18 Однажды, когда ученики Иоанна и фарисеи
постились, пришли к Иисусу люди и спросили:
– Почему ученики Иоанна и ученики
фарисеев постятся, а Твои ученики не постятся?
19 Иисус сказал им:
– Разве гости постятся на свадьбе у жениха?
Пока жених с ними – не постятся! 20 Но наступят дни, когда
отнимут у них жениха, вот тогда, в тот день, и будут
поститься. 21 Никто не ставит заплаты из новой
ткани на старую одежду, иначе потянет на себя заплата ветхую
ткань – и дыра станет еще хуже. 22 И никто не наливает молодое вино
в старые мехи, иначе прорвет вино мехи – и вино
пропадет, и мехи. Молодое вино наливают в новые мехи.
2.18постились — пост [— в древности
пост заключался в полном отказе от пищи на определенный период
времени. Был временем печали и раскаяния; имел также подготовительное
и заместительное значение. Обязательным для всех днем поста был установленный
ПисаниемДень искупления, или Судный День (евр. Йом Киппур),
но фарисеи из благочестивых побуждений постились два раза в неделю
(в понедельник и в четверг).].
2.19 См. прим. к Мф 9.15
[Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась
семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения.
Пост же был зна́ком раскаяния и печали.].
2.21из новой ткани —
см. прим. к Мф 9.16 [— дословно:
"из неотбеленной ткани"; такая ткань после первой стирки садилась.].
2.22 См. прим. к Мф 9.17
[Мехи для вина, или бурдюки, делались из кожи.].
<наливают — в некоторых рукописях: "надо наливать".>
2.18-22 Мф 9.14-17; Лк 5.33-39
2.23 См. прим. к Мф 12.1
[Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть
зерна (см. Втор 23.25).].
2.24 См. прим. к Мф 12.2
[Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено
в субботу.].
2.26Авиатар (евр. Авьят`ар) — первосвященником
был тогда отец Авиатара. Жертвенный хлеб —
см. прим. к Мф 12.4
[согласно Лев 24.5-7, каждую субботу первосвященник клал на алтарь двенадцать
хлебов в знак благодарности Богу за Его милость к Израилю, а старые
хлебы снимал. Во времена Давида их можно было есть всякому, кто не был
ритуально осквернен, но позже их разрешалось есть только священникам.].
2.23-28 Мф 12.1-8; Лк 6.1-5
2.23 Втор 23.25 2.25-26 1Цар 21.1-6 2.26 Лев 24.9
2.27 Исх 20.8-10; Втор 5.12-14
3.1с сухой рукой —
см. прим. к Мф 12.10 [— т.е.
с парализованной. В субботу запрещалось лечение, кроме случаев,
требовавших оказания срочной помощи.].
3.6иродиане [— сторонники Ирода Антипы,
поддерживавшие его в стремлении получить царский титул. Это были
представители светской власти, во многом усвоившие языческий образ жизни.]
.
3.1-6 Мф 12.9-14;
Лк 6.6-11
23 Однажды в субботу Иисус шел через поле.
Его ученики на ходу срывали колосья. 24 Фарисеи стали Ему говорить:
– Смотри, что они делают!
Этого нельзя делать в субботу!
25 – Разве вы никогда не читали, –
говорит им Иисус, – что сделал Давид, когда был в нужде
и когда сам он и люди его голодали? 26 Он вошел в дом Божий, при первосвященнике
Авиата́ре*, и ел жертвенный хлеб –
тот, который нельзя есть никому, кроме священников, – ел сам
и дал своим людям.
27 И сказал им Иисус:
– Суббота создана для человека,
а не человек для субботы. 28 Поэтому Сын человеческий –
господин и над субботой.
3
1 Иисус снова пришел в синагогу.
Там был человек с сухой рукой. 2 За Иисусом следили, не станет ли Он лечить
его в субботу, чтобы потом обвинить. 3 Иисус говорит человеку, у которого была
сухая рука:
– Стань посредине. –
4 А их спрашивает: – Что позволено
делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?
Они молчали. 5 Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том,
как они слепы, и сказал человеку:
– Протяни руку.
Тот протянул – и рука стала здоровой. 6 Фарисеи
ушли и тут же стали вместе с иродианами строить планы, как им расправиться
с Иисусом.