Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (36–37).
Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую
Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
36
1 Взгляни на нас, Бог вселенной, Владыка, и сжалься,
и все народы порази страхом. 2Руку Свою вознеси над народами
чуждыми, пусть увидят Твое могущество! 3Как средь нас Твою
святость они увидели, так увидеть нам дай среди них Твою силу. 4
Пусть узнают они, как и мы это знаем, что нет Бога, кроме Тебя, Господь. 5Яви новые знаки, повтори чудеса Свои, яви славу руки Твоей, мощь десницы, 6щедро излей на них Твои гнев и ярость, уничтожь врага, истреби
противника! 7Поторопи время, вспомни о клятве, пусть
возвестят о великих делах Твоих! 8Пусть Твой яростный гнев поразит
убегающих. Кто Твой народ угнетает, пусть встретит погибель! 9
Головы сокруши всех начальников вражеских, "Нет никого, кроме нас!"
говорящих. 10Все племена Иакова собери воедино и даруй им
наследие их, как было вначале. 11Сжалься, Господь, над народом,
Твое имя носящим, над Израилем его Ты назвал Своим первенцем! 12К городу милость яви, в котором Твоя святыня, к Иерусалиму,
в котором Ты обитаешь! 13И исполни Сион хвалой о великих
деяниях, и народ Твой Твоею славою. 14Дай свидетельство
тем, кого сотворил изначально, и исполни пророчества, во имя Твое
изреченные. 15Тех награди, кто на Тебя полагается, пусть увидят:
пророки Твои достойны доверия. 16О Господь, так услышь Твоих слуг
моления, призывающих на народ Твой благословение Аарона. 17
Пусть все, кто живет на земле, узнают, что Ты Господь, Бог вечности.
36.1-17 Молитва о восстановлении
Израиля. Молитва созвучна псалмам и пророческим высказываниям, отражает
настроения, царившие в стране перед началом восстания Маккавеев против
иноземных захватчиков. Она имеет сходство с синагогальной молитвой Шмоне
Эсре. 36.1 Ср. Пс 79 (78).6; Иер 10.25. Народы
язычники, поработившие Израиль. Во времена Сираха это были греки.
36.2 Ср. Ис 10.33; 19.16; 49.22. Вознеси руку т.е.
яви мощь. 36.3 Ср. Иез 20.41; 28.22, 25; 38.16, 23.
Бог явил Свою святость тем, что наказал жителей Вавилона, и тем,
что за грехи отправил народ Израиля в изгнание. 36.4 Ср. Ис 45.14; 1Пар 17.20. 36.5 Знаки и чудеса Бог являл
при выводе Своего народа из египетского плена. Ср. Ис 51.9; 62.8;
63.12; Пс 98(97).1. 36.6 Ср. Ис 42.13; Иер 10.25;
Пс 79(78).6. 36.7 В евр. тексте: "Ускорь конец, вспомни
о сроке. Потому что скажет тебе: "Что Ты делаешь?"".
Бог клялся Своему народу быть их Богом и защищать их. См. Втор 32.35.
36.10 В это время подавляющее большинство израильтян жило в рассеянии,
большая часть племен не сохранилась, и народ жил надеждой
на то, что Бог восстановит Израиль (ср. Ис 11.12; 27.13; Иер 3.18;
Иез 36.8). Наследие это обещанная земля, но теперь
наследие понимается в более духовном смысле (ср. 4.13,16; 15.6; 24.8).
36.11 См. Втор 28.10; Иер 14.9; 31.9; 0с 11.1. Носить имя Бога
значит принадлежать Ему. 36.12 святыня
т. е. Храм. 36.13 См. Ис 2.1-3; Иер 31.6. Хвалой
в евр. тексте: "величием". Народ Твой в некоторых
рукописях: "Твое святилище". 36.14 кого сотворил
изначально возможно, речь идет о праотцах еврейского
народа или о всём народе Израиля, о котором мидраш говорит, что он был сотворен
первым из всего творения, т.е. прежде сотворения мира. Пророчества
см. Исх 19.6; Втор 7.6; 14.2. 36.16 Твоих слуг
в некоторых рукописях: "молящихся Тебе". Благословение Аарона
см. Числ 6.23-26. 36.17 Бог вечности
дословно: "Бог веков". Понятие "век" означает и временное
("век"), и пространственное ("мир") измерение вселенной.
