27 Иисус
пошел с учениками в селения близ Кесари́и Филипповой. По дороге
Он спросил учеников:
–
Кем считают Меня люди?
28 –
Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие – что Илья*,
а некоторые – что один из пророков, – ответили
они.
29 – А вы кем
считаете Меня? – спросил Он их.
–
Ты – Помазанник Божий, – ответил Петр.
30 Иисус
строго наказал им никому о Нём не говорить.
8.27Кесария Филиппова — см. прим.
к Мф 16.13 [Кесария называлась Филипповой, чтобы отличить
ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря
и ставшей резиденцией римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена
у истока Иордана, на склонах горы Гермон.].
8.28Илья [— ветхозаветный пророк, совершивший великие чудеса,
которого Бог живым взял на небо. Согласно Писанию, перед приходом
ПомазанникаБожьего Илья должен был вернуться на землю.] .
8.29Помазанник [(евр. Маши́ах) — долгожданный
царь из рода Давида, который, согласно еврейскому преданию, должен был свергнуть
иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Он явится в конце
времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только
над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов.
С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья
и изобилия.].
8.31старейшины, старшие священники и учителя Закона — члены
Совета [(греч. Синедрио́н, в евр. произношении Санхедри́н) —
высший еврейский религиозно-политический орган, в функции которого входило
и судопроизводство. В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона. Кроме того, при местных
синагогахбылисоветы старейшин.] [Старейшины(греч.
пресбю́терой) — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле.
Старшие священники(буквально: "первосвященники") —
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений в Храме.
Учителя Закона(буквально: "писцы, книжники",
евр. софери́м) — люди, занимавшиеся углубленным изучением
и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали
к фарисеям.]. Через три дня — в некоторых рукописях:
"на третий день".
8.34возьмет свой крест — см. прим.
к Мф 10.38 [Осужденный сам нес перекладину креста на место
казни. Так как казнь через распятие со времен римского владычества
часто применялась в Палестине, то зрелище это было довольно привычным.
Здесь в метафорическом смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа,
должен быть готов к страданиям и даже смерти за свою веру.].
8.35-37жизнь — см. прим.
к Мф 16.25-26 [В греческом тексте вместо слова жизнь
всюду стоит "душа"; в Писании душа — это дыхание
жизни, которое вдохнул при рождении в человека Бог, т.е. сама жизнь
(см. Быт 2.7).].
9.5Рабби́! [(евр. "мой великий") —
почетное обращение к уважаемому человеку, преимущественно к учителю.]
Как хорошо нам здесь! — см. прим.
к Мф 17.4. [— греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно,
это происходило во время праздника Суккот (т.е. шалашей, или кущей),
когда люди должны были жить в специально сделанных для этого шалашах.]
9.7облако — см. прим.
к Мф 17.5 [— сияющее облако было знаком Богоприсутствия].
31 И Он начал
учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что
старейшины, старшие священники и учителя́ Закона отвергнут Его, и что
Его убьют, но через три дня Он воскреснет. 32 Он говорил
об этом открыто.
Тогда Петр отвел Его в сторону
и стал Ему перечить. 33 Но Он,
обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
–
Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском*!
34 Подозвав
к себе народ и учеников, Иисус сказал:
– Кто хочет
следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет
свой крест – и тогда следует за Мной. 35 Кто хочет
спасти свою жизнь, тот ее потеряет. А кто свою жизнь
потеряет ради Меня и Радостной Вести, тот ее спасет. 36 Что пользы
человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? 37 Разве не всё отдал бы он,
лишь бы вернуть себе жизнь?! 38 А кто
постыдится признать Меня и Мои слова перед этим безбожным
и грешным поколением, того и Сын человеческий постыдится признать,
когда придет облеченный в славу Отца Своего с Божьими ангелами.
9
1 Иисус сказал:
–
Верно вам говорю, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать
смерти, как увидят, что Царство Бога явилось в полной силе.
2 Через
шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и ведет их на высокую
гору. Они были там одни. Вдруг Его облик изменился у них на глазах.
3 Одежда Его стала сверкающей, ослепительно
белой, как никто не смог бы отбелить на земле. 4 Явились
перед ними Илья* с Моисеем и разговаривали
с Иисусом.
5 И Петр
говорит Иисусу:
– Рабби́!
Как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша: один Тебе,
один Моисею и один Илье*.
6 Ведь
он не знал даже что сказать – так они были перепуганы. 7 И тут
явилось облако, покрывшее их своей тенью, и из облака раздался
голос:
– Это Мой любимый
Сын. Его слушайте!
8 Они вдруг
оглянулись и видят: никого больше нет, с ними один Иисус.
*8:28
В СРП (1-е изд-е, 2011 г.) именно так, в отличие
от 6:15, 9:4 и др., где стои́т "Илия".
(Эти примечания сделаны редактором рассылки.) *8:33 В СРП:
"не о Божьем — о человеческом" (и, видимо, именно
этот вариант более правилен с т. зр. русского языка). *9:4,5
В СРП: "Илия", "Илие".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.