Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (38:1–39:11).
Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую
Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
38
1 Чти врача по заслугам, поскольку он нужен, ведь он
сотворен самим Господом. 2 Всякое лечение
от Всевышнего, врач от царей получает награду. 3 Умение
врачевать его возвышает, меж вельможами он в почете. 4 Господь
из земли создал лекарства, разумный человек не пренебрегает ими. 5 Разве не от дерева вода стала пресною, чтобы сила
Его была явлена? 6 Господь даровал людям знание, чтобы
они прославляли Его за чудеса Его. 7 Ими врач боль облегчает,
из них составляет свои снадобья. 8 Делам Господа
нет предела, всей земле Он дарует здоровье.
9 Когда
болеешь, сынок, не будь нерадивым, но Господу молись, и тебя
исцелит Он. 10 Перестань грешить и воздень руки,
от всякого греха очисти сердце, 11 Принеси благовоние
и хлебную жертву, масла на жертву возлей сколько
можешь позволить. 12 Но и врача позови, ведь Господь
его создал, и пусть будет с тобой, пока в нем нуждаешься. 13 Иногда в их руках твое выздоровление, 14 ведь
и они молятся Господу даровать им успех в облегчении боли и исцеление
для спасения жизни. 15 Но тот, кто грешит против Создателя,
пусть он в руки врача попадется!
38.1-15 Врачи и лекарства.
Возможно, некоторые люди полагали, что обращение к врачу означает
недостаточное доверие к Богу (ср. 2Пар 16.12), и Сирах считает
нужным объяснить, что они заблуждаются. 38.1 Чти врача
в евр. тексте: "Будь другом врачу". Ведь он сотворен
самим Господом т. е. врачевание от Господа. 38.2
Исцеляет Бог, но врач посредник между Богом и больным
(ср. 1.18; 28.3; 34.17). 38.2-3 Почет у правителей доказывает
важность работы врача. 38.3 Ср. Притч 22.29. 38.5 Намек
на горькую воду в Маре, которая стала пресной, после того как Моисей
бросил в нее кусок какого-то дерева (Исх 15.23-25). Чудеса
здесь это прежде всего лекарства, которые человек берет из природы; все они
дары Бога. 38.9-11 сколько можешь позволить перевод
учитывает евр. текст ("по средствам"). Греч. текст загадочен:
"как бы уже не существующий". Сирах убежден, что причиной
болезни является грех (см. Втор 28; Иов 4.7; 8.13; ср. Иак 5.14-16;
Ин 5.14; 9.2,34; Лк 13.2). Поэтому необходимы раскаяние, молитва (см. Иак 5.14-16)
и жертва. Ср. 7.10; 21.1,б; 18.21; 7.31; 35.4-10.
38.11 См. Лев 2. 38.15 Это не нападки на врачей,
но предостережение против грехов: кто грешит, тот заболеет. Ср. раввинистическое
высказывание: "Дверь, которая не открыта для милосердия, откроется
для врача". Но в евр. тексте иной смысл: "Кто грешит
против Создателя, тот дерзок к врачу", т.е. только грешник презирает
искусство врача.
38.16-23 Траур по покойнику.
38.16 Достойно похоронить покойника считалось
одной из самых важных религиозных обязанностей. Тело омывали и заворачивали
в полотно, пропитанное благовонными маслами, и хоронили в день
смерти. 38.17 Необходимым элементом погребения было оплакивание покойного,
часто сопровождавшееся раздиранием одежды, битьем себя в грудь и царапаньем
лица. Ср. Деян 8.2. Плачь пару дней обычно траур
длился не меньше семи дней (ср. 22.12), но, в зависимости от родства,
бывал и более длительным, около месяца. Так, Моисея и Аарона оплакивали
тридцать дней. В течение нескольких дней оплакивание происходило у могилы
(ср. Ин 11.31). Сирах советует сократить срок траура из-за вредного
воздействия печали на организм человека. Совет не предаваться излишней
печали напоминает 30.21-23. Сирах также не упоминает о молитвах за усопшего.
Ср. также 2Цар 12.23. Чтобы не было осуждения надо
помнить об общественном мнении. О конечности бытия см. также 14.16-19;
41.3-4. 38.19б Дословно: "Жизнь бедняка
против сердца". Смысл не совсем ясен, возможно, здесь та же мысль,
что и в предыдущем стихе; тогда слово "бедняк" значит "несчастный",
"не желающий утешиться". 38.22 Воображаемое напутствие
покойника живым. Эти слова стали поговоркой.
16 Сынок, пролей
слезы о мертвом, плач вознеси об ужасной потере, облеки его тело,
как положено, и к погребенью не будь нерадивым. 17 С горьким
рыданьем, слезами жгучими соверши достойное его оплакивание. Плачь
пару дней, чтобы не было осуждения, а затем от печали утешься. 18 Ведь печаль ведет к смерти, сердца печаль истощает
силы. 19 В беде долго печаль остается, сильное горе
тяжко для сердца. 20 Не отдавай себя целиком печали,
от себя удали, помни о собственной смерти. 21 Не забывай:
нет оттуда возврата, мертвому не поможешь, навредишь себе только. 22 "Помни участь мою, и тебя ждет такая же. Я вчера,
ты сегодня". 23 Упокоился мертвый,
пусть и память о нём упокоится, так утешься о нём, когда дух
его удалится.