Бог Израиля это Бог всего человечества, а также Властелин
времени и пространства.
36.18-27 Как выбирать
жену. 36.18-20 Каждый стих, вероятно, представляет собой поговорку,
смысл которой необходимость разумного выбора в разных жизненных
ситуациях. Возможно, этот отрывок является вступлением к большему разделу
(36.18-42.14). 36.19,20 сердце см. прим. к 13.25.
36.20 кривое буквально: "извилистое", противоположное
"разумному" (ст. 19). 36.21 Дословно:
"Женщина примет любого мужчину". Эти слова подчеркивают то, что мужчина
в те времена мог выбирать себе жену, а женщина была лишена
этой возможности, ее выдавал замуж отец. 36.24 Помощницей
в Быт 2.18 названа сотворенная женщина. Есть другое чтение:
"второе я"; в еврейском тексте: "укрепленный город".
36.25 Жена сравнивается с оградой имения. В евр. тексте
она названа лучшим виноградником ее мужа. 36.26 Неженатый
похож на вооруженного разбойника, у которого нет постоянного пристанища,
возможно, здесь намек на Каина, который стал изгнанником и скитальцем (Быт 4.12,14).
Сирах резко осуждает мужчин, не вступающих в брак. Это традиционное
отношение, так, рабби Ионатан говорил, что мужчина, который до двадцати лет
не женился, проводит все дни своей жизни в грехе. 36.27
Жена подобна гнезду для птицы.
18Желудок принимает всякую пищу, но одна
пища другой лучше. 19Как гортань ощущает вкус дичи, так
и сердце разумное ложное слово. 20Сердце кривое бед
наделает, но человек многоопытный сумеет воздать ему. 21
Женщина может стать женой любого мужчины, но одна девушка другой лучше. 22Женская красота радует мужчину, и нет для него ничего
вожделеннее. 23Если кротость и доброта на языке у нее,
нет меж людьми ее мужа счастливее. 24Имеющий жену положил начало
имению, это нужная ему помощница, оплот спокойствия. 25Где нет ограды, там имение грабится. У кого нет жены, тот, блуждая, стонет. 26Поверит ли кто вооруженному разбойнику, который бродит из города
в город?! 27Так и человек, гнезда не имеющий, ночующий
где придется.
37 1Всякий друг говорит:
"Я твой друг тоже", но бывает друг лишь по имени. 2Есть ли горше печаль смертельная, когда друг и приятель
врагом становится?! 3О коварная мысль! Как ты вкралась, чтобы
землю покрыть предательством?! 4Когда весел друг, радуется приятель
в час беды против тебя обращается. 5Другу приятель помогает
ради пищи в час войны он за щит берется. 6
Никогда не забывай о друге, забвению не предавай, если разбогатеешь.
37.1-6 Как выбрать друга.
37.1-4 Эти стихи почти дословно повторяют 6.7-13. 37.1 Ср.
Притч 20.6. 37.3 Стих плохо сохранился в греч. и евр. текстах,
вероятно, из-за нежелания приписывать Богу зло. Коварная мысль
дословно: "злая наклонность". В раввинистической традиции
считалось, что Бог создал в человеке некую наклонность ("`ецер"),
которая, не будучи контролируемой, обязательно приведет к желанию зла.
Роль сдерживающего начала отводилась Закону. Согласно другим представлениям, Богом создано
две наклонности стремление к добру и стремление к злу,
причем желание зла в человеке заложено на двенадцать лет раньше, чем
желание добра. 37.5 Трудный стих. Возможно, его смысл тот же,
что и в ст. 4, или же речь идет о хорошем друге, который не оставляет
своего друга в беде. Евр. текст: "Хороший друг сражается против недруга,
он поднимает оружие на противника". 37.6 Никогдане
забывай... дословно: "Никогда не забывай в душе...";
в евр. тексте вместо "в душе" "во время
войны". Если разбогатеешь в евр. тексте: "когда
делишь добычу".
37.7-26
Как выбрать советчика. 37.8-9 Вдруг он, замыслив поймать тебя
в сети дословно: "бросит о тебе жребий".
