совсем понятно, завершается ли этим текстом предыдущий отрывок или он вводит раздел о стыде. Перечислено двадцать видов того, чего нужно стыдиться. Почти все они уже обсуждались в других местах книги.
41.20б Смысл слов не совсем ясен. В греч. тексте: "облокачиваться о хлебы".
41.22
от родственника — возможно иное понимание: "от законной жены".

42 1 Но вот чего стыдиться не следует:
не греши из страха чужого мнения,
2 не стыдись Закона Всевышнего и Его Договора,
не стыдись на суде оправдать нечестивца,
3 заключить с товарищем или спутником сделку,
разделить наследство с другими наследниками,
4 пользоваться точными весами и мерами,
приобретать имущество, большое иль малое,
5 получать от торговли доходы,
подвергать детей частому наказанию,
сечь до крови раба-бездельника.
6 При негодной жене имей покрепче запоры.
Где много рук, там запирай имущество.
7 Если даешь на хранение, замеряй и завешивай,
когда даешь и берешь, всё точно записывай.
8 Не стыдись вразумить дурака и невежду
и престарелого, спорящего с молодыми.
И тем выкажешь истинное воспитание,
тебя похвалит всякий живущий.

42.1-8 Чего не надо стыдиться.
42.2
Под нечестивцем, вероятно, понимается язычник. Суд должен быть беспристрастным, к иноплеменнику и иноверцу нужно относиться с той же справедливостью, что и к израильтянину.
42.36
Возможно иное понимание: «отдать наследство друзьям».
42.5 
наказанию — буквально: «воспитанию», но часто под этим словом понималось физическое воздействие. См. также прим. к 30.1. [Физические наказания были одним из важнейших методов воспитания в древнем мире, о наказаниях в школе рассказывает шумерская и егип. литература (см. также ст. 11). См. Притч 13.24; 23.13-14; 29.15; Евр 12.5-11.] О наказании рабов см. 3.25-29.
42.8
Текст не совсем понятен; есть разночтение: «подвергнуть престарелого суду за разврат».

42.9-14 Женская порочность. Этот раздел продолжает тему стыда, здесь в применении к женщине. Женоненавистничество — частая тема книги; см. 7.24-25; 22.3-5; 26.9-12.
42.9-11
Проблемы с дочерями.
42.1
В евр. тексте: «Дочь для отца — спрятанное сокровище», т. е. не приносящее пользы.
42.9 
как бы мужуне опротивела — в случае развода дочь возвращалась к родителям.
42.10 не изменилабы мужу — в этом случае муж выгонял жену без разводного свидетельства, так что она не могла выйти вторично замуж и не получала обратно своего приданого. Она должна была возвратиться к родителям. Бесплодна- бесплодие считалось позором и наказанием от Бога.
42.11
Непокорной дочерью Сирах может называть дочь, отказывавшуюся выйти замуж за выбранного для нее отцом мужа.
42.12
Греч. текст не совсем понятен. В евр. тексте речь идет по-прежнему о дочери: «Посели ее в спальню без окон, откуда не видны входные ворота, пусть не показывает она свою красоту ни одному мужчине и не ведет бесед с замужними женщинами, (13) чтобы она не научилась порочности их путей».
42.14 Сирах еще более резко высказывается о женщинах, чем авторы Притч. Такова традиционная точка зрения и позднейшей раввинистической литературы. Считалось, что благочестивый человек не
 должен был разговаривать с женщинами, потому что это якобы навлекало на него зло и отвлекало его от изучения Закона. Известно, что евреи в молитве благодарили Бога за то, что Он создал его мужчиной, а не женщиной. Впрочем, отношение греков мало чем отличалось, у них тоже была подобная молитва. Ср. также Екк 7.27-28. См. также сатиру Семонида Аморгского: «Различно женщин нрав сложил вначале Зевс». Но такой отрицательной оценки, как у Сираха, ни у кого не встречалось. Некоторые даже высказывали предположение, что его женоненавистничество вызвано личным несчастливым опытом.

42.15-25 ЧудесаБогав творении. Ср. Иов 36.24-38.38; Пс 19 (18); 136 (135).4-9; 148.
42.15 по слову Господа — указание на творение (Быт 1; Пс 33 (32).6; Прем 9.1-2; Ин 1.1-3. В евр. тексте добавлено: «и творение повинуется Его воле».
42.16
В евр. тексте: «Как солнца восход виден повсюду, так и Слава Господа — во всех делах Его».
42.17
ангелам — буквально: «святым» (ср. Втор 33.3; Иов 5.1; 15.15; Пс 89 (88).8).
42.18
бездну — см. прим. к 1.3; ср. Быт 1.2; Иов 38.16. Сердце здесь уподобляется бездне, оно — сокровенное вместилище мыслей, не известных никому, кроме Бога (ср. Притч 15.11). Знаки времени — небесные святила, по которым узнается время (ср. 43.6; Быт 1.14-18), а также знаки (знамения) того, что должно прийти в мир; считалось, что это можно было узнать по звездам (ср. Быт 1.14).

9 Дочь для отца — тайная бессонница,
забота о ней сон прогоняет:
в юности — не перезрела бы;
в замужестве — как бы мужу не опротивела;
10 в девичестве — не соблазнили бы,
чтобы в доме родительском не забеременела;
в замужестве — не изменила бы мужу;
с мужем живет — а вдруг бесплодна.
111 Глаз не своди с непокорной дочери,
не то сделает тебя для врагов посмешищем
и пойдут о тебе толки в городе и в народе,
опозорит тебя перед всеми.
12 Не смотри на красоту человека
и не сиди среди женщин.
13 Ведь как из одежды моль вылетает,
так от женщин порочность женская.
14 Лучше мужская порочность,
   чем добродетель женская,
ведь от женщины стыд и позор исходят.

15Вспомяну теперь о делах Господних,
расскажу о том, что я видел:
по слову Господа Его дела явились.
16 Как все освещается лучами солнца,
так и дела Господни полны Его славой.
17 Даже ангелам Господь не доверил
о чудесах Своих все поведать,
что совершил Господь Вседержитель,
чтобы стояла вселенная в Его славе.
18 Он и бездну исследует, и сердце человеческое,
все хитросплетения их различает.
Ведь Всевышний обладает полнотой знания,
наблюдает Он знаки времени,
19 возвещая прошедшее и будущее
и следы сокровенные открывая.
20 Никакая мысль от Него не спрячется,
никакое слово от Него не скроется.
21Он в прекрасном порядке выстроил
величавые дела Своей мудрости,
прежде века Он пребывает вовеки.
Ничего не прибавить и ничего не убавить,
не нуждается Он в советчиках.
22 Как дела Его все прекрасны,
даже искры, едва различимые глазом!
23 И всё это живет, пребывая вовеки
для всех нужд, и всегда у Него в послушании.
24 Всего по двое — одно напротив другого,
ничего не создал Он несовершенным.
25 Одно дополняет благо другого.
Кто насытится зрелищем Его славы?!

Буду очень благодарен за материальную поддержку.
О том, как это сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное