Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (стихи
31:25–33:33). Этой книги нет в протестантском каноне Библии,
но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях
в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
25Храбрецом
себя с вином не показывай, ведь многих вино погубило. 26
Как печь испытывает железо во время закалки, так и вино сердца драчунов
чванливых. 27Вино в людей вселяет бодрость, если пьешь
его умеренно. Что за жизнь, если вино отсутствует? Оно создано людям
на радость. 28Отрада для сердца вино, для души
веселье, если знаешь ему время и меру. 29Горесть для души,
когда вина пьется много в раздражении и жажде мести. 30
Пьянство гнев глупца во вред ему разжигает, уменьшает силу, наносит раны. 31Во время пирушки не обличай соседа, не унижай его,
когда ему весело. Не говори ему обидного слова, не требуй
вернуть долги обратно.
31.25-31 Вино. Как и всюду в Ветхом
Завете, вино считается даром Божьим человеку, оно доставляет радость, но пить
его надо умеренно (см., например, Пс 104 (103).15; Притч 31.6-7). Об опасностях,
связанных с излишним его употреблением, см. Притч 20.1; 23.20-21,29-35.
31.25 Храбрецом себя... вероятный смысл: а) в схватке
с вином победа всё равно останется за ним; б) иногда вино
пьют, чтобы показать себя мужчиной. Вероятно, пословичное выражение; ср. Ис 5.22.
31.27-29 Ср. Пс 104 (103).15; 2Мак 15.39 (40). 31.29б Смысл
не совсем ясен; перевод следует евр. тексту; возможный смысл: "и это
приводит к раздражению и жажде мести (или ссоре)"; греч. текст:
"к ложному шагу". 31.31 Пир это время
радости, веселья, смеха, когда не нужно портить удовольствие соседа напоминанием
о неприятных вещах.
32 1Если выбран ты предводителем
пира, не заносись, веди себя с остальными на равных. Прежде
чем сесть, о них позаботься, 2 лишь выполнив долг, займи свое
место, будешь радоваться сам их удовольствию и получишь венок
за свое поведение. 3Если ты старший, тебе говорить подобает,
но умей замолчать и музыке не препятствуй. 4Не
умножай речей, когда есть развлечения, не выказывай мудрецом себя не ко времени. 5Что рубиновая печатка на кольце из золота, то и музыка
во время пирушки. 6Что изумруд в золотой оправе,
то и приятная музыка вместе с вином хорошим.
7
Если же молод ты, говори, когда нужно, раза два, не больше, лишь когда
спросят. 8Говори кратко, о многом в словах немногих,
как человек знающий, но молчать умеющий. 9В кругу вельмож
не равняйся с ними, и, когда говорит другой, умей умолкнуть. 10Как грома удару предшествует молния, так и почет предваряется
скромностью. 11С места вовремя встань, не уходи последним,
домой поспеши без промедления. 12Там развлекайся и делай
что хочешь, только не обижай надменным словом. 13Благословить
не забудь тебя Сотворившего, что чашу твою наполнил дарами.
32.1-13 Предводитель пира.
32.1 В эллинистическом мире существовал обычай выбирать главу,
или "царя" пира, затем он был заимствован евреями (см. 2Мак
2.28; Ин 2.8). Быть предводителем пира считалось очень почетным.
32.2 Венками(обычно из роз) на пирах награждали отличившихся
(см. также Ис 28.1-4; Прем 2.8). 32.3 На пирах
часто велись беседы. В древности старшие по возрасту имели право говорить
первыми. 32.36 Совет старшим не увлекаться поучениями и не мешать
остальным веселиться. Музыка в древности так называли
не только инструментальную музыку, но и пение, декламацию, а иногда
даже небольшие театральные представления. 32.7-13 Наставление молодым:
им лучше слушать, что говорят другие. 32.13 После пира традиционно
благодарили Бога, потому что все эти хорошие вещи даны Им. Язычники благодарили
богов, возливая вино в их честь; ср. Иов 1.5.
32.14-33.6 Страх
Господень. Здесь содержатся разные наставления о жизни, согласной
с Законом. Ср. 1.11-20. 32.14 спозаранку ищет
традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1
(62.2). 32.16 Евр. текст:
"Они узнают праведность и выйдут из тьмы своих мыслей".
Волю возможно иное понимание: "благоволение"
(ср. 1.26; 15.15). 32.17 найдет... извинение в греч.
тексте игра слов: в ст. 16 "кри́ма" (воля), а здесь "сю́нкрима".
В евр. тексте: "преступят Закон". 32.18-19 Рассудительность
и обдуманность поступков неотъемлемые черты человека мудрого,
который старается узнать, чего требует от него Закон. Евр. текст отличается:
"Мудрый не презирает мудрость, гордый же и пустой не соблюдают
Закона". 32.20 и тогда не споткнешься о камни
в евр. тексте и сир. пер.: "не споткнешься дважды о камень";
вероятно, пословица; ср. "наступать на одни и те же грабли".