Смысл не совсем ясен. Известно, что в древности было множество гаданий
об успехе или неуспехе предстоящего дела, но, возможно, здесь слова "бросить
о ком-либо жребий" употреблены в переносном смысле: "иметь
против кого-либо дурной умысел". 37.9 будет стоять напротив
возможно иное понимание: "ополчится против тебя". 37.11
о сопернице вероятно, о второй
жене; см. прим. к 26.6. [Соперницей некогда называли
вторую жену (см. Лев 18.18; Втор 21.15-17). Сирах не одобряет его,
потому что жены не могут жить в мире. Хотя полигамия формально была
разрешена Законом, к этому времени она практически не встречается и нормой
становится моногамия.] 37.12 благочестивым в евр.
тексте: "у кого есть страх [Божий]". 37.14 душа
здесь в значении "ум, разум; совесть". Семь дозорных, стоящих
набашне речь идет или о часовых, или о звездочетах,
пытавшихся по звездам узнать будущее. 37.15 См. Ис 40.3; Иер 42.3;
Притч 16.9. 37.17-18a В евр. тексте: "Корень разумения
сердце, и оно производит четыре ветви, хотя эти четыре в действительности
только две: добро и жизнь, зло и смерть". 37.18 Ср. 27.6-7; см. также Притч 18.21; Мф 12.34. 37.19
В евр. тексте: "Для себя самого он дурак".
37.20 В евр. тексте: "Бывает, мудрый общается с многими
дураками. Бывает, мудрого презирают за его слова, и он лишается приятного
пропитания". 37.24 Ср. Притч 3.35. 37.25 Израиль
вечен потому, что в нём обитает мудрость (24.8) и это народ мудрецов
(44.13-15). Сираха, в отличие от прежних мудрецов, интересует судьба народа,
а не только индивидов.
7Всякий советчик совет свой хвалит, но, бывает,
на пользу себе советует. 8Так береги себя от советчиков,
в чем их нужда, узнай сначала, может, на пользу себе он советует,
вдруг он, замыслив поймать тебя в сети, 9скажет тебе: "Дорога
удачна", сам же будет стоять напротив и смотреть,
что с тобою случится. 10 Не советуйся с тем, кто
на тебя косится, от тех, кто завидует, скрой намерения. 11
Не советуйся с женщиной о ее сопернице, о войне с человеком
трусливым, о покупке с купцом не советуйся, с продавцом
о выгодной сделке, с завистником о благодарности, с жестоким
о благодеянии, с человеком ленивым о всяком деле, с наемным
рабочим о конце найма, с лентяем-рабом о всякой работе
ни у кого из них не проси совета. 12Время
проводи с мужем благочестивым, о котором знаешь, что хранит заповеди,
который с тобой душой и сердцем, тебе сострадает, когда ты падаешь. 13Но лучше держись собственного мнения, нет у тебя надежней
советчика. 14Ведь душа человека иногда скажет лучше, чем семь
дозорных, стоящих на башне. 15А больше всего молись Всевышнему,
чтобы вел Он тебя путем истины.
16Всякое дело начинается с размышления
и с совета всякое начинание. 17Выбор коренится
в сердце, является он в четырех видах: 18Добро и зло,
жизнь и смерть. и всегда язык в этом выборе главный.
19
Бывает искусный учить других, себе ж не приносит никакой пользы, 20бывает, речистый приобретает врагов, так что лишается пропитания, 21Ведь Господь не дал ему милости, и потому он лишился
мудрости. 22Но тот, кто мудро собой управляет,
его здравым советам можно довериться. 23Если мудрый свой народ
наставляет, его здравому смыслу можно довериться. 24Мудрого
человека похвалами осыплют, все, кто видит его, назовут счастливым. 25
Жизнь человека исчисляется днями, но бесчисленны дни Израиля. 26
Мудрый в народе своем заслужит доверие, имя его будет жить вовеки.
27Всю свою жизнь, сынок, подвергай себя испытанию,
замечай, что во вред тебе, и того не делай, 28ведь
не всё идет всем на пользу и не всем нам нравится одно
и то же. 29Не бросайся жадно на всякое лакомство
и на всякую пищу не наваливайся. 30Переедание
причина болезней, обжорство приводит к поносу. 31 Многие
умерли от обжорства, кто воздерживается, жизнь себе продлевает.
37.27-31 Умеренность в пище. 37.27-28 Пословицы
общего характера, но здесь они отнесены к перееданию. Ср. 31.19-22.
37.28 не всё... напользу ср. 1Кор
6.12; 10.23.
Буду очень
благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.