37
В последний, самый великий день праздника Иисус встал и громким голосом
воскликнул:
— Тот, кто жаждет,
пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! 38
Ибо* в Писании сказано:
"Из сердца его, потекут ре́ки живой воды́".
39
Иисус сказал так о Духе, которого получат те, кто поверит в Него.
К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был
облечен в Божью славу*.
40
Некоторые из толпы, услышав Его слова, сказали:
—
Этот человек действительно Пророк!
41 —
Это Помазанник! — говорили другие.
—
Разве может Помазанник прийти из Галилеи? — возражали им. —
(42) Разве не говорится в Писании,
что Помазанник — потомок Давида, из деревни Вифлее́м,
откуда родом Давид?
43
И в толпе произошел раздор из-за Иисуса. (44) Некоторые
даже хотели схватить Его, но всё же никто Его не тронул.
45
А стража вернулась к старшим священникам и фарисеям.
—
Почему вы не привели Его? — спросили те.
46 —
Так, как этот человек, еще никто никогда не говорил! — ответили
стражники.
47 —
Он что, и вас сбил с толку? — сказали им фарисеи. —
(48) Разве поверил в Него хоть кто-нибудь
из старейшин? Или кто-нибудь из фарисеев? (49) Только
этот сброд, эти невежды, не знающие Закона, они прокляты Богом!
50
Но один из их числа — это был Никодим, приходивший
раньше к Иисусу, — сказал им:
51 —
Разве наш Закон разрешает выносить приговор человеку, не выслушав его
сперва и не установив, что он сделал?
52 —
Вот как? Ты что, тоже из Галилеи? — сказали они. —
Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не может быть из Галилеи.
8
Иисус же отправился на Масли́чную гору. (2) Рано утром
Он снова появился в Храме. Весь народ направился к Нему, и Иисус,
сев, стал их учить. (3) В это
время учителя́ Закона и фарисеи приводят к Нему женщину, уличенную
в измене мужу. Поставив ее перед всеми, (4) они говорят
Ему:
—
Учитель, эту женщину застигли с поличным: она изменяла мужу. (5) Моисей
в своем Законе велел нам побивать таких камнями. А что скажешь
Ты?
6
Они говорили так, рассчитывая подловить Его, чтобы потом было в чём
обвинить.
Но Иисус, склонившись,
что-то писал пальцем на земле. (7) Они
не отставали, и тогда Он, подняв голову, сказал им:
—
Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит в нее камень! —
(8) И, снова склонившись, продолжал писать на земле.
9 Услышав
это, люди один за другим стали расходиться, и первыми ушли самые старшие.
Иисус остался один с женщиной, стоявшей перед Ним. (10) Подняв
голову, Он спросил ее:
—
И Я тебя не осуждаю, — сказал Иисус. — Ступай
и больше не греши.]
1.21Илья — люди верили, что во исполнение пророчества Малахии
перед наступлением Дня Господа на землю явится пророк Илья. В других
Евангелиях подчеркивается, что Иоанн явился, облеченный силой Ильи, и ему
предназначено Богом исполнить миссию Ильи. Пророк — тот, который
должен был явиться, чтобы возвестить приход обещанного Богом Помазанника.
7.2праздник Шалашей, или Кущей (евр. Сукко́т) —
первоначально осенний праздник урожая, который люди проводили в шалашах.
Позже был переосмыслен как воспоминание о скитаниях в пустыне,
когда люди жили в шалашах и палатках. Праздник начинался 15 числа
месяца Тишри́ (сентябрь — октябрь) и продолжался семь дней,
за которыми следовал восьмой — день праздничного покоя. Иосиф
Флавий называет этот праздник особенно священным и важным для евреев,
так как он был связан с Днем Господа, когда мессианский Царь должен
был въехать в Иерусалим на осле и очистить Святой город, после
чего потоки живой воды потекут из него в Мертвое море и возродят
его.