32.21 ровный путь возможен другой смысл: "неисследованный,
неизвестный путь"; он может лишь казаться гладким; ср. также 21.10.
32.22 В некоторых евр. рукописях не "дети, потомство",
а "пути", и тогда смысл иной: "смотри, куда идешь".
32.23 насебя самого полагайся т. е. доверяй суждению
своей совести; в евр.: "наблюдай за собой, храни себя".
33.1 Ср. Притч 12.21; Иов 5.19;
Пс 91 (90); см. также 29.12; 51.9,12. 33.2аВ евр. тексте: "Кто
ненавидит Закон, тот не мудр". 33.2 неискренний
буквально: "лицемерный"; так назывались прежде всего отступники,
ненавидевшие Закон (ср. Иов 8.13; 20.5). О буре см. Иак 1.6.
33.3 Человек разумный... в евр. тексте: "Мудрый
понимает слово Яхве". Оракул Господа урим и туммим
(Числ 27.21; 1Цар 14.42; 28.6; ср. также Сир 45.10) какие-то
предметы в эфоде (нагруднике) первосвященника, некогда служившие для того,
чтобы получать ответы на задаваемые Богу вопросы. Неизвестно, пользовались
ли ими после царствования Давида. По мнению Сираха, оракулы уже не нужны,
так как мудрый и боящийся Бога найдет все ответы в Законе.
33.5 чувства буквально: "внутренности"; в евр. антропологии
считались седалищем чувств. 33.6 Как жеребец не испытывает
привязанности к одному господину, так и неистинный друг Закона.
14
Боящийся Господа наставление примет, кто Его спозаранку ищет, получит Его
одобрение. 15Кто изучает Закон, им насытится, лицемеров
же Он поймает в ловушку. 16Боящиеся Господа волю Его
узнают, от них Его заповеди просияют светом. 17Грешный человек
отклонит обличение извернется, найдет себе извинение.
18
Человек рассудительный не пренебрежет размышлением, безрассудный и гордый
не знает сомнения. 19Ничего не делай необдуманно
и тогда, что-то сделав, не будешь раскаиваться. 20Не
ходи по дороге, где много препятствий, и тогда не споткнешься
о камни. 21Но и на ровный путь не полагайся, 22даже с детьми своими будь осторожен. 23Во всяком
деле на себя самого полагайся, это тоже исполнение заповедей. 24
Полагающийся на Закон держится заповедей, доверяющий Господу не потерпит
убытка.
33 1Боящийся Господа со злом
не встретится, из испытаний выйдет снова и снова. 2
Мудрый человек не возненавидит Закона, неискренний же словно
корабль в бурю. 3Человек разумный доверяет Закону: он
надежен, как оракул Господа.
4Речь приготовь и тебя
услышат, дай ответ, выказав знание. 5Колесо телеги
чувства глупого, вращающаяся ось его мысли. 6
Насмешливый друг что жеребец перед случкой, ржет он под всяким
всадником.
7Почему один день лучше другого, хоть в году каждый день
от солнца свет получает? 8По решению Господа
они различаются, Он назначил времена и праздники: 9
одни из дней освятил и возвысил, к дням обычным причислил другие. 10Так и люди все из праха, Адам из земли был создан. 11Но по Своей многомудрости Господь различил их
и пути им назначил разные: 12одних из них благословил и возвысил,
одних освятил и к Себе приблизил, других же проклял Он и унизил
и заставил покинуть их место. 13Как в руке у горшечника
глина что захочет, то с нею и сделает
так и люди в руке их Создателя, по воле Своей воздает им. 14Напротив зла добро находится, жизнь смерти напротив,
так и грешник напротив набожного. 15Рассмотри
все дела Всевышнего: все по парам, одно напротив другого.
33.7-15 Различия в людях.
Как все дни освещаются солнцем, так и все люди созданы из земли,
но по воле Бога их пути и судьбы различны. 33.7-9 Речь
идет не об астрономической разнице, но о разной религиозной значимости
священных праздничных дней и обычных. 33.8 по решению
дословно: "по знанию"; здесь знание синоним мудрости. 33.9 Рабби Акива объяснял неравенство
людей на примере превосходства субботы над остальными днями недели.
33.10 См. Быт 2.7. 33.11-12 Мысль, близкая к идее
предопределения; см. противоположное утверждение о свободной воле в 15.11-20.
32.12 возвысил- прежде всего народ Израиля; освятил
т.е. сделал Своими служителями (ср. Числ 16.5; Иер 30.21; Иез 44.15);
приблизил сделал священниками; проклял- ханаанеев и других
врагов Израиля (ср. Быт 9.25-27); заставил покинуть их место ср.