24 Мудрость ученого от избытка досуга, лишь
свободный от дел обретает мудрость. 25 Может ли мудрым
быть тот, кто шагает за плугом, чем похвалится тот, кто бичом машет, погонщик
быков, своим занятый делом? Лишь о скотине у них беседа. 26 Занят
их ум одними лишь бороздами, трудятся допоздна, коровам корм задавая. 27 Так же ремесленник всякий, так же строитель
все свои дни и ночи они за работой проводят, резчики заняты резьбою печатей,
терпеливо разнообразят рисунок, добиваются схожести в изображении,
трудятся допоздна, чтобы закончить работу. 28 Так же кузнец,
что рядом сидит с наковальней, думает лишь о вещах, что сделаны
из железа. Дым и огонь его изнуряют тело, борется он с печным
жаром, только стук молотка и слышит, глаз не отводит от образца
сосуда, думает лишь о том, как закончить работу, трудится
допоздна, украшая изделие. 29 Так и горшечник, который
сидит за работой, крутит ногами круг гончарный, весь постоянно
в заботе о деле, вся работа им рассчитана точно, 30 формует
из глины руками посуду, весь согнутый, он истощает силы, погружен
он в мысли о глазури, трудится допоздна, печь от золы вычищая. 31 Все эти люди на руки свои полагаются, каждый из них
в своем ремесле искусен. 32 Никакой город без них
не населится, не будет ни обитателей в нем, ни путников. 33 Но
не зовут их на советы, они не займут в собрании высокого места,
не сидят они в кресле судейском, не принимают судебных решений, 34 не излагают ни порицаний, ни приговоров и притч
изречь не способны. Но держится ими быт житейский, и о
своем ремесле их молитва.
39
1 Но не так у того, кто предан сердцем и мыслью
погружен в Закон Всевышнего. Он исследует мудрость прошлых поколений,
занимает себя изучением пророчеств, 2 сохраняет речения
мужей знаменитых и в тонкости притч погружается, 3 проникает
в сокровенный смысл изречений и притч загадки разгадывает. 4 Вельможи
пользуются его служением, и он будет среди правителей,
будет путешествовать в чужие страны, добро и зло их узнает на опыте. 5 С раннего утра он искать стремится Господа, своего
Создателя, перед Всевышним он молится: отверзает уста в молитве
и о грехах своих совершает моление. 6 Если Господь великий
захочет, Он наполнит его духом разума, и будут источать слова его
мудрость, в молитве воздаст он Господу благодарность. 7 Волю
и ум его Господь направит, и будет он размышлять о Его тайнах, 8 он явит воспитанность и ученость, похвалится законом
Завета с Господом. 9 Восхвалят многие его разум,
он вовеки забыт не будет, память о нем никогда не погибнет,
имя его будет жить в поколениях. 10 О мудрости его
расскажут народы, хвалу воздадут ему в собрании. 11 Пока
он жив, его имя ведомо тысячам, когда умрет, оно не исчезнет.
38.24–39.11 Люди физического
труда и мудрость. Весь этот отрывок имеет большое сходство с егип.
текстом периода Среднего Царства о превосходстве работы "писца"
над теми, кто занят физическим трудом. Вероятно, Сирах и его ученики
были достаточно богатыми, чтобы не трудиться, вряд ли они имели
какое-нибудь ремесло. В более поздние времена рабби, как правило, занимались
также физическим трудом (ср. Деян 18.3). 38.24 ученого
буквально: "писца". Это слово постепенно перестало означать
простого переписчика и приобрело значение ученого, или мудреца. Такой
человек занимается тем, что изучает Священное Писание и обучает других.
В Египте у мудрости и писцового искусства был свой Бог по имени
Набу. Герой ассирийской легенды писец Ахикар назван также советником всей Ассирии
и хранителем печати царя Сеннахериба. 38.25-30 Сирах, в отличие
от позднейших фарисеев, презиравших всех тех, кто не изучал Закон так же,
как они, не относится пренебрежительно к пастухам, пахарям и ремесленникам,
но лишь констатирует факт, что у них нет времени на изучение мудрости,
потому что они работают с утра до ночи. Хотя на них держится
жизнь города, им не быть судьями, учителями, законодателями, правителями.
39.1-3
Законом часто называлось всё Священное
Писание, состоявшее из трех частей: собственно Закона, или Торы, Пророков
и Писаний. Первые две названы прямо, третью же, включавшую в себя
Псалмы, Иова и Притчи, Сирах, вероятно, называет мудростью. 39.2 сохраняет
речения мужей знаменитых известно, что фарисеи
и учителя Закона наряду с письменным Законом почитали устную традицию,
т. е.предания отцов (см. 8.8-9; ср. Мк 7.3-5). 39.4 Такие
люди часто бывали советниками, послами, министрами, казначеями и занимали
другие важные посты. О пользе путешествий см. 34.9-12. Евр. мудрецы
иногда подражали бродячим философам эллинистического периода. Важные должности,
которые они исполняли, также часто были связаны с путешествиями. Добро
и зло словосочетание, имевшее на Востоке значение "всё"
(ср. Быт 2.9); здесь может быть в значении: "положительные
и отрицательные явления". 39.5 См.
прим. к 32.14. [Традиционное описание благочестивого человека;
ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).] 39.6-11 Напоминание
о том, что мудрость дар Господа (ср. 6.37; 51.17).
39.7 Под тайнами понимается знание о Боге, открытое
в Писаниях и доступное лишь тем, кто их изучает. 39.8-11
Эти стихи продолжают и расширяют тему 37.23-26. 39.11б Смысл
не совсем ясен; перевод условен. Слава о нём или переживет его,
или во много раз увеличится.
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.