7.27 По некоторым
древним представлениям, происхождение Помазанника неизвестно. Юстин свидетельствует
о таких верованиях: "Мессия, даже если уже родился и существует,
неизвестен и даже сам о себе не знает и не имеет никакой
силы, пока Илья не помажет Его и не сделает Его известным
всем". В апокалиптической 4 Книге Ездры говорится о том, что Мессия
выйдет из моря. Так как многие были уверены в галилейском
происхождении Иисуса, они считали, что Он не может быть Помазанником
(см. 7.4142; ср. 9.29).
7.37в последний день — это может быть седьмой или восьмой
день праздника (см. прим. к 7.2), хотя, скорее всего,
это седьмой день, так как восьмой не назывался "величайшим".
7.3738 Одним из символов
праздника была вода. В эти дни молились о дожде, и, если дождь случался,
это предвещало богатый урожай в следующем году. Каждое утро в течение
семи дней торжественная процессия шла к Силоамскому водоему на храмовой
горе, священник наполнял золотой кувшин водой из источника, питавшего водоем;
затем ликующая процессия с пением псалмов и с ветвями в руках
шла к Храму, где совершалось возлияние этой воды вместе с вином
на жертвенник. Иисус, будучи источником живой воды для всех верующих,
отныне заменил собой этот праздник. Пусть приходит
ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! Ибо в Писании... —
возможно иное понимание: "пусть приходит ко Мне и пьет! Ибо в Писании
сказано: "Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой
воды".
7.38 Происхождение
цитаты неизвестно, вероятно, это парафраз Зах 14, который читался во время
праздника. Из сердца — буквально: "из живота".
Греческое слово "койли́я", которым переводится еврейское "гуф",
употреблено метафорически и означает: "человек, его личность, его сущность".
7.39Дух —
в некоторых рукописях: "Святой Дух".
7.41Галилея, с точки зрения жителей Иудеи, была полуязыческой территорией;
галилеяне не исполняли Закон с той тщательностью, которой добивались
фарисеи. См. также прим. к 7.27.
7.45старшие священники — буквально: "первосвященники" —
в строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой
титул сохраняли и прежние первосвященники; иногда так назывались члены
их семей, а также и старшие священники, руководившие своими сменами
(см. Лк 1.8).
7.49невежды, не знающие Закона — то есть те, которые в раввинистической
литературе называются "амхаа́рец, люди земли", в противоположность
"ученым и мудрым". Такие люди, по мнению некоторых раввинов,
находились вне истинной религии.
7.51
См. Исх 23.1; Втор 1.16; 17.4; 19.1519. Фарисеи, не исполняя
прямого требования Закона, сами выступают его нарушителями и ничем
не отличаются от тех, кого подвергают критике (см. 7.49).
7.52Пророк —
здесь имеется в виду не вообще пророк (например, Иона был родом
из Галилеи), а Пророк, прихода которого ожидали в последние времена
(см. также прим. к 1.21).
7.53–8.11
Текст, заключенный в квадратные скобки, в наиболее древних и авторитетных
рукописях отсутствует. В некоторых же рукописях находится после Ин 21.24
или Лк 21.38,
а в одной рукописи — после Ин 7.36.
8.3учителя Закона —
люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего
Закона Моисея; они были, как правило, из фарисеев.
8.7
По Закону свидетель обвинения должен был первым бросить камень в осужденного
на смерть через побиение камнями.
8.9стали расходиться, и первыми ушли самые старшие — в некоторых
рукописях: "стали расходиться, обличаемые совестью, и люди важные, и люди
малые".
8.10Подняв
голову — в некоторых рукописях: "Подняв голову и не видя
никого, кроме женщины". Где они все? — в тех же
рукописях: "Где твои обвинители?
7.37
Лев 23.36 7.38 Иез 47.1; Зах 14.8
7.42 2Цар 7.12; Мих 5.2 7.50 Ин 3.12
8.5 Лев 20.10; Втор 22.2224