Ис 22.19. См. также песнь Анны в 1Цар 2.6-8 и Лк 1.51-53.
33.15 Образ глины в руках горшечника был традиционным; см.
Ис 45.9; Иер 18.1-6; Рим 9.12-23. Вопрос о соотношении свободной воли
и предопределения обсуждался в различных направлениях иудаизма и в христианстве.
В конце стиха евр. и сир. тексты добавляют: "напротив света
тьма". Нельзя не увидеть развивающийся дуализм, особенно ярко отраженный
в кумранских рукописях, а позже в Евангелии от Иоанна. Но,
несмотря на силу зла, вселенная никогда не выходит из подчинения Богу.
33.16-33
Глава семьи. 33.16-19 Сирах прилагает
к себе идею Божественного определения. 33.16 последний из
всех по мнению Сираха, он замыкает собой череду великих учителей,
называя себя последним по времени и авторитету. Тех он называет
сборщиками винограда, он же лишь подбирает остатки (ср. Иер 49.9;
Ис 24.13; см. также 1Кор 15.10). Возможно, этот текст замышлялся как эпилог
сочинения. 33.18 Стих совпадает с 24.34. 33.19 предводителисобрания
старейшины синагоги и другие авторитетные люди. 33.20-24 Независимость.
33.22 смотреть наруки знак подчинения, ср. Пс 123(122).2.
33.25-33 Отношение к рабам. Сирах всегда употребляет слово, которое значит
"домочадец", это обычное наименование раба, выполнявшего разные виды
домашней работы. 33.25 Сравнение с ослом означает, что
раб ничем не отличается от домашнего животного,
хотя в Израиле рабство было несравненно мягче, чем в других странах.
В эллинистических странах в рабе часто видели не человека, но говорящее
орудие (так, например, считал Аристотель). Обычно Сирах мягок к рабам, потому
что у евреев раб был членом семьи и на седьмой год должен
был быть отпущен на свободу (см. 4.30; 7.20-21); кроме того, согласно
Закону, рабы обладали некоторыми правами (см. Исх 21.1-6; 26-27;
Лев 25.46; Втор 15.12-18). 33.27 Ср. 30.1, 12; Притч 26.3.
33.28 чтобы не былпраздным евр. текст добавляет:
"и не поднимал головы". Ср. пословицу: "Праздность
мать всех пороков". 33.30-33 Эти стихи отличаются по тону от предыдущих,
вероятно, в 33.25-29 шла речь о плохом и ленивом рабе, а здесь
о хорошем. 33.31 как с собою т. е. рассматривай
его как свое второе я, как своего брата (см. ст. 32). Приобрелего кровью
возможно разное понимание: а) за деньги, приобретенные тяжелым трудом,
"потом и кровью"; такое понимание в евр. тексте: "за
высокую цену"; б) возможен намек на обычай, описанный в Исх 21.6,
где говорится о прокалывании уха у раба.
16И я, последний из всех, трудился, недосыпая,
подбирая оставшееся за сборщиками винограда, 17и преуспел по благословению
Господа, гроздями наполнив свою давильню. 18Так поймите, не для себя
одного я трудился, но для всех, кто стремится к знанию. 19Выслушайте меня, вельможи народа, преклоните слух, предводители
собрания!
20Ни сыну и ни жене, ни брату и ни другу
не отдавай над собой власти, пока живешь ты. Не отдавай другому свое имущество,
не то, передумав, захочешь вернуть обратно. 21Пока есть в тебе
жизнь и дыхание, не позволяй никому занять твое место: 22
пусть лучше дети у тебя просят, чем будешь смотреть на сыновей руки. 23Во всех делах своих будь за главного, не позволяй запятнать
честь свою. 24Пусть пройдут до конца дни твоей жизни,
лишь во время кончины раздели наследство.
25Для осла
корм, палка и ноша, для раба хлеб, наказанье, работа. 26Займи работой раба, если отдыха хочешь: если руки праздны, он
будет искать свободы. 27Ярмо и ремень согнут вола шею,
плохого раба дыба и пытки. 28Работой займи его,
чтобы не был праздным, ведь праздность учит многим порокам. 29
Приставь его к делу, как ему и положено, не подчинится
закуй ноги в цепи. 30Слишком многого ни от кого не требуй,
ничего не делай вопреки справедливости. 31Раб у тебя один
обращайся с ним, как с собою, ведь ты приобрел его кровью. 32
Если есть раб у тебя, обращайся с ним, словно с братом,
он тебе нужен, как ты себе нужен. 33Будешь его обижать
от тебя убежит он. Где, на какой дороге искать его станешь?
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.