4
1 И снова Иисус у моря, и снова
Он учит людей. Собралась вокруг Него такая толпа, что Ему пришлось сесть
в лодку. Лодка была в море, а весь народ стоял на берегу.
2 Иисус долго учил их притчами и в Своем
учении говорил:
3 – Слушайте:
вот вышел человек* сеять. 4 И когда он сеял, одна часть зерен упала
у дороги – прилетели птицы и склевали всё. 5 Другая часть упала на каменистую
почву, где земли было мало, – и тотчас
зерно проросло, потому что оно* было
неглубоко в земле, 6 но когда взошло солнце, оно его опалило,
и росток, не имея корня, завял. 7 Другие зёрна упали среди колючек –
колючки выросли и заглушили их, и они не дали колоса. 8 А другие зёрна упали в землю добрую,
стали расти и подниматься – и дали урожай тридцатикратный,
шестидесятикратный и* стократный.
9 Иисус сказал:
– У кого есть уши, пусть
услышит!
4.4-8 См. прим. к Мф 13.4-8.
[По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевалось,
а лишь потом вспахивалось.]
4.8тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный — см. прим. к Мф 13.8 [— это
невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай
семикратный, а десятикратный считался богатым.].
4.1 Мк 3.9-10; Лк 5.1-3
4.10иносказаниями —
буквально: "притчами" [— в еврейской традиции так назывался
не только короткий рассказ с нравоучением, но и пословица,
поговорка, загадка, крылатое слово, мудрое речение, аллегория (см., напр., Книгу
Притчей Соломоновых, представляющую собой собрание афоризмов и кратких поучений).
Притча — это расширенное сравнение, она всегда содержит элемент
загадочности, будоражащей воображение и требующей работы ума, чтобы понять
ее смысл и осознать, что в ней обращено непосредственно к каждому
из слушателей. Притчи были широко распространены на Востоке, где умение
слагать их считалось признаком мудрости.].
4.12так что они глазами смотрят... —
возможно иное понимание: "чтобы глазами смотрели..."
4.15посеянное в них — в некоторых
рукописях: "посеянное в их сердцах".
4.13-20 Мф 13.18-23; Лк 8.11-15
10 Когда Его спутники и двенадцать
учеников остались одни, они стали спрашивать Иисуса, почему Он говорит
иносказаниями.
11 – Вам открыта тайна Царства
Бога, – сказал им Иисус, – а тем, посторонним,
всё говорится иносказаниями, 12 так что они
глазами смотрят – и не видят,
ушами слушают – и не понимают, а если бы
вернулись* к Богу, были бы прощены.
13 – Вы не поняли этой притчи? –
спрашивает их Иисус. – Как же вы сможете понять другие
притчи? 14 Сеятель сеет слово. 15 Зёрна, что посеяны у дороги, –
это люди, которые слышали слово, когда оно сеялось, но тут же
приходит Сатана и уносит посеянное в них слово. 16 Те, что посеяны на каменистом месте, –
это люди, которые, услышав слово, тотчас с радостью его принимают,
17 но у них нет корня, и потому
они недолговечны. Придет беда или гонения из-за слова – они тотчас
отступятся. 18 А другие – как зёрна,
посеянные среди колючек: они слышат слово, 19 но приходят повседневные заботы,
соблазны богатства и другие страсти – и зерно остается бесплодным.
20 А посеянные на доброй земле –
это те, кто слышит слово и принимает его: они приносят тридцатикратный,
шестидесятикратный и* стократный урожай.
21 И еще сказал им Иисус:
– Разве вносят светильник в дом, чтобы сразу
его погасить* или поставить под кровать? Нет, его ставят на подставку! 22 Нет ничего тайного, что не станет
явным, и нет ничего скрытого, что не выйдет
наружу. 23 У кого есть уши, пусть услышит!
24 И еще сказал им Иисус:
– Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
Какой мерой вы мерите, той и Бог вам отмерит и прибавит
еще. 25 У кого есть, тому даст Он. А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято*.
4.21чтобы сразу его погасить — дословно: "чтобы поставить
его под горшок". Светильник представлял собой небольшой глиняный
сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы погасить светильник, его обычно
накрывали горшком, а не задували.
4.24той и Бог вам — в некоторых
рукописях: "той и Бог вам, слушающим".
– Царство Бога, какое оно? Вот представьте себе:
бросает человек* в землю зерно, 27 затем ночью спит, днем встает,
а зерно прорастает, тянется вверх – он и не знает как. 28 Сама собой плодоносит земля: сначала
дает зеленый стебель, потом – колос, потом –
полное зерно в колосе. 29 А когда созреет урожай, человек
сразу берется за серп – настало время жатвы.
4.29
Иоиль 3.13
30 И еще сказал им Иисус:
– С чем сравнить нам Царство Бога и какой притчей его изобразить? 31 Представьте себе: вот горчичное зернышко.
Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян на земле. 32 А когда посеют – оно взойдет и поднимется выше всех в огороде растений,
и вырастут на нём такие большие ветви, что в их тени птицы смогут вить гнёзда.
4.31-32горчичное зернышко —
[здесь в значении чего-то очень маленького (ср. русское "с маково
зернышко").]
33 И еще много таких притч рассказал Он,
возвещая слово, чтобы они смогли Его понять. 34 Без притч Он ничего не говорил,
а наедине с учениками объяснял им всё.
4.33-34 Мф 13.34
35 Вечером того же дня Иисус говорит им:
–
Давайте переправимся на тот берег.
36 Они, оставив народ, садятся к Иисусу
в лодку. Были там и другие лодки. 37 Поднялась сильная буря. Волны били
в лодку так, что захлестывали ее. 38 А Иисус на корме спал, положив
голову на подушку. Ученики будят Его.
– Учитель, Тебе дела нет, что
мы погибаем?! – говорят они.